Название объекта: Жилой комплекс “Панорама”
Местоположение Москва, Климашкина ул., д. 17, стр. 2
Архитекторы АБ «Остоженка», А. Скокан, В. Каняшин, М. Дехтяр, М. Кудряшов при участии М. Муравьева
Конструктор С. Шац
Заказчик ООО «Капитал Груп»
Генподрядчик ANT YAPI (Турция), фасадные работы – AYGUN (Турция), алюминиевая фасадная система – SCHUCO (Германия)
Площадь территории, кв. м 4300
Площадь застройки, кв. м 1270
Площадь здания, кв. м 18 400
Жилая площадь, кв. м 10 700
Количество квартир 51
Площадь квартир, кв. м 180–250
Количество машиномест 122
Проектирование 2003–2004 гг.
Строительство 2004–2005 гг
Застройка района представляет собой пеструю смесь из зданий разных времен. Тут пересекаются несколько слоев городской ткани – неоготический костел, хрущевские пятиэтажки, жилые дома 70–80-х годов и совсем свежие новостройки. Сейчас эта территория переживает кардинальную трансформацию: элитное жилье прорастает сквозь унылые советские постройки и постепенно формирует новую среду со своей инфраструктурой. Престиж района стремительно повышается, но, конечно, Красная Пресня – далеко не центр города, для того чтобы стать действительно шикарным, ему явно не хватает шарма исторических зданий. Единственный памятник – католический собор конца XIX века – стал центром притяжения для коммерческого жилья. Клубные дома, тесня здания советской эпохи и выстраиваясь в очередь друг за дружкой, активно заигрывают с этой аристократической достопримечательностью, рассчитывая на то, что обаяние готических кружев поднимет и их цену.
Этикетка любого товара представляет главную причину, по которой стоит этот товар купить. Этикетка жилого комплекса – его название. Если подходить с этой логикой к дому с названием «Панорама», то становится ясно, что самым привлекательным для покупателя девелоперы посчитали уникальные видовые точки. Чтобы сделать вид из каждой квартиры максимально живописным, пришлось поднять жилые помещения на уровень третьего этажа, а первые два отдать под дорогой фитнес-центр (площадью более 3500 кв. м, с магазином, баром и банями).
Вообще говоря, многоплановые перспективные виды, зоны видимости, иначе говоря – «панорамность», могли бы стать отличной архитектурной концепцией для этого здания. Возможно, так оно и было, но почему-то ее выражают девелоперы, а не архитекторы. Но в любом случае в названии жилого комплекса «Панорама» зашифрованы два главных проектных принципа, определившие облик здания.
Принцип мозаичной композиции – «панно» – определил фасады, а «принцип рамы», обрамляющей вид на костел, формирует объемное решение здания.
Дело в том, что комплекс разделен на два здания прихотливо изгибающимся проемом, в просвет которого видна готическая башня католического собора. Вид получился даже какой-то слишком постановочный – он явно рассчитан на взгляд сквозь объектив. В советской архитектуре такие театральные эффекты на профессиональном жаргоне именовались термином «шанс», а теперь демократично зовутся «фишками». Подобную игру с собором можно было бы назвать архитектурным кокетством, если бы она не оказывала такого влияния на композицию всего комплекса. Дело не просто в том, что сквозь одно здание видно другое – это лишь повод для целого пространственного спектакля. Если смотреть на проем строго перпендикулярно фасаду, то создается ощущение, что весь дом – абсолютно плоский, как стекло, и это стекло случайно разбилось на две половины. Когда же обходишь здание, то замечаешь, что изогнутые линии проема принадлежат разным плоскостям и на самом деле это сложный разрыв между двумя объемами. Получается, что с одной точки проем воспринимается как скол стекла, с другой – как геологический разлом, в одном случае дом выглядит легким, хрупким и прозрачным, а в другом – массивным и тяжелым. Здание, подобно кристаллу, дает принципиально разные ощущения, которые зависят только от угла зрения наблюдателя.
«Принцип рамы» комплекс получил в наследство от соседнего здания, построенного несколько лет назад тем же девелопером и той же командой архитекторов. Вообще, этот удивительный феномен московской архитектуры требует отдельного исследования и осмысления: на определенных земельных участках складываются устойчивые тандемы архитектор – девелопер, которые последовательно развивают эти территории и внутри них создают новые композиционные связи.
Началась эта история со строительства жилого дома по адресу: Климашкина ул., д. 19 – кирпичного здания, которое стоит позади «Панорамы». Участок застройки располагался перпендикулярно улице Климашкина и выходил на нее торцом. Параллельно и довольно близко к нему тогда находился длинный лабораторный корпус. Архитекторы хотели по возможности избежать ситуации, при которой окна элитных квартир выходили бы на старое конторское здание. Поэтому дом был разбит на две части, которые в плане уходят уступами от здания напротив. Сверху эти башни соединены мостом высотой в этаж. Получилась огромная арка, в проеме которой виден собор.
Когда через несколько лет была задумана «Панорама», архитекторы оказались поставлены в нелегкие условия: дом должен был находиться между их же аркой и собором. С одной стороны, нельзя было закрывать вид на храм, с другой – нельзя было повторять прием. Требовалось что-то принципиально другое, но на ту же тему проема. Решение оказалось простым и контрастным по отношению к предыдущему. Архитекторы как бы перевернули арку: снизу расположили длинный блок высотой в два этажа, а над ним – два отдельных здания. Проем остался, но его очертания изогнулись. Композиционный принцип рамы получил свое продолжение – возникла зрительная ось, ориентированная на здание костела.
Но самое интересное в том, что недавно позади первого дома-арки – Климашкина, 19 – другим девелопером было построено новое жилое здание. Его габариты уже соотносятся с очертаниями двух просветов, сориентированных на костел. Образ здания-рамы из единичного приема превратился в градостроительный принцип для целого ансамбля – в застройке района возник коридор, и собор оказался виден довольно далеко со стороны Пресненского вала. Второй образ, определивший фасады «Панорамы», – образ мозаичного «панно» из цветных стекол разных размеров. Это решение было вызвано близким соседством (около 18–22 м) с жилым домом №19. Его фасад был выполнен из красного кирпича, и архитекторам требовалось сделать что-то принципиально отличное от него. В результате большая часть поверхности жилого комплекса «Панорамы» облицована отражающим стеклом. Прием, надо сказать, хрестоматийный – последние лет восемьдесят стеклянным экраном уже никого не удивишь. Этот прием критиковали уже в семидесятые, когда стеклянные параллелепипеды заполонили весь мир. В Советском Союзе он стал символом бездушных конторских зданий – тех самых пресловутых «домов из стекла и бетона». Так что это был весьма существенный риск – решиться использовать прием с такой репутацией для элитного жилья. Однако решение себя оправдало.
И это позволяет сделать важный вывод: даже самые расхожие модернистские приемы уже не несут того негативного значения, которое они приобрели за годы официального советского модернизма, напротив, современная стилистика предельно востребована.
Правда, этот факт усложняет жизнь архитекторов – если красота классических обводов проверена веками, то современные приемы требуют от проектировщика поразительной осведомленности о том, что модно, а что уже нет. Исход битвы за архитектурное качество решают неуловимые нюансы. Так, старый как мир прием сплошного остекления превращается в стильный по сегодняшним меркам фасад благодаря введению одного лишь орнаментального мотива: алюминиевые профили «Панорамы» выполнены в духе живописи Пита Мондриана. Из-за них фасад воспринимается не как монотонный экран, а скорее как декоративная поверхность, которая преображает окружающий пейзаж, подобно телевизору или монитору. Ассоциация с компьютерным монитором не случайна – фасад «Панорамы» как бы состоит из цветных «пикселей»: прямоугольные фрагменты плоскости выполнены из крашенного в массе стекла. Цветовые оттенки фасада выбраны весьма приглушенные: из какой-то невнятной сине-зеленой гаммы с редкими вкраплениями ярко-красных поручней на французских балконах.
Так же, как и в объемном решении здания, вся картина сильно зависит от положения наблюдателя: с одной точки стекла прозрачные, с другой – зеркальные. Получается, что игра контрастов проводится не только на уровне формы здания (плоская/объемная, тяжелая/легкая), но и на уровне материала – стекло тоже то прозрачное, то отражающее, то темное, то светлое. Спрогнозировать такую тонкую игру материалов было, видимо, нелегко, ведь она возможна только в реальности, а, например, на трехмерных изображениях в проекте «Панорама» выглядела совершенно пресно. Жаль только, что вечером все цветовые и световые эффекты пропадают, и комплекс производит впечатление офисного здания.
По московским меркам фасад «Панорамы» получился весьма «модным». Мода, как известно, меняется циклически, вот сейчас, например, ведущие дизайнеры вновь обращаются к чистым формам интернационального стиля. Когда смотришь на фасад «Панорамы», кажется, что этот фасон достали из старого гардероба советской архитектуры и умело доработали в соответствии с последними веяниями. Сложная композиция остекления на фасаде – весьма распространенный в современной архитектуре прием, который можно было бы условно назвать текстурой. Текстура – это пестрый повторяющийся орнамент на фасаде здания. Элементами этого орнамента могут являться окна, остекление, детали конструкций. Важно только, чтобы все они вместе формировали хаотичный рисунок, в котором нет жесткой ритмической закономерности. Этим рисунком можно покрыть плоскость фасада любой конфигурации.
Прием этот удобен тем, что позволяет сделать форму здания простой и лаконичной (а значит – дешевой), но зато привносит необходимую сложность и деталировку фасада (то есть ощущение дороговизны). Эдакий компромисс модернизма – ведь архитекторы-модернисты всегда отрекались от орнамента и декорирования. Отбросив все обвинения в декоративности, можно сказать, что прием текстуры – свидетельство того, как качество архитектуры повышается не столько за счет дорогих материалов и технологий, сколько за счет интеллектуальных и художественных усилий проектировщика. Пока жилой комплекс “Панорама” является одним из первых зданий, где применен прием текстуры, понятно, что сейчас этот прием будет довольно популярным в московской архитектуре, но еще пара таких построек – и он может стать банальным штампом, каким когда-то стал стеклянный экран Мисa ван дер Роэ.
Впрочем, даже на примере жилого комплекса “Панорама” видно: пока требования отечественного архитектурного рынка таковы, что главным для привлечения покупателя считается отнюдь не архитектурный облик, а технологические ухищрения или все те же видовые точки. Так, основной упор рекламной кампании делается на тот факт, что лифт приходит не на лестничную площадку, а сразу в частную зону, и на уникальный вид с готическим собором. Но система «лифт в квартиру» – ход вполне стандартный для элитного жилья, а красота вида – параметр, конечно, важный, но в общем довольно субъективный. Главные же достижения «Панорамы» – в развитии оригинального градостроительного приема, в стильном решении фасада и применении неожиданных для жилья конструкций. Но эти аспекты, как и прочие вопросы дизайна и стиля, на российских просторах пока еще не имеют такой значимости, как на мировом. Видимо, это – следующий этап развития отечественной архитектуры.