Жан Нувель — один из самых титулованных и авторитетных французских архитекторов современности. Автор таких знаковых построек, как Институт арабского мира и филармония в Париже, Музей королевы Софии в Мадриде и музейный комплекс Лувр в АбуДаби, небоскреб «Торре Агбар» в Барселоне и «Доха-тауэр» в Катаре. Постройки Нувеля регулярно получают профессиональные награды как лучшие здания года в своей категории. Нувель возводит самые разные объекты как камерного, так и градостроительного масштаба, успешно адаптируя свои замыслы к любой точке земного шара. Геометрия его архитектуры одновременно лаконична и непредсказуема, а за простым фасадом всегда скрывается множество неожиданных затей и скрытых смыслов. В работах французского мэтра органично взаимодействуют природные элементы и материалы хай-тек-архитектуры, удивительно логично сочетая экологическую направленность и внедрение самых передовых технологий.
Начало карьеры
Жан Нувель родился 12 августа 1945 года в небольшом городе Фюмеле на юге Франции, в семье учителей. Рано обнаружив в себе художественные наклонности, юноша собирался стать живописцем, но по совету родителей выбрал более фундаментальную творческую профессию и поступил на архитектурное отделение Высшей школы изящных искусств в Бордо. Способности молодого человека не остались незамеченными, и в 1966 году он выиграл стипендию на продолжение обучения в Национальной школе изящных искусств в Париже, которую окончил в 1972 году. Параллельно с учебой Жан в 1967-1970 годах работал в бюро Клода Парана и Поля Вирильо. Затем, еще до получения диплома, Нувель открыл свое первое архитектурное бюро.
Следующее десятилетие творческой деятельности молодого архитектора было посвящено не только проектной, но и теоретической работе. В этот период он стал одним из основателей архитектурных движений «Марс 1976» и «Архитектурный синдикат». Позже Нувель основал студию «Жан Нувель и партнеры», а затем — фирму JNEC. Его нынешнее бюро «Ателье Жан Нувель» учреждено в 1994 году.
Первый профессиональный успех
Первой крупной профессиональной удачей, принесшей французскому мастеру широкое признание, стал его совместный проект с бюро «Архитектурная студия». Это было здание Института арабского мира в Париже (1981-1987).
Особенно запоминающимся оказался прием внешнего оформления фасадов здания, которые вызывали ассоциации и с исконными арабскими орнаментами, и с образами современной техногенной инженерии. Кроме выполнения декоративной функции на фасаде облицовочные панели играли роль эффективной солнцезащиты и одновременно украшения интерьера.
В 1987 году по проекту Нувеля возводится еще одно здание, не столь знаменитое, но не менее эффектное.
Это комплекс «Немаусхаус» во французском Ниме. Вытянутые трехэтажные корпуса с широкой кровлей и наклонными ограждениями балконов поражают цельностью нестандартного художественного образа при рациональном решении функциональных задач. Постройка с характерным запоминающимся абрисом выделяется среди окружающей застройки.
Реконструкция Национального оперного театра в Лионе
Дальнейшими значимыми работами стали сразу несколько проектов, самый важный из которых — реконструкция Национального оперного театра в Лионе, где Нувель отдал дань уважения господствовавшему в тот момент постмодернизму в архитектуре.
Он предложил свою версию использования ассоциаций с классикой вместе с применением технологий, необходимых современному оперному театру. Над исторической двухъярусной колоннадой Нувель спроектировал единое многоуровневое пространство под большой аркой, визуально приближающее все здание к облику базилики, интерпретированное в соответствии с нуждами театральной машинерии. Общественные и особенно театрально-концертные здания — вообще одна из любимых типологий Нувеля. Его эффектные проекты концертных залов и музейных комплексов всегда вызывают бурную реакцию публики и дебаты в прессе, но именно эти работы упрочили положение Нувеля как лидера французской архитектуры и прославили его на весь мир.
Небоскреб «Торре Агбар» в Барселоне
Сооружение новых знаковых элементов застройки, своеобразных примет своего времени, — вот интересная задача, которую каждый раз по-разному решает Жан Нувель. Амбициозный небоскреб «Торре Агбар» в Барселоне, вознесшийся выше главного символического сооружения каталонской столицы — собора Саграда Фамилия, — наглядное тому подтверждение. Вызывающая фаллическая форма, переливающиеся яркие цвета облицовки, технологическое совершенство исполнения — те средства, которыми Нувель доказывает небанальность и значимость своей архитектуры, в каком бы именитом окружении она ни находилась.
Музей королевы Софии в Мадриде
Одним из любимых приемов формообразования в общественных зданиях у Нувеля является монументальный выносной козырек над лаконичным прямоугольным стеклянным фасадом. Таков и Культурный центр в Люцерне, и Музей королевы Софии в Мадриде, и более поздний концертный зал в Копенгагене.
В здании торгового центра «Евралилль» 1995 года архитектор умело уравновесил вертикали построенных вглубь участка призматических вертикальных башен делового квартала Лилля, правильно обозначив крупный масштаб всего комплекса. Пространство под козырьком создает общественную площадь, которая предлагает оптимальный баланс между местами городского общественного назначения и закрытыми офисными помещениями. В этом проекте Нувель умело выстраивает иерархию назначения городских пространств, создавая современный акцент в сложившейся структуре застройки.
В Музее королевы Софии огромную роль играет контраст насыщенного красного цвета вертикальных стен и темной кровли с выносом, а в копенгагенской постройке воздействие образа строится на контрасте формы простого внешнего объема и причудливо сложного пространства главного концертного зала.
Отдельного разговора заслуживает реконструкция Нувелем одного из четырех зданий газометра (блок А) в Вене, осуществленная в 2001 году. Сохранившиеся корпуса требовалось модернизировать и приспособить под новые функции. Ведущим архитектурным бюро было предложено разработать свою версию обновления идентичных зданий. Нувель не стал существенно видоизменять исторический фасад цилиндрической кирпичной постройки, но внутри создал систему современных пространств из стекла и металла в более органичных для себя линиях и формах хай-тека. В результате в исторической оболочке газометра А под прозрачным куполом разместились удобные и красивые современные офисы, рестораны и магазины. Проект Нувеля был благосклонно воспринят публикой и вызвал волну подражаний в области модернизации исторических промышленных зданий. Сам мастер еще неоднократно возвращался к приему сочетания исторической «коробки» здания, элементов неомодернистской эстетики и новейших технологий.
После объединения Германии в 1989 году и восстановления статуса Берлина как общей столицы в новых “старых” границах архитекторы со всего мира с особым энтузиазмом принялись проектировать для этого города. В рамках создания облика более современного и комфортного воссоединенного Берлина были обозначены несколько фокусов активной модернизации городской среды. Визитной карточкой нового Берлина стали обновленный Рейхстаг и Правительственный квартал из серии административных зданий.
Новые жилые дома, офисы и общественный центр вдоль разрушенной Берлинской стены формировались в районе Потсдамской площади. Поддержание исторического наследия и ревитализация прилегающих кварталов Старого города проходила от Бранденбургских ворот вдоль знаменитого променада Унтер-ден-Линден, в районе улиц Фридрихштрассе и кварталов Хакешемаркт.
«Галерея Лафайетт»
Существовали поэтапные планы и более масштабного развития в других районах города, но первые знаковые шаги по изменению облика немецкой столицы проводились именно в этих ключевых точках. И здание Нувеля для торгового центра «Галерея Лафайетт» стало одной из наиболее заметных и обсуждаемых построек первой волны реконструкции Берлина после объединения.
Поскольку градостроительный регламент Берлина содержал жесткие ограничения по размеру участков и общей высоте здания, то фасад универмага Нувель спроектировал в лаконичных обтекаемых формах, смягчив излишнюю упорядоченность привычных берлинских кварталов более плавными очертаниями стен.
Главная интрига нового здания разворачивалась внутри, когда посетитель попадал в центральный атриум. Это парадное пространство эффектно освещалось фонарями верхнего света в виде перевернутых конусов, вокруг которых живописно разбегались черно-белые многоярусные лестницы и эскалаторы. По сравнению со спокойными линиями остекления внешних стен внутреннее убранство галереи создавало эффект динамичного разнообразия цвета и фактуры отделочных материалов, насыщенного игрой света.
Даже на фоне очень удачных экспериментов в Берлине от других мировых архитектурных звезд работа Нувеля неизменно попадала в топ-10 самых ярких построек 1990-х, разрекламированных множеством путеводителей на разных языках. «Галерея Лафайетт» от Нувеля стала значительной вехой на пути популярности Берлина как туристически привлекательного и интересного города.
Работы Жана Нувеля в Люцерне
Работы Нувеля в красивейшем и очень традиционном швейцарском городе Люцерне были неоднозначно восприняты публикой из-за своего чрезмерного контраста с окружением. Над местным Культурно-общественным центром архитектор трудился несколько лет: проектирование началось в 1993 году, а строительство завершилось только в 1999-м. По своему художественному решению здание близко к эстетике раннего модернизма, в нем есть множество визуальных отсылок к работам Миса ван дер Роэ и прочих великих новаторов предшествующего поколения.
В том же году Нувель построил в Люцерне еще и эксклюзивный бутик-отель, где впервые применил в своем творчестве метод цветных проекций на остекленные плоскости фасадов. Согласно замыслу автора спроецированные изображения выполняют функцию, аналогичную функции расписных плафонов архитектуры барокко: вносят цветовые акценты и придают динамику композиции, делают разнообразным ритм основного конструктивного решения здания. И если общественный центр получил определенное признание благодаря сильным контрастам формы кровли и самого объема постройки, гармонично увязанного с отражениями в водной глади фонтана на площади вокруг здания, то отель стал местом, где Нувель опробовал прием организации цветного акцента под выносами консолей, что впоследствии неоднократно использовал, особенно при оформлении отелей.
Расцвет творческой формы
После Люцерна Нувель завершил исключительно сильный и ясный по замыслу комплекс Дворца правосудия во французском Нанте (2000). Простота линий, устойчивость и одновременная легкость прямоугольных конструкций здания однозначно указывали на прозрачность и незыблемость французских законов, в соответствии с которыми регламентировалась жизнь людей внутри этой постройки. Красоту и совершенство прямого угла как главный эстетический принцип Нувель уже обыгрывал ранее в здании штаб-квартиры ювелирного концерна «Картье» в 1994 году. Но в Нанте, сложив эстетическую концепцию и символическую идею функционального назначения здания, Нувель максимально полно раскрыл совершенство и актуальность евклидовой геометрии на службе современной архитектуры.
Высотные здания Жана Нувеля
К 2000 -м годам в основанном Нувелем бюро насчитывалось более 140 сотрудников, что позволило проектировать сразу десятки объектов и открыть филиалы в нескольких странах. Сегодня у «Ателье Жан Нувель» помимо главного парижского офиса есть отделения в Лондоне, Копенгагене, Риме, Барселоне, Мадриде, Миннеаполисе и Дохе.
Офисный небоскреб «Торре Агбар» был не первым успешным высотным зданием Нувеля. Еще в 1998 году он построил штаб-квартиру компании «Денцу» в Токио, да и позднее неоднократно обращался к этому типу сооружений.
Большой резонанс в профессиональной среде получили его нереализованные проекты «Скала» в порту Виго (Испания), башни «Тур Сигналь» в Париже и небоскреба «Торре Вера» в Нью-Йорке. Реализация высотки Доха-тауэр в Катаре тоже не остается незамеченной: небоскреб признали лучшим в Азии в 2012 году. А успешно завершенный в 2014 году жилой эко-комплекс «Уан-Сентрал-парк» в Сиднее получил титул лучшего в регионе высотного здания по версии Совета по высотным зданиям (CTBUH).
С неизменным успехом Нувель продолжает проектировать общественные центры и культурные сооружения в разных странах. Среди ярких реализованных работ мастера следует отметить Галло-романский музей в Перигё, Театр Гатри в Миннеаполисе, Театр Архипелага в Перпиньяне, Музей искусств компании «Самсунг» в Сеуле, торговый центр «Уан-нью-чендж» в Лондоне. Впечатляющими проектами стали его предложения для зданий Музея Гуггенхайма в Рио-де-Жанейро и Токио, развлекательных центров в Дубае и Кувейте.
Важной творческой вехой для Нувеля стало создание новой парижской филармонии рядом со знаменитым парком науки «Ля Вилетт», где находятся скульптурные композиции Бернара Чуми и прочие архитектурно-инженерные изыски, требовавшие исключительно сильного художественного образа нового здания. Нувель отлично справился с поставленной задачей, предложив сложный и монументальный объем, по-новому формирующий всю систему визуальных акцентов и архитектурных доминант окружения.
Забота о сохранении культуры развивающихся стран, актуальная для современной политической ситуации во Франции, а также общей хрупкости природного и культурного равновесия на всей планете стала для Нувеля эдной из длительных тем к размышлению. После успеха Института арабского мира и павильонов на Экспо-2000 в Ганновере и биеннале в Венеции Нувель продолжил тему в проекте Музея искусств цивилизаций Азии, Африки, Океании и Австралии, который был открыт во французской столице на набережной Бранли в 2006 году. Облицовка из панелей с живой растительностью, перпендикулярной к плоскостям стен, воспринимается как новое понимание роли природы в эстетике рукотворного и сугубо каменного традиционного Парижа.
Нувель — экспериментатор, который часто объединяет обыденное и непривычное в самых причудливых сочетаниях. Например, в проекте башни для порта Виго он соединил образ монолита из природного камня (темного гранита) и нерегулярность подчеркнуто рукотворных геометрических прямоугольных окон неомодернистской архитектуры. В высотном жилом комплексе в Сиднее объединились стекло и живая зелень, растущая в стороны, как разноцветный мохнатый ковер, на фасадных панелях. В бельгийском Шарлеруа Нувель спроектировал комплекс, совместивший совершенно разные, невозможно далекие друг от друга функции: в одном здании здесь располагаются центр балета и отделение полиции.
Работы Нувеля на Ближнем Востоке
Продолжением музейной темы в творчестве Нувеля для стран арабского мира стал масштабный проект музейного комплекса Лувр в Абу-Даби, где мастер художественно осмыслил не только формы и конструкции собственно здания, но и все внутреннее убранство, включая дизайн мебели.
По признанию самого мастера, возведение зданий в местах, практически лишенных исторического архитектурного контекста, позволяет реализовывать идеи, совершенные в своей чистоте и ясности, что гораздо сложнее осуществить в многослойной городской среде с постройками разных эпох. В случае с небоскребом в столице Катара Дохе Нувелю удалось воплотить необходимые культурные ассоциации и отсылки в исключительно современном и технологичном здании.
В этом небоскребе он развил тему ограждающих фотоэлементов на фасаде, аналогичную разработанной ранее для облицовки Института арабского мира в Париже. Эти затейливые повторяющиеся геометрические элементы фасадов создают эффект богатого орнаментального решения, присущего традиционной исламской культуре, одновременно являюсь эффективной солнцезащитой. Изящество сочетания эстетических ассоциаций и функционального решения позволило офисной башне в Дохе затмить все прочие многочисленные небоскребы региона и получить титул лучшего высотного здания 2014 года.
Проектирование малых форм и павильонов иногда приносит не меньшую славу, чем крупные градостроительные ансамбли. Хотя Притцкеровскую премию в 2008 году Нувель получил все же за небоскреб в Барселоне, но всплески интереса к своему творчеству знаменитый француз ощущал после успеха выставочной конструкции «Монолит», плававшей по озеру Муртензее во время выставки Экспо-2002 в Швейцарии, а затем после строительства в 2010 году временного павильона для знаменитой галереи Серпентайн. Кстати, чтобы удостоиться такой чести, мировые архитектурные звезды выстраиваются в очередь.