Желая улучшить мир, Роджерс уделяет большое внимание постройкам, где принимаются и совершенствуются законы, а также осуществляется контроль за их соблюдением. Речь идет о парламентских и судебных зданиях, возведение которых британский мастер вознес на новую художественную высоту. Несмотря на общность функций, каждое из таких сооружений обладает неповторимым обликом и запоминающимся силуэтом. Но везде — стекло и металл, острые формы и игры с визуальной проницаемостью пространства.
Городской суд Антверпена (1998-2006) напоминает парусную регату, волей ветров очутившуюся в гавани торгового города. Суд в Бордо (1992-2000), скорее, вызывает ассоциации с упорядоченной системой пространств, подводящих зрителя к некоему священному сосуду, хранящему сокровенную мудрость законов. Важную роль здесь играет идея прозрачности большей части зданий, что символизирует чистоту и прозрачность законов, реализующих свое действие в этих стенах.
Европейский суд по правам человека в Страсбурге (1989-1995) состоит из системы цилиндрических объемов и скругленных внутренних залов. Подобная форма здания вызвана желанием архитектора визуально отразить идею всестороннего рассмотрения каждого дела, отсутствием пространства для конфронтации и взглядов «из своего угла». Конечно, в данном подходе много идеализма и утопического понимания мира, но именно так выражается стремление мастера думать о мире лучше и через средства архитектуры заставить его быть лучше.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Первая попытка представить правосудие архитектурными средствами у Роджерса состоялась в проекте здания Европейского суда и Комиссии по правам человека в Страсбурге, Франция. В этой работе он создал монументальный образ средствами хай-тека 1990-х.
Композиционно французское сооружение состоит из нескольких цилиндрических объемов, соединенных в комплекс благодаря внутреннему дворику и ядру вертикальных коммуникаций. Для разных версий постмодернистской архитектуры неожиданные, но ясные сочетания геометрических форм и деталей (например, цилиндров, пирамид и прочего) являлись излюбленным мотивом. Скошенные металлические цилиндры здания Европейского суда Ричарда Роджерса заметно отличаются от срезанных каменных цилиндров капелл и соборов Марио Ботты, но и те, и другие несут яркую художественно-символическую функцию, формирующую семантический образ здания.
В постройке Роджерса — это ключевая зона комплекса, открытая для прессы и посетителей. Цилиндров два, поскольку изначально предполагались раздельные заседания суда и комиссии, что нашло отражение в концепции архитектурного пространства. Административные службы обеих структур вынесены в протяженный семиэтажный корпус, закрытый для посторонних.
Второе здание — крупный судебный комплекс в Бордо, выполненный Роджерсом на стыке идей хай-тека и «зеленой архитектуры». Дворец правосудия возведен рядом с неоклассическим центром города и примыкает к средневековой крепостной стене. На ее фоне особенно хорошо читается прозрачность лицевого корпуса, собранного из стеклянных панелей на металлическом каркасе. Зодчий охотно драматизирует контраст общей выносной кровли и стеклянных прозрачных объемов под ней, усиливая выразительность и динамичность зданий. Он использует этот прием как в данной судебной постройке, так и в парламентских комплексах, в частности в здании Национальной галереи Уэльса.
Экологическая составляющая роджерсовских зданий «закона и порядка» заключается в эффектном использовании натуральных материалов (в особенности дерева)
на контрасте со стеклом и металлом, олицетворяющими техногенный подход к архитектуре. В Бордо залы судебных заседаний — это каркасные деревянные конструкции в виде глухих обтекаемых коконов, которые включены в прозрачный объем протяженного сооружения и соединяются с ним тонкими мостиками. Залы-коконы облицованы панелями из многослойной фанеры, обшитой снаружи кедровыми досками, что подчеркивает приватность и независимость судов при общей открытости проницаемой структуры. Подобный контраст ортогональной геометрии и мягкой плавности органических форм приведен, чтобы подчеркнуть четкость и даже жесткость законов во взаимосвязи с неоднозначными обстоятельствами жизни конкретных людей, на которых распространяется действие данных законов.
Здание суда в Антверпене — некая кульминация разработки темы визуального отражения закона и порядка в творчестве Роджерса. Зодчий сознательно отошел от обращения к историческим реминисценциям и аллюзиям, создав образ здания, олицетворяющего торжество закона исключительно средствами современной архитектуры. Антверпенская постройка — третья впечатляющая версия мастера наглядной демонстрации правосудия в стекле и металле.
Здание представляет собой удивительную вытянутую стеклянно-прозрачную композицию, увенчанную серией световых фонарей-парусов, придающих постройке возвышенно-поэтический вид. Как и в более ранних работах этой типологии, Роджерс использует стальной каркас с выделенными цветом элементами конструкции, «одетый» в прозрачное стекло и перекрытый общей изогнутой кровлей. Но парящие фонари наделяют сооружение неповторимым характером. Главный вход акцентирован широкой лестницей, частично продолжающейся в интерьере. Внутренняя отделка помещений изобилует натуральным деревом — из него выполнены обшивка залов судебных заседаний, мебель и прочее. Общий холл с прозрачными участками кровли завораживает почти готической красотой структурированных сводов и опор и одновременно позволяет легко ориентироваться в частях вытянутого здания.
Отдельные залы заседаний встроены в общую структуру комплекса наподобие малых спортивных трибун с выделенными лестницами, а освещение общего холла напоминает крытую городскую улицу с системой независимых фонарей. Трибуны имеют собственные ленточные окна, выходящие как в общий вестибюль, так и на внешний фасад. Снаружи
сооружение имеет два основных горизонтальных уровня-этажа, выходящих на разные улицы города. Главный фасад представляет собой не столько собственно стену здания, сколько сложную пространственную рамку, замыкающую перспективу улицы. Подобное расположение вносит зримый современный акцент в историческое окружение, а эффектная конфигурация кровли и ее островерхий силуэт создают уникальный новый облик целого района.
Здание городского суда в Антверпене было признано лучшей постройкой года и получило премию Королевского института британских архитекторов 2007 года (RIBA International Awards 2007). Его также сочли лучшей европейской постройкой (RIBA European Awards 2007), а Роджерс благодаря данной работе стал лауреатом престижной премии Любеткина.
Во всех зданиях этого типа Роджерс старается соблюдать принцип максимально разумной экономии, экологичности и энергоэффективности, уменьшая вредное воздействие своих построек на окружающую среду. В его судебных и парламентских комплексах системы кондиционирования ориентированы на максимальное использование естественной вентиляции, а принудительно обслуживаются только места наибольшего скопления людей.
Соединяя символическое и механическое, мастер продолжает экспериментировать с формой в стекле, металле и бетоне — излюбленных материалах высокотехнологичной архитектуры, добиваясь новых высот пластического разнообразия и выразительности. Здание городского суда в Антверпене — подлинный шедевр монофункционального назначения в сложившейся городской застройке.