объект: Здание Союза архитекторов России (реконструкция)
расположение: Москва, Гранатный пер., д. 22
заказчик: Союз архитекторов России
застройщик, инвестор: ООО «Когалым Финанс Сервис»
проектирование: мастерская №19 под руководством А.Р. Асадова
архитекторы: А.Р. Асадов, А. Черниенко, А.А. Асадов, П. Герасимов, Н. Цымбал
конструкторы: Г. Вайнштейн, Л. Столяр, А. Юхин, Н. Беседина
инженерия: ООО «Бизнес Эйр Инжиниринг»
фундамент, монолитные железобетонные конструкции: компания «Гиза XXI век»
покрытие кровли и козырька медью: ООО «Эном» в составе «Алкон-Трейд-Систем»
интерьеры реконструированной части здания:
«Архитектурная мастерская Андрея Асса»
конкурс на разработку проекта реконструкции: 2002 г.
проектирование: январь 2003 г. – январь 2004 г.
строительство: март 2004 г. – декабрь 2005 г.
площадь территории, кв. м: 876
площадь застройки, кв. м: 860
общая площадь здания, кв. м: 4640
паркинг: подземный, 36 машиномест
этажность: 5
максимальная высота, м: 17,9
Идея этого имиджевого проекта возникла в 2002 году. Союз архитекторов России объявил конкурс на реконструкцию и расширение своего административного здания. Планировалась реанимация особняка, в котором ранее располагалось правление Союза, а также создание дополнительных площадей посредством создания нового объема. Новое здание должно было отражать последние достижения в области архитектурной мысли и строительной индустрии и гармонировать с исторической частью комплекса. Организаторы пригласили несколько известных архитектурных команд. В результате был выбран проект мастерской Александра Асадова.
Официальным заказчиком работ стал Союз архитекторов России, инвестором – ООО «Когалым Финанс Сервис». Союз сознательно отказался от привлечения в проект бюджетного финансирования. Инвестиционная схема давала возможность начать и закончить строительство в сжатые сроки. При этом историческая часть комплекса оставалась за заказчиком, а новая делилась между Союзом и инвестором в официально принятом для подобных проектов соотношении 30 на 70%. Одновременно заказчику пришлось принять дополнительные условия вкладывающей стороны. В результате инвестор нового здания взял на себя и все функции застройщика, пригласил собственных подрядчиков и жестко контролировал все этапы строительства и его финансирования. Проектирование началось в 2003 году.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Главным пожеланием заказчика стало восстановление старого здания. Несмотря на то, что особняк не раз перестраивался по оригинальным чертежам, его причисляли к историческим памятникам. К тому же отдельные элементы интерьера – парадная лестница, камин – стали своеобразными символами здания Союза для нескольких поколений архитекторов.
Требования инвестора проекта были сформулированы жестче: максимальное количество коммерческих площадей, возможное в границах участка и при заданной высоте будущего сооружения.
Строительство началось с разбора исторического здания. Двухэтажное деревянное сооружение находилось в аварийном состоянии, поэтому законсервировать его не удалось – при первых же работах по созданию подземной части оно стало бы рассыпаться.
Старое здание было Г-образным в плане и располагалось по двум сторонам участка – вдоль Гранатного переулка и перпендикулярно ему. Архитекторы использовали эту структуру в качестве основных направляющих для организации нового плана. Воссоздав два фасада по обмерам и чертежам, вдоль них разместили новые административные помещения. Таким образом, сохранились оригинальный коридорно-кабинетный принцип
планировки, а также входная группа и вестибюль.
Вход в коммерческую часть комплекса расположен рядом с въездом в двухуровневый паркинг, который отодвинут вглубь от фасадной линии.
На месте заднего двора появился просторный холл, оказавшийся в центре комплекса и ставший связующим звеном между его новой и исторической частями. Это пространство имеет также компенсаторную функцию. По замыслу архитекторов, в исторической части здания была сохранена оригинальная высота этажей. В новой, коммерческой части была заложена максимально возможная этажность. Средняя высота этажей получилась меньше. В результате уже со второго уровня в комплексе появился перепад высот и в центральной части сформировалось несколько интересных разноуровневых пространств.
С самого начала было решено сделать две части комплекса независимыми друг от друга. Они имеют общую эвакуационную лестницу, но в остальном обособлены, в частности у каждой – собственный вход. Подобное жесткое разделение поддерживается и объемными решениями. Новое строение, вырастая над восстановленным зданием, уходит вглубь дугообразной линией. Оно как бы отступает от исторического фасада, оставляя над исторической частью свободное пространство. Открытая кровля старого здания сделана эксплуатируемой, благодаря чему на уровне третьего этажа появляется терраса. Она прикрыта мощным козырьком, форма которого акцентирует геометрию восстановленной части. Последний уровень – остекленный объем – заглублен сильнее. Такое решение зрительно облегчает весь комплекс и создает еще одну открытую террасу на пятом этаже.
Одно из самых важных объемно-пространственных решений здания – крыша, плавно переходящая в задний фасад. В конкурсном проекте была задумана другая форма кровли – архитекторы хотели повторить линии и образы окрестных крыш, создавая аллюзии скатных поверхностей и конька. В процессе работы над проектом форма крыши смягчилась, превратившись в криволинейную поверхность, охватывающую здание.
Воплощение этой идеи оказалось достаточно трудоемким. Каждый радиус оболочки рассчитывался отдельно, было создано множество чертежей, по которым делалась опалубка. По ней захватками заливалась монолитная поверхность.
Циркульная конструкция заднего фасада здания Союза архитекторов России поддерживается консольными выносами этажей. В самой выпуклой части длина консоли достигает двух метров. Каждая консоль, объединяясь с криволинейной поверхностью стены, получает определенную точку опоры. Одновременно она поддерживает внешнюю монолитную оболочку, что делает конструкцию еще более прочной. Отдельного внимания потребовала и организация вывода инженерного оборудования на крышу. Плавная изогнутая форма не должна была прерываться надстройками. Пришлось специально рассчитать место и площадь небольшой ниши, где и разместили все необходимые системы. Сверху эта зона перекрыта жалюзийными листами, что сделало место вывода практически незаметным.
Еще один знаковый элемент – мощный козырек-навес над эксплуатируемой кровлей старой части. По замыслу архитекторов, этот массивный элемент уравновешивает объемно-пространственную композицию здания.
Его пропорции обусловлены конструктивным решением – высота лежащих в его основе продольных балок составляет 40 см. По ним уложена конструкция медного покрытия. В результате толщина козырька получается более полуметра, но реальные размеры не читаются. Визуально он облегчен за счет отверстий в основании и скошенного края.
Наиболее значимое решение во внешней отделке – использование патинированной меди для покрытия больших поверхностей: крыши, козырька и части заднего фасада. Выбор насыщенного зеленого цвета покрытия – одна из сохранившихся с конкурсного проекта отсылок к старым московским крышам. Однородность патинирования меди – нежелание вводить во внешний облик здания новую тему. Появление эффекта состаренности, подтеков могло сделать единую поверхность крыши-козырька дробной при восприятии.
Первоначально архитекторы предполагали покрыть патинированной медью и задний выгнутый фасад. Но в процессе согласования с администрацией соседней школы, которая опасалась затемнения учебных помещений, пришлось пойти на компромисс. Основная часть фасада покрыта белой штукатуркой, и медь появляется только в районе торцов здания.
Большая часть фасадов нового объема выполнена из стекла, что обусловлено не только требованиями инсоляции. Такое решение делает архитектуру легкой, прозрачной. Зеленый же оттенок стекла поддерживает цветовую гамму, заданную медным покрытием. Архитекторы отказались от светоотражающих зеркальных поверхностей, что позволило наполнить внутренние пространства светом.
Несмотря на некоторые сдвиги по срокам, к концу 2005 года внешняя отделка была сдана, но внутренние работы еще не завершены. Интерьеры исторической части восстановлены по оригинальным чертежам, работа над интерьерами новой части еще не ведется. Правление Союза уже переселилось в принадлежащую ему часть и постепенно обживает ее. Со временем станет понятно, удалось ли архитекторам, восстановив исторический памятник, сохранить в новых стенах творческий дух Союза.