Здание компании «Уиллис» в Лондоне — это продолжение многолетней полемики архитектора с коллегой и соратником Ричардом Роджерсом. Напротив творения Фостера стоит одна из самых известных работ Роджерса — лондонский манифест хай-тека с вывернутыми наружу стальными коммуникациями, здание «Ллойдс».
После начала собственной практики в «Фостер и партнеры» молодой, но уже достаточно опытный архитектор сконцентрировался на проектировании промышленных зданий. Переломным в его карьере стал 1969 год: сотрудничество с Бакминстером Фуллером повлияло и на характер самостоятельного творчества перспективного британца. Сначала в своем проекте административного здания компании «Линии Ольсена» в районе Доклендс Лондона Фостер впервые предложил создать пространство, где клерки и рабочие не были разделены. После успеха этой работы «Фостер и партнеры» получило заказ на создание штаб-квартиры компании «Уиллис, Фабер и Дюма» в Ипсвиче (1974). Здесь архитектор предложил открытый план офисного этажа задолго до того, как подобная практика стала нормой.
Новый деловой комплекс предлагал 1200 сотрудникам обширную общественную зону, а также 25-метровый бассейн, гимнастический зал и озелененную кровлю. Все это сочеталось со смелым внешним дизайном — плавно изгибающимся сплошным стеклянным фасадом, благодаря чему здание приобрело большую популярность у горожан, особенно у молодежи. Все это выглядело исключительным новаторством в общепринятой практике возведения офисных центров на Туманном Альбионе.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Поэтому строение удостоилось многих похвал и в обществе, и среди профессионалов, и даже было включено в реестр выдающихся сооружений современной Британии (Grade II). Впоследствии успех в Ипсвиче привел к продолжению сотрудничества бюро «Фостер и партнеры» с компанией «Уиллис».
Каждый из отцов-основателей хай-тека (Ричард Роджерс, Ренцо Пиано и Норман Фостер) стремился в определенный момент наиболее полно отразить черты совместного детища — нового архитектурного направления. Все формы здания «Уиллис» продиктованы контекстуальным диалогом со зданием «Ллойдс». Вогнутые ступенчатые пластины нового строения Фостера многократно отражают вывернутые наизнанку стальные внутренности башни «Ллойдс». А монументальный офисный комплекс в лондонском Сити — и ответ на вызов развитого объема сложносоставного «Ллойдс», и демонстрация более зрелого и взвешенного понимания Фостером возможностей современной архитектуры. «Ллойдс» активно противопоставляет себя окружению, кричит о своей инородности и обособленности. В нем все непривычно, все скрытое вынуто наружу, нарочито показано и подчеркнуто эстетизировано. Лифтовые шахты, балконы, лестницы, конструктивные детали — все напоказ. Тогда как в «Уиллис» — все сбалансировано, скрыто стеклянной завесой, с окружением начат конструктивный диалог: поверхности фасадов ориентированы на отражение окружающей застройки, на восприятие в контексте существующих градостроительных доминант и т. д. (Справедливости ради заметим, что половина этих доминант ближайшего окружения — работы самого Фостера или его единомышленников — тот же небоскреб «Мэри-Экс», он же «Огурец», в частности и Сити-Холл в Лондоне, похожий на яйцо)
Здание компании «Уиллис» получил название в честь основного арендатора — страховой компании «Уиллис». Он расположен на Лайм-стрит (51, Lime Street), в самом сердце финансового Сити. Предварительная работа началась еще в 2001-2002 годах, но полноценное проектирование и собственно строительство стартовали в 2004-м. Здание было придумано по заказу одной девелоперской компании. Функционально деловой центр разделен на две части: отдельное 10-этажное строение находится к востоку от главного, которое, в свою очередь, формируется из трех пересекающихся в плане полумесяцев разной высоты. Самая высокая часть поднимается на 29 этажей. Прообразом трехступенчатой изогнутой конструкции основной башни послужила форма панцирей нескольких ракообразных, сложенных один за другим. Получившееся сооружение воспринимается как серия как бы сросшихся раковин, повернутых к улице. Выступающие угловые элементы фасадов придают постройке сдержанный ритм и определенный динамизм. А узор несущих ограждающих конструкций не только имеет эстетическую нагрузку, но и функционально оправдан — он помогает контролировать уровень освещения внутри.
Озелененные плоские кровли более низких частей главного объема используются как зоны отдыха, куда сотрудники могут выйти в свободное время, чтобы полюбоваться на эффектные панорамы центра города. Все здание визуально объединено общим отражающим фасадом, служащим своеобразным экраном для прилегающих построек. Но кажущаяся полная прозрачность на самом деле умело регулируется чередованием глухих ребер и остекленных частей, что позволяет не только придать фасаду более выразительные ритм и фактуру, но и скомпенсировать количество нежелательных бликов и перегрева помещений от прямых солнечных лучей.
Центральным ядром конструкции небоскреба являются лифтовые шахты, санузлы и лестницы, что принципиально отличается от концепции хай-тек-зданий 20-летней давности, как в уже упомянутом соседнем «Ллойдсе» («доме наизнанку») или Гонконгском и Шанхайском банке.
Цокольный этаж нового комплекса «Уиллис» удобно раскрыт на город: просторное лобби со светопроницаемой внешней стеной скругленной формы визуально объединяет пространство внутри башни с внешними точками притяжения — кафе, магазинами и т. д. Архитектор учел и близкое расположение популярного торгового центра. Помимо бытового удобства и взаимосвязей с окружающей застройкой новый офисный гигант является примером прогрессивной природосберегающей стратегии. В результате продуманного применения новейших экологических материалов и технологий здание выбрасывает на 20 % меньше углекислого газа, чем обычно выделяют строения таких параметров. Оно признано экологически безопасным и имеет международный сертификат BREEAM Excellent. Изначальная установка на возможно меньший урон окружающей среде в целом характерна для работ по проектам «Фостер и партнеры», а начиная с 2000-х годов вообще является обязательной «фишкой» британского мэтра.
Однако пристальное внимание к деталям, эко-ориентированные прогрессивные материалы и подчеркнутое благоустройство в общественных зонах делают проекты сэра Нормана Фостера отнюдь не дешевыми. На возведение штаб-квартиры «Уиллис», например, было потрачено более 110 млн фунтов стерлингов. Далеко не каждый город и уж тем более частный заказчик готов потратить подобные суммы даже на проект высочайшего качества.
Тем не менее эта работа Фостера была по достоинству оценена лондонцами. Ее признали «Лучшим новым зданием Лондона» 2007 года по версии Worshipful Company of Chartered Architects. Тот факт, что архитектор учел не только потребности основного заказчика и пожелания девелопера, но и спроектировал сомасштабные разным улицам объемы, привнесло в облик Сити новые яркие акценты. А изысканные общественные пространства крупного офисного центра улучшили качество всей деловой части города. Эти достижения маэстро архитектуры в разные моменты признавали и бывший лорд-мэр Лондона, и большое общественное жюри, в том числе Пол Финч, заместитель председателя комиссии по делам архитектуры и антропогенной среды.
В сочетании со зданием «Ллойдс» фостеровский «Уиллис» образует единый градостроительный ансамбль (расположенный, кстати, на месте старого римского форума), который завершает еще одна работа Фостера — знаменитый «Огурец». Если быть совсем точными, то его прозвище переводится как «корнишон», то есть маленький огурчик. В его прозвище не только заложена ассоциация с формой известного овоща, но и чувствуется определенный сарказм по поводу габаритов башни. Но в качестве здания, завершающего перспективу нескольких кварталов, оно очень удачно вписалось в окружающую застройку. Это один из немногих примеров, когда сразу несколько разновременных новейших построек органично складываются в единое художественное целое. Что, в свою очередь, неизбежно становится предметом пристального интереса со стороны горожан и туристов со всего мира. Экскурсии в самые знаменитые общественные здания в Сити с каждым годом обретают все большую популярность. И если в более раннем здании Ричарда Роджерса людей привлекает программная необычность конструкции и «вызов приличиям» в архитектуре, то в обоих творениях Фостера главным магнитом служит гармония технически совершенных оболочек новейшего времени с более традиционным окружением.