Словами и музыкой сложно передать, что в моем понимании значит это сооружение.
БРЮС ДЖ. ГРЭМ
Высочаишее здание Чикаго в настоящее время является самым высоким зданием Северного полушария, выше которого только башни Петронас в Куала-Лумпуре. Тем не менее. Уиллис-тауэр считается самым высокоэтажным зданием в мире, в отличие от башен Петронас, достигающих рекордной высоты за счет своих антенн.
Строительство Уиллис-тауэр, которое полностью завершилось в 1974 году, осуществлялось в рамках «войны за высоту», которая шла главным образом между Нью-Йорком и Чикаго (никто тогда не допускал и мысли о том, что мировой рекорд высоты может перейти к какому-нибудь азиатскому городу, хотя «Скидмор, Оуингз энд Меррилл» вели работы и в том регионе).
Над ее сооружением работали архитектор Брюс дж. Грэм (1925-2010) и инженер Фазлур Хан (1929-1982) из чикагского офиса компании Skidmore, Owings & Merrill (SOM). Перуанец по происхождению, Грэм пришел в SOM в 1951 году, а в 1960 стал партнером. Он играл ведущую роль во многих коммерческих проектах чикагского подразделения компании, от Инленд-Стил-Билдинг (1958) до Центра Джона Хэнкока (1970), а также удостоенной награды Великолепной мили (1983). Среди известных зарубежных проектов – здание на 135 Бишопсгейт и Эпполд Стрит (оба 1988) и деловой квартал Кэнэри-Уорф (1985), все в Лондоне.
Грэм играл ведущую роль в SOM, получая и реализуя проекты; Хан был гением инженерного мастерства, претворяющим в жизнь замыслы Грэма. Родом из Бангладеш, он появился в S0M в 1955 году и стал знаменитым благодаря концепции «связанных труб» в небоскребах, в которых структурой, несущей нагрузку, является периметр сооружения, а не его ядро. Такая система была впервые использована в чикагской башне жилых апартаментов ДеВитт Честнат (1965). «Пучок труб» можно увидеть в Великолепной миле и Онтери-Центре в Чикаго (1986), которые стали последним проектом архитектора, начатым в 1979 году.
Общие данные
- Объект: Небоскреб Уиллис-тауэр
- Месторасположение: Чикаго, США
- Проект: Брюс Грэм из “Скидмор Оуингс энд Мэрилл”
- Высота: 442 м
- Материалы: сталь, алюминий и стекло
- Год постройки: 1974
Небоскреб явился ответом на появление башен-близнецов и очередным подтверждением преимущества города-производителя над городом-финансистом. Сегодня Уиллис-тауэр является визитной карточкой архитектурного Чикаго. После того как первые в мире небоскребы появились в центральном районе Чикаго, именуемом «Петлей», башни самого оригинального дизайна включая двойняшек Марина-Сити, усеченную пирамиду Джон-Хэнкок-Центра, Аон-Центр и Лейк-Пойнт-Тауэр с их необычными объемами, стали вырастать на прилегающих к нему территориях В результате возник городской район, состоящий из зданий весьма неординарного вида над которыми беспрекословно доминирует Уиллис-тауэр (на 98 м выше Джон-Хэнкок-Центра и на 93 м – Аон-Центра), превратившийся в знаковую архитектурную фигуру.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
В ясные дни со смотровой площадки небоскреба окружающая местность просматривается на расстояние до 65-80 км, а это значит, что отсюда можно увидеть земли сразу четырех штатов: Иллинойса, Индианы, Висконсина и Мичигана.
Здание было построено для торговой корпорации «Сирс и Робак», руководители которой хотели объединить под одной крышей 10 000 своих сотрудников и 6000 квартиросъемщиков.
Чтобы здание оставалось высоким и при этом сохранялась возможность максимального доступа естественного света в офисные помещения, оно было спроектировано по совершенно новому принципу, основанному на давно известной концепции распределения объемов.
На фундаменте здания установлены девять колонн, которые по мере подъема уходят в корпус, и лишь две из них достигают вершины здания. Вместе они образуют некую разновидность современного асимметричного зиккурата.
Конструкция базируется на группе автономных труб (каждый модуль достигает длины 23 м с каждой стороны, а расстояние между колоннами равняется 4,5 м), которые идеально поглощают как вертикальные, так и горизонтальные, возникающие вследствие давления ветра, нагрузки. Квадратное в плане основание поднимается до 50-го этажа. Семь колонн, расположенных по одной диагонали, поднимаются симметрично до 66 этажа, пять колонн, расположенных крестообразно, также симметрично поднимаются до 90-го этажа, и только две боковые колонны, имеющие в плане четырехугольную форму, достигают 108-го этажа Над этим уровнем поднимаются две антенны.
По горизонтали тянутся полосы офисных этажей, 100 м длиной каждый, отличающиеся разнообразным дизайном фасада и отмечающие границы объемов. Лифты располагаются на технических этажах. Только некоторые из лифтов обслуживают здание по всей его вертикали — от основания до верхней смотровой площадки: другие обслуживают определенные уровни, с которых можно перейти на другие лифты (всегда имеющие другое расположение), обслуживающие следующий ряд этажей. На четырех верхних этажах под смотровой площадкой располагаются четыре вентиляционные системы.
Архитекторы этого здания также проектировали Джон-Хэнкок-Центр (“Большой Джон”), — оба этих сооружения отличаются наличием «воображаемых» конструктивных элементов, в осязаемой пластике которых находят выражение статическая, технологическая и распределительная системы. Для Луиса Салливана принципиальное значение имела конструкция небоскреба, суживающегося кверху, и здесь она достигалась посредством создания структуры, функционирующей, наподобие огромной «этажерки», поставленной на землю, и способной противостоять напору ветра. Такая устойчивость обеспечивалась за счет полых структур, встроенных в комплекты четырех вертикальных колонн. Постепенное уменьшение объемов шло симметрично центральной оси здания и его фронтальным и диагональным осям.
Уиллис-тауэр (бывш. Сирс-Тауэр) — одно из главных детищей компании «Скидмор, Оуингз энд Меррилл». Эта компания представляет собой высокоорганизованную архитектурную группу, способную работать с использованием самых передовых технологий. В 1952 году группа разработала проект Левер-Хауса в Нью-Йорке, послуживший образцом для американских небоскребов 1950-1960-х годов. Копия этого стеклянного четырехгранника с «висящей» стеной в 1965 году появилась в Чикаго (Сивик-Центр — Муниципальный центр). В 1998 году компания разработала проект шанхайской Башни Мао, или «технологической пагоды».
Хан и Грэм ранее уже проектировали сооружение с конструкцией из «связанных труб» -чикагский Центр Джона Хэнкока. Сирс-Тауэр состоит из девяти труб – девяти зданий, подпирающих друг друга на рекордной высоте. Каждая из труб имеет открытую планировку. Планировалось строительство еще шести труб под гостиничные номера, но этот проект остался нереализованным.
Всемирный торговый центр в Нью-Йорке (1972; разрушен) по проекту Минору Ямасаки был самым высоким сооружением в мире до возведения башни Сирс-Тауэр. Нью-Йоркский Всемирный торговый центр 1, или Башня Свободы (2014) авторства Даниэля Либескинда и Дэвида Чайлдза из компании S0M ныне является самым высоким небоскребом в Соединенных Штатах, его высота достигает 541 м.
В основе концепции «пучка труб», в котором каждая труба имеет разную высоту, лежит образ открытой пачки сигарет. Цветная башня, облицованная алюминием, со стальным каркасом насчитывает 108 этажей, достигая в высоту 442 м. Девять несимметричных труб образуют квадрат у основания длиной 69 м с каждой стороны. На 33-34 и 66-67 этажах имеется двухэтажное пространство, отведенное под смотровые балконы.
Архитектурные особенности
- Две огромные антенны венчают крышу высочайшего чикагского небоскреба, поднимающегося на 442 м над уровнем земли. Окружающие Уиллис-тауэр высотки кажутся рядом с ним маленькими.
- Уиллис-тауэр возносится над всем Чикаго, в небе которого высоко парят башни самого необычного дизайна. Но даже их превосходит этот небоскреб, превратившийся в знаковую архитектурную фигуру и видимую точку отсчета для целого города.
- 3 мая 1973 года над крышей Уиллис-тауэр в честь «завершения строительства его каркаса» были подняты флаги Чикаго и Соединенных Штатов.
- В здании ежедневно работает до 10 тысяч служащих.
- Небоскреб напоминает современный ассиметричный зиккурат.
- На первом этаже здания широкие лестничные пролеты пересекают атриум с огромными окнами. Ежедневно здесь проходят около 25 000 человек.
- Со смотровом площадки на крыше небоскреба открываются восхитительные виды Чикаго.