Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Вилла Тугендхат (арх. Людвиг Мис ван дер Роэ)

Вилла Тугендхат (арх. Людвиг Мис ван дер Роэ) Жилые здания и апартаменты

Чешский город Брно долгое время был частью Австро-Венгерской империи, где проживало большое количество немцев. После ее распада в 1918 году Чехия и Словакия объединились в одно государство и приняли демократическую конституцию. Чехословакия стала наследницей основных производственных регионов: в частности, в Брно, втором по величине городе страны, было сконцентрировано металлообрабатывающее и текстильное производство. В либеральной политической атмосфере того времени чехословацкие партии сосуществовали с немецкими социал-демократической партией и партией судетских немцев, которые отражали интересы немецкоговорящего меньшинства, проживающего в регионе. Развитие промышленности способствовало строительному буму, а интернациональный язык современной архитектуры позволял создавать совершенно разные новые формы. Если столица Чехии Прага считается городом барокко, то Брно стал центром модернистской архитектуры.

Семьи Греты и Фрица Тугендхат принадлежали к немецкой промышленной элите. Участок для первого общего дома супругов подарил Грете на свадьбу ее отец. Заказчики познакомились с Мисом ван дер Роэ летом 1928 года в Германии, и почти сразу архитектор посетил место будущего строительства. Он хорошо знал, что собирается работать в городе, где очень активна группа современных архитекторов и сконцентрировано, вероятно, наибольшее количество современных зданий во всей Европе. В 1928 году в Брно прошла выставка современной культуры, которая демонстрировала свободный дух молодого чехословацкого государства в год его 10-летия и потенциал современного искусства. Отец Греты, Альфред, и брат Фрица, Эмиль, участвовали в финансировании экспозиции. Благодаря ей на окраине города появился квартал «Новый дом», при строительстве которого были учтены все последние архитектурные идеи, впервые «прозвучавшие» в Вайсенхофе.

Работа над проектом виллы Тугендхат шла одновременно с работой над выставочным павильоном в Барселоне. В вилле архитектор Миса ван дер Роэ воплотил те же идеи каркасного строительства и свободного пространства, что и в конструкции павильона, но адаптировал их для функционального жилища. Возведение дома Тугендха-тов началось летом 1929 года, сразу же после открытия в мае выставки в Барселоне.

Участок, предназначенный для здания, был довольно обширен, однако архитектор выбрал склон — с него открывался прекрасный вид на город и старый замок.

Макет виллы

Дом состоит из трех этажей, у каждого свой оригинальный план и назначение. Со стороны улицы оно выглядит одноэтажным, вытянутым по горизонтали, с довольно аскетичным фасадом из нескольких частей. Главным, безусловно, является фасад, обращенный в сад. Здесь первый этаж напоминает, скорее, массивный цоколь и скрывает в себе инженерные системы жизнеобеспечения дома. Пространство второго этажа заключено в стеклянную оболочку, отсюда открывается панорамный вид с высоты на сад и город. Ко второму этажу ведет лестница, которая выходит на открытую входную террасу. Верхний этаж дома — он единственный имеет уличный фасад — также напоминает огромную террасу, на которой расположены закрытые, отдельно стоящие объемы жилых помещений для всех обитателей виллы.

Такая огромная площадь остекления и открытые террасы на разных уровнях стали возможны благодаря новаторской конструкции здания. Основу ее составляет каркас из 29 крестообразных в плане металлических опор, на уровне второго этажа они хромированы и являются неотъемлемой частью интерьера. Эта конструкция освобождает внешние стены от несущей нагрузки, что и позволило сделать их стеклянными на всем уровне второго этажа. Заполняющая каркас кирпичная кладка скрыта под светлой штукатуркой, что было более характерно для местного строительства.

Кухня и другие хозяйственные помещения находятся на втором этаже, они занимают левую часть этажа и спрятаны внутри основного объема. В кухне был лифт для еды на случай, если дети остаются обедать с няней наверху в своих комнатах. За стеклянной стеной второго этажа, которая выступает из основного объема здания в сад, располагаются гостиная, столовая, музыкальный салон, библиотека и зимний сад — и все это в едином пространстве. Это, безусловно, главная часть дома, она производила впечатление на гостей не только своим размером (24×16,5 метра). Две из четырех стеклянных панелей длинной части стены опускались и исчезали в полу — в то время это воспринималось как аттракцион. К слову сказать, вилла была оборудована самыми новыми изобретениями. Кроме уже упомянутых опускающихся окон и лифта для еды здесь стояла система охлаждения, нагрева и очищения воздуха, прототип современных кондиционеров, а также электрическая система сигнализации.

Функционально зоны гостиной разделяет полукруглая стена из макасарского дерева с выразительным природным рисунком (дерево привезено из Юго-Восточной Азии) и стена из натурального оникса медово-желтого цвета со светлыми прожилками из Марокко.

Уличный фасад

Все окна в комнате можно было закрыть шторами из шелка и бархата. В зоне между окном и стеной из оникса располагается гостиная, за ней — зона библиотеки. Полукруглая стена из темного дерева обрамляет зону столовой, за ней находилась зона отдыха с мягким освещением — благодаря стене из опалового стекла, за которой в свою очередь скрыта лестница. Опаловое стекло было современным изобретением в Германии и широко использовалось в Берлине, критики в 1932 году назвали его «городом опалового стекла».

Пол в гостиной был застелен линолеумом, который изготавливали из натуральных древесных смол, коры пробкового дуба и извести. В Германии он известен с 1882 года, применялся в основном для кухонь и ванных, часто был с декоративной и красочной поверхностью, имитирующей восточные ковры. На вилле Тугендхат линолеум постелен в самой главной части дома — гостиной, он такого же белого цвета, как и потолок, что подчеркивает пластическую ясность лаконичной мебели. Вдоль короткой боковой стеклянной стены устроен зимний сад и даже небольшой бассейн, в котором и зимой могли плавать рыбки. Десять сверкающих хромированной сталью колонн задают ритм пространству, разделяя его на равные промежутки. В качестве отделочного камня для открытых террас и ступеней лестницы внутри дома использовался травертин.

Фриц Тугендхат ненавидел комнаты, «полные фарфоровых фигурок и связанных вручную салфеток», а его будущая жена Грета желала жить в «просторном современном и светлом доме простых форм».

Вся мебель и текстиль разработаны специально для виллы самим архитектором Мис ван дер Роэ и его помощницей, компаньоном и партнером Лили Рейх. В первую очередь, это кресла «Брно» и «Тугендхат». Подобно креслам «Барселона», они сочетают современный дизайн с хромированными элементами и дорогую кожаную отделку с декоративной стяжкой. Расстановка мебели также была тщательно продумана. Например, в столовой зоне стоял большой круглый стол грушевого дерева, вмонтированный в пол, чтобы его нельзя было передвинуть. Существует история, что после строительства хозяева привезли на виллу рояль — без ведома архитектора, и, когда он, спустя какое-то время, собирался навестить Тугендхатов в их доме, они даже хотели вынести инструмент, но визит отложился и им не пришлось этого делать.

К сожалению, спокойная и счастливая жизнь на вилле Греты и Фрица Тугендхатов закончилась в 1938 году, когда они были вынуждены покинуть Брно и вообще предвоенную Европу из-за своего еврейского происхождения. У их любимого дома судьба сложилась непросто. Во время войны в нем размещалось конструкторское бюро фирмы «Мессершмит», в этот период здание подверглось радикальной переделке: были выстроены разделительные стены, а декоративные ониксовая и деревянная исчезли. После входа советских войск в Чехословакию в 1945 году в вилле устроили конюшню. После войны поэтапно здесь размещались школа танцев и институт лечебной физкультуры. В 80-е годы XX века на вилле были проведены первые ремонтные работы, и ее использовали как представительское здание, здесь в 1993 году был подписан исторический договор о разделении Чехословакии.

С 2001 года вилла вошла в Список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Масштабная реконструкция виллы, которая предполагала восстановление ее в первоначальных формах, началась в 2010 году и была закончена в 2012-м. С тех пор вилла функционирует как музейный объект и место проведения конференций.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал