Чешский город Брно долгое время был частью Австро-Венгерской империи, где проживало большое количество немцев. После ее распада в 1918 году Чехия и Словакия объединились в одно государство и приняли демократическую конституцию. Чехословакия стала наследницей основных производственных регионов: в частности, в Брно, втором по величине городе страны, было сконцентрировано металлообрабатывающее и текстильное производство. В либеральной политической атмосфере того времени чехословацкие партии сосуществовали с немецкими социал-демократической партией и партией судетских немцев, которые отражали интересы немецкоговорящего меньшинства, проживающего в регионе. Развитие промышленности способствовало строительному буму, а интернациональный язык современной архитектуры позволял создавать совершенно разные новые формы. Если столица Чехии Прага считается городом барокко, то Брно стал центром модернистской архитектуры.
Семьи Греты и Фрица Тугендхат принадлежали к немецкой промышленной элите. Участок для первого общего дома супругов подарил Грете на свадьбу ее отец. Заказчики познакомились с Мисом ван дер Роэ летом 1928 года в Германии, и почти сразу архитектор посетил место будущего строительства. Он хорошо знал, что собирается работать в городе, где очень активна группа современных архитекторов и сконцентрировано, вероятно, наибольшее количество современных зданий во всей Европе. В 1928 году в Брно прошла выставка современной культуры, которая демонстрировала свободный дух молодого чехословацкого государства в год его 10-летия и потенциал современного искусства. Отец Греты, Альфред, и брат Фрица, Эмиль, участвовали в финансировании экспозиции. Благодаря ей на окраине города появился квартал «Новый дом», при строительстве которого были учтены все последние архитектурные идеи, впервые «прозвучавшие» в Вайсенхофе.
Работа над проектом виллы Тугендхат шла одновременно с работой над выставочным павильоном в Барселоне. В вилле архитектор Миса ван дер Роэ воплотил те же идеи каркасного строительства и свободного пространства, что и в конструкции павильона, но адаптировал их для функционального жилища. Возведение дома Тугендха-тов началось летом 1929 года, сразу же после открытия в мае выставки в Барселоне.
Участок, предназначенный для здания, был довольно обширен, однако архитектор выбрал склон — с него открывался прекрасный вид на город и старый замок.
Дом состоит из трех этажей, у каждого свой оригинальный план и назначение. Со стороны улицы оно выглядит одноэтажным, вытянутым по горизонтали, с довольно аскетичным фасадом из нескольких частей. Главным, безусловно, является фасад, обращенный в сад. Здесь первый этаж напоминает, скорее, массивный цоколь и скрывает в себе инженерные системы жизнеобеспечения дома. Пространство второго этажа заключено в стеклянную оболочку, отсюда открывается панорамный вид с высоты на сад и город. Ко второму этажу ведет лестница, которая выходит на открытую входную террасу. Верхний этаж дома — он единственный имеет уличный фасад — также напоминает огромную террасу, на которой расположены закрытые, отдельно стоящие объемы жилых помещений для всех обитателей виллы.
Такая огромная площадь остекления и открытые террасы на разных уровнях стали возможны благодаря новаторской конструкции здания. Основу ее составляет каркас из 29 крестообразных в плане металлических опор, на уровне второго этажа они хромированы и являются неотъемлемой частью интерьера. Эта конструкция освобождает внешние стены от несущей нагрузки, что и позволило сделать их стеклянными на всем уровне второго этажа. Заполняющая каркас кирпичная кладка скрыта под светлой штукатуркой, что было более характерно для местного строительства.
Кухня и другие хозяйственные помещения находятся на втором этаже, они занимают левую часть этажа и спрятаны внутри основного объема. В кухне был лифт для еды на случай, если дети остаются обедать с няней наверху в своих комнатах. За стеклянной стеной второго этажа, которая выступает из основного объема здания в сад, располагаются гостиная, столовая, музыкальный салон, библиотека и зимний сад — и все это в едином пространстве. Это, безусловно, главная часть дома, она производила впечатление на гостей не только своим размером (24×16,5 метра). Две из четырех стеклянных панелей длинной части стены опускались и исчезали в полу — в то время это воспринималось как аттракцион. К слову сказать, вилла была оборудована самыми новыми изобретениями. Кроме уже упомянутых опускающихся окон и лифта для еды здесь стояла система охлаждения, нагрева и очищения воздуха, прототип современных кондиционеров, а также электрическая система сигнализации.
Функционально зоны гостиной разделяет полукруглая стена из макасарского дерева с выразительным природным рисунком (дерево привезено из Юго-Восточной Азии) и стена из натурального оникса медово-желтого цвета со светлыми прожилками из Марокко.
Все окна в комнате можно было закрыть шторами из шелка и бархата. В зоне между окном и стеной из оникса располагается гостиная, за ней — зона библиотеки. Полукруглая стена из темного дерева обрамляет зону столовой, за ней находилась зона отдыха с мягким освещением — благодаря стене из опалового стекла, за которой в свою очередь скрыта лестница. Опаловое стекло было современным изобретением в Германии и широко использовалось в Берлине, критики в 1932 году назвали его «городом опалового стекла».
Пол в гостиной был застелен линолеумом, который изготавливали из натуральных древесных смол, коры пробкового дуба и извести. В Германии он известен с 1882 года, применялся в основном для кухонь и ванных, часто был с декоративной и красочной поверхностью, имитирующей восточные ковры. На вилле Тугендхат линолеум постелен в самой главной части дома — гостиной, он такого же белого цвета, как и потолок, что подчеркивает пластическую ясность лаконичной мебели. Вдоль короткой боковой стеклянной стены устроен зимний сад и даже небольшой бассейн, в котором и зимой могли плавать рыбки. Десять сверкающих хромированной сталью колонн задают ритм пространству, разделяя его на равные промежутки. В качестве отделочного камня для открытых террас и ступеней лестницы внутри дома использовался травертин.
Фриц Тугендхат ненавидел комнаты, «полные фарфоровых фигурок и связанных вручную салфеток», а его будущая жена Грета желала жить в «просторном современном и светлом доме простых форм».
Вся мебель и текстиль разработаны специально для виллы самим архитектором Мис ван дер Роэ и его помощницей, компаньоном и партнером Лили Рейх. В первую очередь, это кресла «Брно» и «Тугендхат». Подобно креслам «Барселона», они сочетают современный дизайн с хромированными элементами и дорогую кожаную отделку с декоративной стяжкой. Расстановка мебели также была тщательно продумана. Например, в столовой зоне стоял большой круглый стол грушевого дерева, вмонтированный в пол, чтобы его нельзя было передвинуть. Существует история, что после строительства хозяева привезли на виллу рояль — без ведома архитектора, и, когда он, спустя какое-то время, собирался навестить Тугендхатов в их доме, они даже хотели вынести инструмент, но визит отложился и им не пришлось этого делать.
К сожалению, спокойная и счастливая жизнь на вилле Греты и Фрица Тугендхатов закончилась в 1938 году, когда они были вынуждены покинуть Брно и вообще предвоенную Европу из-за своего еврейского происхождения. У их любимого дома судьба сложилась непросто. Во время войны в нем размещалось конструкторское бюро фирмы «Мессершмит», в этот период здание подверглось радикальной переделке: были выстроены разделительные стены, а декоративные ониксовая и деревянная исчезли. После входа советских войск в Чехословакию в 1945 году в вилле устроили конюшню. После войны поэтапно здесь размещались школа танцев и институт лечебной физкультуры. В 80-е годы XX века на вилле были проведены первые ремонтные работы, и ее использовали как представительское здание, здесь в 1993 году был подписан исторический договор о разделении Чехословакии.
С 2001 года вилла вошла в Список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Масштабная реконструкция виллы, которая предполагала восстановление ее в первоначальных формах, началась в 2010 году и была закончена в 2012-м. С тех пор вилла функционирует как музейный объект и место проведения конференций.