Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Великий Будда в храме Тодайдзи (Нара, Япония)

Великий Будда в храме Тодайдзи (Нара, Япония)

Легенды говорят, что если человек сумеет протиснуться в маленькое отверстие в одной из колонн храма, то он попадет в буддийскую Чистую Землю, в рай.

Основные факты:

  • ДАТА 745-752 годы
  • МАТЕРИАЛЫ Бронза и дерево
  • ПОСТРОЕН по приказу императора Шому

Уже второе тысячелетие удивляет нас Великий Будда в храме Тодайдзи в древнем японском городе Нара. Это самая большая бронзовая скульптура в мире, и хранится она в самом большом деревянном здании в мире.

Храмовый комплекс Тодайдзи -один из множества монастырей, которые в VIII веке появились по всей Японии, когда император стремился сделать буддизм национальной религией. Храм Тодайдзи – один из самых прекрасных исторических памятников в Японии.

Будда Рошана (или Вайрочана) считался «верховным правителем», «солнечным великим Буддой» или «сияющим». Статую до сих пор хранит та же самая буддийская секта Кэгон, монахи которой построили храм в 745-752 годах.

Огромная статуя много пережила за свою долгую жизнь. После землетрясения в 855 году у Будды отвалилась голова, а при пожаре в 1180 году в огне расплавилась верхняя часть статуи, но каждый раз статую восстанавливали. Увы, после еще одного пожара в 567 году, во время политического кризиса, Великий Будда больше ста лет пробыл в поврежденном виде на открытом воздухе.

Бронзовый фонарь перед залом Великого Будды искусно украшен фигурами богов и легендарных героев.
Бронзовый фонарь перед залом Великого Будды искусно украшен фигурами богов и легендарных героев.

В 1708 году Великого Будду и Зал Будды в храме Тодайдзи восстановили, и с тех пор все это считается национальным достоянием, хотя новый деревянный зал стал втрое меньше предыдущего, и считается, что новая статуя хуже прежней, в ней нет души.

Распространение новой религии

1000 лет буддизм шел из Индии в Японию, через Китай и Корею. До дворца японского императора Будда добрался в 552 году в виде статуэтки. Это был подарок от корейского посла, и сначала Будду поместили в маленький храм. Тут началась эпидемия болезни, и тех, кто молился новой святыне, обвинили в оскорблении богов синтоизма, национальной японской религии. Говорили, что Будда прогневал богов Японии. Чтобы покаяться перед богами, храм Будды сожгли, а статуэтку выбросили в реку.

Статую много раз восстанавливали, и единственное, что осталось от первого Будды, это несколько лепестков лотоса-трона, на котором он сидит
Статую много раз восстанавливали, и единственное, что осталось от первого Будды, это несколько лепестков лотоса-трона, на котором он сидит

Несмотря на такое плохое начало, вскоре японские аристократы и интеллектуалы заинтересовались новой незнакомой религией, и новые верования смешались со старыми. Через два века Японию без буддизма уже нельзя было представить.

Император Шому был приверженцем новой веры, он посвятил все свое долгое правление (715-748) тому, чтобы сделать буддизм государственной религией, и в итоге отрекся от престола, чтобы посвятить себя богу. Император приказал построить в Наре несколько комплексов монастырей и велел, чтобы в каждой провинции был свой храм Будды.

Более того, он сказал, что в постройке храма Тодайдзи могут поучаствовать люди из всех классов общества, каждый может внести посильный вклад. Так строительство превратилось в национальный проект, и новая религия оказалась доступной для всего народа, а не только для аристократов и интеллектуалов.

Шому также сделал правительственную власть централизованной, стараясь приблизиться к идеалам секты Кэгон, найти гармоничное целое во всем. Императорский двор состоял из богатых людей, и в 752 году 10 000 человек праздновали вместе с Шому и его дочерью, императрицей Кокен, ритуальное освящение Великого Будды.

Влияние Китая

Храм Тодайдзи похож на все остальные буддийские монастыри, которые возникли в Японии в VIII веке. Все они основаны на китайских принципах. В самом центре храма находится большой зал Будды, обычно он построен из дерева, на каменной террасе, а крыша покрыта черепицей.

Также в храмах были пагоды, где хранились другие святыни и жили монахи. Все здания комплекса располагались симметрично, по четкому плану. Идея об огромной статуе тоже, скорее всего, пришла из Китая, ведь в конце VII века в гротах Лунмэня сделали Будду высотой 10,5 метра.

Может быть, японцы хотели превзойти китайцев, когда делали Великого Будду для Тодайдзи – он впечатляет людей, возвышаясь на 16 метров. Для создания такой большой статуи понадобилось 446 тонн металла, и это так истощило ресурсы страны, что потом в Японии несколько веков не отливали статуй из бронзы.

Смотрите также: Классическая архитектура Японии

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал