Ванна Вентури-Хаус стал первым выдающимся произведением постмодернистской архитектуры и на сегодняшний день остается ее главным символом. Он был построен в районе Честнат Хилл в Филадельфии, штат Пенсильвания, по заказу матери архитектора, Ванны Вентури, между 1962 и 1964 годом. В 1973 году дом продали, и ныне это частное владение, недоступное для широкой аудитории.
Крохотный пятикомнатный особняк, едва достигающий девяти метров в высоту, оказался настоящим яблоком раздора в истории архитектуры прошлого столетия, разом перечеркнувшим все традиции великих модернистов — Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье и их последователей. А историк архитектуры Винсент Скалли назвал его «самым большим маленьким зданием второй половины ХХ века».
Дом матери, как уже говорилось, стал первым заказом Роберта Вентури, который ранее работал лишь под покровительством наставников. Незаурядная личность Ванны Вентури, конечно, сыграла в этом важную роль: феминистка, социалистка, пацифист, вегетарианка и интеллектуалка, она являлась активным общественным и политическим деятелем.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Поэтому ее совершенно не смущала экспериментальная архитектура в личном пространстве, наоборот, она была готова к любым новаторским идеям и открытому противостоянию традициям.
В 1959 году Роберт Вентури-старший, отец архитектора, скончался, оставив Ванне достаточное состояние, чтобы построить дом. Роберт Вентури-сын работал 4 года, создав шесть уникальных, полностью продуманных проектов. И это не было связано с капризами заказчицы. Феменистка Элис Фридман, посвятившая главу своей книги «Женщины и создание современного дома» Ванне Вентури, вспоминала, что лишь однажды, когда проект был готов на три четверти и напоминал обыкновенный частный дом XIX века, Ванна сказала: «О, из этого не выйдет хорошего дома!»
Также она изначально отказалась от мраморных полов на первом этаже, посчитав такой выбор материала показным, но в итоге, когда уже шли отделочные работы, все же согласилась на эту деталь. Супруга архитектора, Денис Скотт-Браун, отмечала особую театрализованность внутреннего пространства дома: мраморный пол она ассоциировала с пьяццами итальянских городов, а слишком большой для такого маленького пространства очаг — с часовней.
Строительство завершилось в 1964 году, одновременно с окончанием работ по проекту Гилд-Хауса, первого общественного заказа Вентури, дома для малообеспеченных престарелых. По просьбе Ванны, которой к тому моменту уже исполнилось 70 лет, главные жилые помещения были расположены на первом этаже. Здесь поместились спальня, ванная комната, комната сторожа, кухня и гостиная-столовая. Второй этаж Вентури полностью оборудовал под себя: спальня-студия с большим полуциркульным окном, наполняющим светом небольшое пространство, ванная и балкон-терраса. Весь дом обставили антикварной мебелью, которую Ванна Вентури собирала на протяжении 50 лет.
Ванна прожила здесь до 1973 года, когда она переехала в дом престарелых (умерла женщина в 1975 году). Дом оказался продан в 1973 году Томасу П. Хьюзу, историку, писателю и профессору университета, и его жене Агате, редактору и художнику. Именно им он принадлежит сегодня.
Вентури занимался строительством Ванна Вентури-Хаус параллельно с написанием книги «Сложности и противоречия в архитектуре», которая стала первым и главным манифестом постмодернизма. И этот проект — его наглядное воплощение.
Текст начинался со слов: «Я люблю сложность и противоречивость в архитектуре. Я не люблю случайность некомпетентной архитектуры или напыщенную изощренность экспрессионизма. Вместо этого я говорю о сложной и противоречивой архитектуре, базирующейся на богатом и неопределенном современном опыте».
Весь дом оказался составленным из элементов, противоречащих основным принципам модернистской архитектуры: двускатная кровля вместо плоской крыши, закрытые фасады из камня, а не из стекла, разорванный фронтон на главном фасаде в качестве декоративного элемента, арка-аппликация, акцентирующая вход, и множество декоративных элементов, усложняющих форму. Притом Вентури умудряется использовать и чисто модернистские приемы, к примеру, ленточные окна, которые могли бы очень органично вписаться в постройки Миса ван дер Роэ или Фрэнка Ллойда Райта.
Этот маньеризм был предложен Вентури как альтернатива выхолощенной, безликой и безжизненной архитектуре модернизма. Цитаты и отсылки к различным постройкам, безусловно, делали новое направление в архитектуре абсолютно интеллектуальным. Швейцарский архитектурный теоретик Станислаус фон Моос рассматривает монументальный парадный фасад дома Ванны Вентури в качестве отсылки к Порта Пиа Микеланджело, задний фасад — к палладиевской вилле Барбаро, а разорванный фронтон — к фасаду Иль Гирасоле итальянского архитектора первой половины XX века Луиджи Моретти. Пятиэтажный дом в самом центре Рима, Иль Гирасоле, в «Сложностях и противоречиях в архитектуре» упоминает и сам Вентури, в связи с чем постройку считают предтечей постмодернизма.
В шести проектах для Ванна Вентури-Хаус можно проследить эволюцию идей и высвобождение архитектора из-под влияния учителей. Если ранние версии были похожи на дома XIX века, что в принципе вписывалось в контекст окружающей викторианской застройки, то дальше, пройдя через влияние Луиса Кана, разместившего свой Эшерик-Хаус на той же улице, Вентури смог преодолеть вторичность идей. Денис Скотт-Браун сказала в одном из интервью: «Если вы посмотрите на первые пять проектов, вы увидите Боба как последователя Кана. И вдруг, к шестому, он совершенно меняется».
Архитектор делает каждый фасад дома уникальным, он не соблюдает симметрию и варьирует масштабы, из-за чего появляется игра объемов: у зрителя по сути нет ни одного элемента, который он мог бы использовать в качестве единицы измерения для соотнесения масштабов. То же самое происходит и внутри. Доминантами интерьера оказываются камин-дымоход (выведен наружу, завершает внешнюю композицию здания) и лестница. Притом лестница, чьи перила находятся под разными углами, упираясь в дымоход, вынуждена сужаться и менять траекторию. Все это выглядит так, словно в чертежах произошла какая-то ошибка, а заметили ее, только уже построив здание целиком.
Но на самом деле данная композиция была четко просчитана, и визуальная игра объемов, нарушения пропорций и искривления плоскостей призваны оживить архитектуру, сделать ее уникальной. На втором этаже вообще появляется лестница на несуществующий третий, которая просто упирается в стену. В статье 1982 года для журнала «Architectural Record» Вентури писал: «Кто-то однажды сказал моей матери, что ее дом представляет собой детский рисунок дома… набор основных элементов укрытия — двускатную крышу, дымоход, двери и окна. И мне нравится думать, что это так». Но за простотой мастер скрыл на редкость сложный интеллектуальный код.
Роль Ванна Вентури-Хаус в истории архитектуры сложно переоценить — данный факт был признан сразу и не подвергается сомнению сегодня. Подтверждением тому служит престижная архитектурная награда «Премия 25 лет», присужденная сооружению в 1989 году. Ее ежегодно присваивают зданиям, построенным от 25 до 35 лет назад, актуальность и современность которых выдержала проверку временем. Альдо Росси назвал Ванна Вентури-Хаус «символом освобождения архитектуры в Америке и по всему миру», а американец-деконструктивист Питер Айзенман описал как «первое американское здание, предложившее идеологический разрыв с современной абстракцией и в то же время тесно связанное с традицией».
Архитектурные и конструктивные особенности:
- Весь дом был обставлен антикварной мебелью, которую Ванна Вентури собирала на протяжении 50 лет
- Сегодня в доме живут историк Томас П. Хьюз и его супруга.
- На первом этаже расположены спальня, ванная комната, комната сторожа, кухня и гостинаястоловая.
- Это здание — первый независимый заказ Роберта Вентури.
- Ванна Вентури-Хаус был построен по заказу матери архитектора.
- Разорванный фронтон отсылает к проекту Иль Гирасоле итальянского архитектора Луиджи Моретти.
- При сооружении дома использовано множество аллюзий на классическую и современную архитектуру.
- Вентури применяет элементы-аппликации в качестве декора. То есть они «наложены» поверх архитектуры и не несут конструктивных функций.
- Американский архитектордеконструктивист Питер Айзенман описал дом, как «первое американское здание, предложившее идеологический разрыв с современной абстракцией, и в то же время тесно связанное с традицией».
- Архитектор Альдо Росси назвал Ванна Вентури-Хаус «символом освобождения архитектуры в Америке и по всему миру».