Устройство холодных швов при бетонировании

При осуществлении монолитных работ в подготовленную опалубку осуществляется заливка бетон. Причем объемы могут быть настолько большими, что укладка смеси может осуществляться круглыми сутками. Но даже при оптимальном графике работ необходимо подготовить холодный шов при бетонировании. Необходимость в нём обусловлена организационными, технологическими, а также конструктивными требованиями.

С целью предотвращения возникновения усадочных и температурных деформаций необходимо правильно формировать стыки и организовывать их в проектных местах.

Причины возникновения

Монолит изготавливается по таким двумя схемам:

  • непрерывная заливка бетона;
  • укладка отдельными блоками.

Работы лучше осуществлять первым способом, поскольку так достигаются наилучшие условия твердения бетона. С такой укладкой нижний пласт должен сохранить пластичность для обеспечения наибольшего сцепления с верхним слоем. В таком случае схватывание и набор прочности будут осуществляться равномерно.

Нередко изготовление монолита методом непрерывной заливки оказывается невозможным вследствие таких организационных, технологических или конструктивных причин:

  • временные ограничения в работе смен;
  • перерывы в использовании специализированной техники;
  • необходимость в монтаже арматурных каркасов;
  • бетонирование закладных деталей и вводов коммуникаций;
  • ограничение нагрузок на поверхность, которая не набрала прочность;
  • обеспечение деформаций элементов при нагрузке с определенным направлением;
  • в первую очередь изготавливаются горизонтальной, а не вертикальные элементы конструкции.

Спонтанные холодные швы в процессе бетонирования могут возникать вследствие неправильной организации работ, а именно:

  1. Продолжительные перерывы после схватывания смеси;
  2. Недостаточное количество материала для заливки в ходе единого цикла;
  3. Нехватка лесов, опалубки и оборудования;
  4. Недостаточная мощность строительной техники;
  5. Неопытность кадров;
  6. Недостаточное количество человек в бригаде.

Так как избежать рабочих швов в процессе бетонирования невозможно, необходимо заранее организовывать места расположения в соответствии с технологическими перерывами и согласовать их с проектировщиком.

На чертежах данная линия обозначается как «Рабочий шов бетонирования», которая сопровождается указанием конкретных размеров от осей сооружения.

Помимо этого предусматриваются деформационные швы, необходимые для компенсации температурных и усадочных перемещений бетонного массива. В зазоре размещаются эластичные изоляционные полосы, специальные шнуры, либо рейки. Стыки тоже выносят и обозначают на проектном чертеже.

Минусы рабочих швов

Если холодный шов возник вследствие непредусмотрительности и халатности, это чревато снижениям качества монолита:

  • в области стыка появляется потенциально ослабленный участок, что вследствие снижения несущей способности представляет опасность для нагруженных конструкций;
  • снижение водонепроницаемости, морозостойкости, а также механической прочности материала;
  • коррозия бетона и арматуры вследствие возникающих протечек;
  • снижение долговечности конструкции.

В бетонной конструкции на месте стыка формируется зона внутренних напряжений, где начинают преобладать растягивающие усилия. Бетон прекрасно показывает себя на сжатие, однако оказывается неустойчив к нагрузкам другого типа. Область шва с течением времени начинает разрушаться, что в дальнейшем будет угрожать всему сооружению.

Присутствие воды в месте холодного стыка способно усугубить ситуацию. При вымывании связующих компонентов ускоряется деструкция заглубленных фундаментов, резервуаров и гидротехнических сооружений. Агрессивные вещества в почвенной влаге становится причиной возникновения химической коррозии.

Без правильно выполненных швов бетонирования материал получит механические повреждения вследствие попеременного замораживания и оттаивания оказавшейся в стыке воды. Из-за этого конструкция или даже сооружение целиком станет технически непригодной.

Технология устройства по СП 70.13330.2012

В соответствии с СП 70.13330.2012 за счет холодного шва должно обеспечиваться плотное прилегание и сцепление бетонных слоев. Этому могут мешать такие поверхностные загрязнения как снег, лед или мусор, а потому их нужно удалять.

Для разрешения цементной пленки с целью исключения ухудшения адгезии застывшего и свежего материала используются различные методы удаления слоя поверх рабочих швов бетонирования:

Механическая обработка осуществляется щетками с проволочной щетиной, пескоструйным пистолетом, фрезеровальной машиной, струей воды, либо воздушным компрессором.

При химическом методе действующим веществом может быть уксусная, ортофосфорная, либо соляная кислота. В процессе пленка цемента растворится, открывая поры бетона, после чего участок промывается водой.

Также по поверхности стыка наносятся насечки, либо битумные, клеевые или полимерные мастики для повышения адгезию между схватившимся и новым бетонным слоем.

На месте соединения располагают усиливающую сетку из арматуры, обладающей мелкими ячейками. Оптимальным вариантом станет использование оцинкованных шпонок с парой рабочих сторон.

Холодный шов создаётся по следующей схеме:

  1. Выбор области стыка в соответствии с СП 70.13330.2012, где конкретизированы вероятные границы для колонн, ребристых и плоских плит, а также балок. Для отмосток, полов и прочих покрытий участок определяется с учетом объема бетона и технологии.
  2. В процессе бетонирования посредством опалубки формируется ровный край. Смесь должна обладать прочностью минимум 1,5 МПа, на что уйдет от одного до трёх дней.
  3. Подготовка стыка по указанным выше методам. Наилучшего результата можно достичь с комбинированной обработкой.
  4. Заливка участка бетоном, уплотнение и выравнивание смеси.

Если место шва заранее не было подготовлено, бетон вдоль стыка прорезают посредством специальной машины, снабженной алмазным диском.

Мнение эксперта
Захарычев Сергей
Захарычев Сергей
Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области архитектуры и строительства.
Задать вопрос
Герметизации стыков уделяется особое внимание при устройстве изоляционных, усадочных, конструкционных и температурных швов. В процессе используются бентонитовые и гернитовые шнуры, гидрошпонки, а также набухающие профили для компенсации подвижки массивов бетона и одновременно с этим препятствуя попаданию влаги.

Рекомендации

Результативная гидроизоляция холодных швов осуществляется следующим образом:

  • Инъектирование цементно-песчаными растворами в комбинации со смесями, основанных на силикатах или силоксанов. Рабочий шов заполняется смесью под давлением с помощью специальных пакеров. Компоненты оказываются в порах бетона, создавая водонепроницаемую мембрану. Метод применяется на влажных поверхностях. Всасывание влаги капиллярами предотвращается благодаря гидрофобизирующим добавкам.
  • Применение пенетрирующих смесей. Шов заполняется гидропробкой, в то время как сверху затирается пастообразный гидроизолирующий материал. Такой вариант оказывается эффективным для ремонта трещин на фундаментах, в подвальных стенах. Способ не подойдет при деформационных швах конструкций, на которых оказывается динамическая нагрузка.

Организованный в правильно подобранном месте и должным образом забетонированный шов позволит исключить снижение технических характеристик строительного материала, образование мостиков холода и протечек.

Для чего нужна бетонная подготовка под фундамент, смотрите здесь.

Цены на бетономешалки

 

Видео: совет как правильно сделать холодный шов в бетонной стяжке:

Аватар

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области архитектуры и строительства.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *