В связи с событиями начала XXI века на Ближнем Востоке проект университет в Багдаде, к которому немецко-американский архитектор Вальтер Гропиус приложил руку в конце 50-х годов XX века, приобретает особое историческое и символическое значение. Строительство одного из кампусов старинного университета города Багдада («Город мира», араб. «Мадинат ас-салям») на берегу реки Тигр обладало особым романтическим смыслом. Ирак всегда был страной загадочной и притягательной истории, библейских легенд, лоном одной из древнейших цивилизаций Междуречья. Образование здесь начало развиваться уже с VII—VIII веков, а библиотека Багдада была широко известна в средневековом мире как одна из богатейших. К началу XX века на фундаменте «домов мудрости» и медресе образовалось два основных учебных заведения: аль-Мустансирия и Ааль аль-Бейт. Наряду с ними были открыты многочисленные медресе, различные специализированные колледжи, технические, педагогические и медицинские училища.
После долгих проверок различных учебных заведений, как неудачных, так и, наконец, удачных (в 1945 году), в сентябре 1956 года, незадолго до антимонархической революции в 1958-м, был принят специальный закон об организации университета Аль-Хикма. Его открыли американские католические монахи (орден иезуитов). Тогда же государственной резолюцией в его состав вошла большая часть колледжей города (числом 60): медицинский, фармацевтический, стоматологический, ветеринарный, сельскохозяйственный, коммерческий, юридический, шариатский, гуманитарных и естественных наук, экономических и политических наук, изящных искусств, педагогический, инженерный, колледж «Ат-Тахрир», а также инженерный институт и институт физкультуры. Осенью 1968 года университет Аль-Хикма был интегрирован в Багдадский университет. Позже к нему присоединились несколько новых институтов: экономический, лесной, иностранных языков, высший педагогический и другие.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Столь масштабный проект эпохального значения задействовал большое число архитекторов, в числе которых оказался и Вальтер Гропиус — в составе команды архитектурной фирмы «ТАС». После работы над Багдадским университетом фирма «ТАС», созданная на базе Гарварда, расширила сферу своей деятельности и открыла офис в Риме и Сан-Франциско. Большая часть новых проектов была связана с Ближним Востоком, где в то время начали работу многие европейские архитекторы, в основном английского происхождения.
Иронией судьбы импульс, который вызвал столь бурное развитие фирмы «ТАС», впоследствии стал причиной ее банкротства: было вложено слишком много финансов в проекты для Ближнего Востока, которые так и остались на бумаге.
Хотя Ирак, и Багдад в частности, не пострадал во время Второй мировой войны так сильно, как большая часть Европы, здесь тоже поднялась волна городских перестроек и перепланировок в начале 50-х годов, когда страна была наиболее открыта внешнему миру. Еще в 20-30-х годах большое число студентов уезжало учиться в Европу, в основном в Англию, которая фактически координировала власть в стране. По возвращении на родину выпускники меняли облик города: от барочного и староколониального стиля в сторону более современного.
Новый университетский корпус был заказан королевским правительством Ирака в конце 50-х годов и должен был расположиться на берегу Тигра. Именно этот проект достался для исполнения Вальтеру Гропиусу.
У проекта есть небольшая предыстория биографического характера. Еще в 1943 году Гропиус познакомился со студентом из Ирака — Ницаром Али Джадатом, чей отец стал премьер-министром в 1957 году. Вальтер был очарован Востоком еще с детства, когда строилась масштабная железная дорогая Берлин — Багдад (осуществлена лишь частично). В 1954 году архитектор впервые посетил Багдад на обратном пути домой из Японии, и во время одного из приятных вечеров в среде интеллектуалов обсудил представлявшиеся на тот момент неосуществимыми мечты по строительству Багдадского университета. В 1957 году отец его давнего знакомого Ницара, министр Али Джадат аль-Аюби, поручил Гропиусу осуществить эти планы, высказанные некогда вслух. Приглашение не было оформлено в качестве официального заказа, было просто решено построить университетский городок. Гропиус воспринял просьбу с огромным энтузиазмом и как своего рода культурный вызов. Он даже произнес такую фразу: «Я представляю, как я, возможно, получу заказ на оперный дом в Багдаде. Ф. Л. Райт перевернется в гробу».
Работа над проектом вовсю кипела, как писал Мак-миллен (трудившийся вместе с Гропиусом), — «хорошо прогрессировала», когда в 1958 году случился государственный переворот, в результате которого иракский король был убит, монархия уничтожена, провозглашена республика. Макмиллен писал потом, что, когда архитекторы отправились на встречу с генералом Абд аль-Карим Касимом для утверждения их нового патрона, они увидели его окруженным пулеметами, что несколько поубавило их рвение, но, тем не менее, поворотные для страны события тогда не повлияли на дальнейший ход строительных работ. Новые власти продолжали финансировать проект. В 1963 году Касим сам заложил первый камень.
План университетского городка представлял собой сеть радиально расходящихся улиц (ломаных), вдоль которых располагались здания. В этом проекте использовался опыт работы над Гарвардским университетом и над рядом небольших населенных пунктов. В огромный проект вошли административные здания, музеи, мечети, учебные корпуса. Предполагалось слить воедино местные арабские традиции с новыми европейскими и американскими технологиями, создать пространство, в котором могли бы общаться самые разные представители общества. В некотором смысле проблемой было разделение образования на мужское и женское, а также сложные взаимоотношения шиитов и суннитов, что учитывалось в архитектуре. Также нужно было решить местную климатическую проблему: здесь царит вечная жара. Между постройками, которые старались располагать асимметрично относительно друг друга рад создания большей теневой площади, значительные зоны были засажены финиками и эвкалиптами. Особенное внимание было уделено светотеневой игре, ее ритму. Использовались инновационные солнцезащитные экраны, а также специальные циновки из верблюжьей колючки для загораживания окон, как принято в местной культуре. Среди зданий множество отражающих бассейнов, двориков, фонтанов, просто пульверизаторов на крышах (подобные системы естественного охлаждения применяются до сих пор в университетской архитектуре на Востоке, например в Израиле — Хайфа, Иерусалим). Однако авторы не только отдавали дань восточным обычаям и обстоятельствам — влияние Запада выражалось в постройке торгового центра, плавательных бассейнов, навесов для автомобилей, часовой башни, также повсюду устроено воздушное кондиционирование.
Наиболее интересна архитектура мечети. Она решена в футуристическом духе, купол — в форме грибной шляпки, со свободно опускающимися краями. Комплекс завершался арочным пролетом под названием «Открытый ум», символизируя оптимистический путь в прогрессивное, мультикультурное будущее Ирака.
Фотографии произведений Гропиуса попали на первые страницы архитектурных журналов в 1959 и 1961 годах. Планы были выполнены в двух цветах и являлись сами по себе красивым графическим произведением.
К сожалению, работы были остановлены из-за убийства второго покровителя проекта Касима в 1963 году и необратимыми изменениями в политике Ирака, в том числе выдвижением молодого Саддама Хусейна. Гропиус еще не раз бывал в стране, но проект не продвигался из-за неспокойных событий и новых убийств лиц, ответственных за него. Когда в 1969 году Вальтер умер, только часть зданий была осуществлена. Университет по-прежнему функционирует и является важным научным центром на Ближнем Востоке. В его стенах можно встретить иностранных учащихся и преподавателей, но положение нельзя назвать многообещающим. И мечта Вальтера Гропиуса остается нарисованной на бумаге и погребенной под нынешней политической ситуацией на неопределенный срок.