Базилика Санто-Спирито (церковь Святого Духа) — одно из наиболее поздних произведений Брунеллески. Ее сооружение определенно связывается с именем великого архитектора в отличие от других его творений. Церковь является чистым, отработанным образцом архитектуры Раннего Ренессанса, хотя ее возведению в XV веке предшествовала еще одна фаза, что могло создать стилистическую эклектику. В XIII веке здесь находился приорат (монастырь) августинского ордена. В ту пору, когда он строился, эта территория находилась за пределами города (ныне квартал Олтрарно).
Обитель являлась важным интеллектуальным центром, включавшим в себя школу, библиотеку (часть ее перешла монастырю по наследству от Боккаччо), столовую для нищих. В XV веке, когда Флоренция значительно выросла, было принято решение о масштабной перестройке района. Созданный в 1434 году специально для этого проекта комитет обратился к Брунеллески. Во главе комиссии стоял богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди, который высказал пожелание реорганизовать не только монастырь, но и окружающую городскую застройку.
Брунеллески с энтузиазмом взялся за этот проект и в скором времени разработал модель храма (не имевшую купола и главного фасада), а также план реорганизации городского ансамбля. Базилика живописно выглядела со стороны реки Арно и встречала приплывавших во Флоренцию гостей. Филиппо планировал повернуть ее входом к реке и расположить перед ней площадь, которая начиналась бы от улицы Фондаччьо.
По проекту с центром города Санто-Спирито связывался мостом, с которого был виден купол Санта-Марии дель Фьоре. Впервые река была включена в архитектурный ансамбль как один из элементов общего композиционного замысла. Проект предполагал снос зданий и домов, что уже не в первый раз вызывало протест населения, из-за чего плану не суждено было сбыться. Манетти дает на сей раз очень подробное описание всей истории проекта, поскольку он жил непосредственно в этом районе и вопросы перепланировки территории коснулись его семейных владений.
Возведение самого храма возражений не встретило, и уже в 1436 году началась закладка фундамента. Но возникли непредвиденные проблемы с финансированием, и работы остановилось. Руководство монастыря обратилось с просьбой о помощи к Большому совету республики. Предлагалось вести строительство церкви за счет налога от продажи соли. К 1439 году таким образом была собрана крупная сумма, и работы возобновились.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
При жизни Филиппо был возведен фундамент храма. Только в 1446 году к базилике наконец была доставлена первая колонна. Это произошло за 12 дней до смерти архитектора. Кончина зодчего затянула строительство: настолько, что привезенная колонна была установлена лишь в 1454 году, то есть через 18 лет после его формального начала.
Последующие архитекторы храма не вполне точно знали, как вести постройку, так как рисунки и модель Брунеллески были лишены многих деталей и конкретики. Процесс значительно ускорился из-за пожара в 1471 году, так как новое здание стало остро необходимым. Перекрытие и купольное завершение были возведены между 1477 и 1482 годами. Новый проект купола на основе модели Брунеллески выполнил Сальви д’Андреа. Комиссия одобрила его как близкий к оригинальному замыслу, «не нарушающий его, но следующий ему как только возможно» (так говорится в одном из документов).
Затем начались споры о том, сколько необходимо устроить порталов — три, как хотели новые архитекторы, или четыре, как проектировал Брунеллески. Друг Филиппо, Паоло Тосканелли, пытался всех убедить в том, что мастер оставил устное распоряжение о четырех дверях, что нехарактерно для церковной архитектуры. Комиссией было озвучено, что такая планировка придает религиозному сооружению светский характер, поэтому комиссия из пяти человек настояла на традиционном тройном входе. Но принятие окончательного решения отложили до 1485 года, когда была собрана уже генеральная ассамблея.
В нее вошли не только архитекторы храма, каменщики и инженеры, но и простые жители, которые имели отношение к зодчеству. После дискуссии было проведено общее голосование, в котором на этот раз принимали участие уже 42 человека. Тридцать из них, то есть абсолютное большинство, проголосовали за проект с тремя входами. Но и на этом комиссия не успокоилась, и только после создания двух соответствующих моделей проект с тремя дверьми был окончательно утвержден. В последующие годы строительство и украшение храма шло более спонтанно.
В 1489 году с левой стороны от него была возведена колоннада и восьмиугольная ризница по проектам двух архитекторов — Иль Кронака и Джулиано да Сангалло. В ансамбль также вошли два клуатра. В 1503 году рядом с базиликой возводится шатровая колокольня по проекту Баччо д’Аньоло. В часовне была вырублена дверь для доступа в церковь. Фасад в том виде, в котором мы видим его сейчас, появился в XVII веке.
Он долгое время оставался необлицованным и неоштукатуренным. От первоначального проекта Брунеллески сохранились лишь изящные боковые волюты, впечатляющие своей элегантностью и протобарочной легкостью. Во всем строительном процессе, растянувшемся на несколько десятилетий, поражает скрупулезное отношение к авторскому замыслу, особенно если учесть тот факт, что работы велись после смерти Брунеллески.
В этом смысле судьба Санто-Спирито значительно отличается от судьбы похожего проекта храма Сан-Лоренцо, в котором еще при жизни Филиппо и против его воли были допущены сильные искажения. Возможно, сыграл свою роль тот факт, что в случае с Сан-Лоренцо заказчик был частным лицом (Медичи), а в Санто-Спирито работы направлялись целой ассамблеей. Как ни странно, собрание предоставляло большую свободу архитектору, обеспечивало уважение к его решениям и уберегало от произвола ктиторов.
По своему плану церковь Санто-Спирито представляет собой базилику в форме латинского креста, с равными по длине и ширине рукавами, кроме наиболее длинного западного. В средокрестии расположен алтарь, а над ним возвышается купол. По всему внутреннему периметру, повторяя форму креста, расставлены колонны, ритм которых поддерживается полуколонками по стенам, иллюзорно продлевающими колоннады. Подобная планировка напоминает ранневизантийские храмы, например базилику Абу Мины под Александрией (конец V века), но для XV столетия она была новаторской.
Между Санто-Спирито и Сан-Лоренцо много общего. В обоих памятниках за модуль берется сторона подкупольного квадрата, боковые нефы вдвое уже центрального. Колонны увенчиваются коринфскими капителями, интерколумнии колоннад перекрываются системой арочных перемычек, а центральный неф — плоским кессонированным потолком. Боковые нефы обнимают все внутреннее пространство единой цепочкой небольших ячеек, каждая их которых оформлена парусным сводом. Базилика Санто-Спирито отличается от своей предшественницы особым устройством боковых капелл.
Их история очень интересна: изначально Брунеллески заказали четыре капеллы. Одна из них принадлежала главному ктитору нового храма — Стольдо Фрескобальди. Учитывая его финансовую помощь, он мог рассчитывать на наиболее богатую часть базилики Санто-Спирито. Но Филиппо предложил вместо четырех богатых капелл 40 одинаковых по размеру, скромных и демократичных. Комиссия охотно одобрила такой проект.
Может быть, из-за этого проекта, который не очень учитывал личные интересы вкладчиков, финансирование оборвалось и понадобилось искать новые источники для продолжения строительства. Капеллы повторяют размеры интерколумниев и парусных сводов и завершаются небольшими полукруглыми нишами, которые изначально выступали наружу и образовывали красивую гофрированную поверхность внешних стен. Они завершались самостоятельными полукупольными покрытиями.
Необычный не только для своего времени, но и для последующих веков внешний облик храма вызвал восхищение. «Со своими выступающими наружу капеллами оно не имело себе равных в христианском мире», — пишет Манетти. Но потом, оказавшись, видимо, слишком революционными, капеллы были спрятаны внутри стен. Все архитектурные членения и формы, как и в других произведениях Брунеллески, подчеркиваются системой профилей и тяг из серого камня, образуя графический каркас. Замечательное произведение Филиппо Брунеллески стало шедевром, украсившим Флоренцию.
В очередной раз этот проект был лишь частью масштабных планировочных перестроек, которые носили смелый градостроительный характер. Сложно представить, какой могла бы быть Флоренция, если бы эти чертежи и эскизы остались бы не только в замыслах и на бумаге, а были бы воплощены в жизнь. Но еще более сложно представить, каким был бы город, не появись в нем однажды на свет гениальный Брунеллески.