«Фэно» — это наиболее законченное изложение моих поисков комплексности, динамики, многослойности архитектурного пространства.
Заха Хадид
В январе 2000 года компания Захи Хадид вместе с структурными инженерами из компании «Адамс Кара Тейлор» и немецкими партнерами из фирмы «Майер Бэрле архитектс» выиграла конкурс на архитектурный проект Центра науки «Фэно». А 24 ноября 2005 года в Вольфсбурге по адресу: площадь Вилли Брандта, 1, состоялось торжественное открытие этого крупнейшего в Европе центра. Подобного рода институции не предполагают собственно научно-исследовательских структур.
Его лаборатории предназначены для демонстрации опытов, интерактивного участия в них, что позволяет превратить познавательные процессы в увлекательнейшее занятие. Это и музейные площадки для показа технических новинок и достижений (как политехнические музеи), и своего рода парк аттракционов. Такие центры, в которых наглядно объясняются технологические принципы сложнейшей аппаратуры, научные основы различных явлений, обрели особую мировую популярность во второй половине прошлого столетия и в начале нашего XXI века (к примеру, швейцарская “Технорама”). «Научный театр» равно увлекателен и для детей, и для взрослых.
Заказчиком проекта выступило отделение компании Neulandgesellschaft mbH, локализованном в Вольфсбурге, окружном городе Нижней Саксонии, в сотрудничестве городским муниципалитетом.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Именно в этом относительно новом городском образовании находится штаб-квартира автомобильного концерна «Фольксваген» и его центральный завод. В мае 2000 года на свободных площадях в качестве нового аттракциона, призванного привлекать многочисленных посетителей, была открыта первая очередь построек комплекса автограда, семь павильонов которого сегодня обслуживают два миллиона человек.
С автоградом, расположенным на северном берегу Северогерманского канала, «Фэно» связан металлическим мостом, снабженным эскалаторами и лестницами. (Застекленный мост, позволяющий охватить взглядом не только выставочное пространство, но и окружение здания, проходит и через все внутреннее пространство Центра науки.) Однако архитектурный контекст для Захи Хадид в Вольфсбурге — сложнее. Здесь работали замечательные зодчие Бернгард Ганс Генрих Ханс Шарун (Городской театр), Петер Швегер (Художественный музей) и Алвар Аалто (приходской центр), так что высокая планка уже была задана.
Вольфсбург — промышленный город, побратим волжского Тольятти, основанный в 1937 году для заводов концерна «Фольксваген».
Творение Хадид в буквальном смысле встало в ряд мастерских произведений, сделалось самым ярким звеном единой цепи выдающихся построек, которые видны сквозь открытое пространство между массивными трапецевидными стоями первого этажа. Здание «Фэно», возведенное из монолитного и самоуплотняющегося бетона, расположено к северу от исторического центра и служит своего рода экраном, отгораживающим город от железнодорожных путей (линия ICE).
Комплекс уникального центра занял 27 000 квадратных метров. Заказчики и зодчие предусмотрели 250 экспериментальных подразделений: 210 научных и – художественных на пространстве в 9000 квадратных метров.
Соавтором Захи Хадид в этом и некоторых других проектах является Христос Пассас, который с 1998 года занимает в ее компании руководящие творческие позиции.
Сама Хадид очень пристрастно относится к новым технологиям: «Архитектура следует инновации, которая порождена социальным и технологическим развитием. Она не следует моде или экономическим циклам. <…>
Архитектура XXI века говорит на языке повседневной современной жизни — динамичной, очень плотной, разнообразной. Поэтому изучать новое — наша задача. Прорыв в технологиях позволил зодчим пересмотреть представления о форме и пространстве. Фасады принимают практически любую конфигурацию, их можно монтировать в любом месте, притом в одном слое материала заложены все главные функции — структурная, инсоляционная, изоляционная».
С самого начала здание поражало всех, кто его видел. О нем говорили как о гипнотическом явлении, постройке, которая трансформирует наше представление о настоящем и будущем. Первый этаж и конические опоры с наступлением темноты эффектно освещаются. Световые проемы на «крыше» первого этажа соблюдают ту же форму, что и разновеликие окна на стенах. Это — вертикальные и горизонтальные прямоугольники, только прямые углы в них чуть скруглены. (Прямых углов нет во всем здании!) Разнонаправленные транспортные и пешеходные пути, пересекающие здание между опорами, которые таким образом оказываются островами в руслах раз-личных потоков движения, как и маршруты внутри здания, создают сложную, почти каллиграфическую связь. Хадид говорит: «Я много экспериментировала, располагая обширные городские системы вдоль земной поверхности: буквально врезаясь в почву, чтобы выстроить разнообразные маршруты и функциональные зоны, чтобы между частями целого не возникало лишних границ. Отсюда возникла идея проницаемого, доступного каждому нижнего уровня».
Новые строительные материалы позволили использовать уникальные конструкции, прочность которых обеспечивается большим количеством арматуры.
Основной выставочный объем поднят над землей, но и его бетонные опоры функциональны не только как несущие конструкции. Внутри них располагаются различные службы, центральный холл, киоски, кассы, лестницы, бар, конференц-зал и т. д. Благодаря балконным ограждениям объемы опор, прорвавшиеся в пространство второго этажа и напоминающие кратеры вулканов, оказываются обозримыми сверху.
Любитель диагоналей, как самых динамичных векторов, Хадид и здесь строит внутреннее выставочное пространство «по косой», усиливая интенсивность восприятия благодаря тому, что взгляду посетителя одновременно предстают для обозрения разные уровни экспозиции с перепадами рельефа, подчеркнутой криволинейной графикой, светящимися вставками на планшете и игрой световых струй с плафонов.
Футуристичесий облик парящего в пространстве тяжелого объема сделал здание объектом интереса кинематографистов: в фильме «Интернэшнл» оно играет роль штаб-квартиры международного синдиката торговцев оружием, а в фильме-катастрофе «Герои» — адронного коллайдера.
Наименование центра науки «Фэно» прежде всего призвано открывать для просвещенного зрителя его предназначение: знакомство с феноменами науки. Но феноменом предстает и само здание. А потому оно включено в Список семи чудес современного мира (объектов, построенных в третьем тысячелетии) и отмечено различными архитектурными премиями.
Архитектурные особенности:
• Бетонные опоры функциональны не только как несущие конструкции. Внутри них располагаются различные службы, центральный холл, киоски, кассы, лестницы, бар, конференц-зал и т. д.
• Трапециевидные стои.
• Оконные проемы Центра — разного размера.
• Комплекс уникального научного центра занял 27 000 квадратных метров.
• «Фэно» расположен по адресу площадь Вилли Брандта, 1. Здание служит своеобразным экраном, заслонившим вид из исторического центра на железнодорожные пути.
• Стены выполнены из монолитного самоуплотняющегося бетона.
• Первый этаж и конические опоры с наступлением темноты эффектно освещаются.