Требования к рекламе, которая связана с привлечением денежных средств с граждан-дольщиков для возведения новостроек в рамках ДДУ установлены в ст. 28 ФЗ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».
Основные требования по закону «О рекламе»
В рекламе, связанной с процессом привлечения денежных средств участников долевого строительства, в обязательном порядке должны указываться адрес сайта единой информационной системы (ЕИС) жилищного строительства и наименование компании-застройщика, или индивидуализирующее компанию коммерческое обозначение, содержащееся в проектной декларации.
Если застройщик рекламирует объект, строительные работы на котором еще не завершены, и он предлагает оформить договор долевого участия в нем, то в рекламном объявлении должна содержаться данные сведения. Если он рекламирует введенный в эксплуатацию жилой комплекс, то такую информацию можно не указывать.
Не допускается рекламировать объекты недвижимости, в которых жилые помещения продаются с нарушением положений законодательства, в частности Федерального закона № 214 “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости”. Можно рекламировать только новостройки в порядке ДДУ по этому закону, а также реклама жилищно-строительных кооперативов и жилищных накопительных кооперативов, разрешенных законом.
Что должна содержать реклама?
Застройщик при запуске рекламы обязательно должен указывать в ней следующие данные:
- Наименование компании-застройщика или его коммерческий бренд, в случае его отсутствия в проектной декларации.
- Информация, что проектная декларация опубликована на официальном сайте строительной компании или в ЕИС жилищного строительства.
- Наименование строящегося объекта, если он указан в проектной декларации.
Так как размещение рекламы стоит недешево, многие застройщики стремятся сэкономить на нем. Поэтому часто компании печатают мелким тексом обязательную часть рекламного сообщения по закону, а если реклама подается по радио, «прокручивают» эту информацию в ускоренном режиме.
Рекламную компанию жилого комплекса можно запускать только после выдачи застройщику разрешения на строительство, а также заключения о соответствии строительной компании и проектной декларации установленным требованиям.
С 1 июля 2019 года привлечение денег участников долевого строительства на новостройки стало возможным лишь при условии размещения денежных средств на специальных счетах эскроу, которые открыты в уполномоченном банке. Эти специальные счета предназначены для обеспечения гарантий в финансовых расчетах между застройщиком и дольщиками.
Требования отдельных пунктов закона
Пункт 6. Запрещена реклама, связанная с получением средств граждан для строительства жилой недвижимости, кроме рекламы, которая связана с участием в долевом строительстве, рекламы ЖСК и ЖНК на приобретение квартир.
Пункт 7. В рекламе, связанной с привлечением денег дольщиков для возведения многоквартирных жилых домов, должны быть указаны сведения о способах и месте получения проектной декларации, установленной в нормах законодательства.
Пункт 8. Запрещается реклама жилых комплексов до выдачи в установленном порядке застройщику разрешения на строительство МКД, опубликования проектной декларации в сети Интернет или в средствах массовой информации, а также государственной регистрации права собственности или права аренды на предоставленный для строительства объекта земельный участок.
Пункт 9. Не допускается рекламные публикации в период приостановления деятельности застройщика согласно положениям федерального закона ФЗ-214.
Пункт 10. Пункты 7 – 9 статьи 28 Закона «О рекламе» распространяются на рекламу, которая связана с переуступкой прав требований по ДДУ с застройщиком.
Пункт 12. Если подается реклама, связанная с привлечением и использованием ЖСК или ЖНК денег дольщиков на приобретение квартир, то нельзя гарантировать сроки ввода в эксплуатацию или приобретения квартир гражданами.
Типичные нарушения ФЗ «О рекламе»
Часто встречающиеся нарушения ст. 28 закона «О рекламе», которая связана с привлечением средств физических лиц – участников долевого строительства, предназначенных для строительства жилой недвижимости, заключаются в следующем:
- В рекламной публикации отсутствует информация о том где и как получить для ознакомления проектную декларацию, предусмотренную законодательством.
- В рекламе не указан адрес многоквартирного дома.
- В рекламном сообщении не указано, что объект возводится в порядке долевого участия в строительстве.
- Потенциальному клиенту показывается реклама застройщика, хотя он искал информацию по наименованию другого застройщика или наименование другого жилого комплекса. Такая намеренная подмена компаний или ЖК запрещены, т.к. нарушают указания Закона РФ «О защите конкуренции».
Важно учитывать, что в рекламе строительных компаний часто фигурирует реклама ипотеки, поэтому такие рекламные сообщения подпадают и под регулирование пункта Закона РФ «О рекламе» — реклама финансовых услуг и финансовой деятельности.
Какие штрафы грозят застройщикам за нарушения в рекламе
В настоящее время Федеральная антимонопольная служба РФ проявляет пристальное внимание к рекламе, которую размещают застройщики. В рекламе новых ЖК часто можно выявить множество нарушений, которые грозят строительным компаниям следующими наказаниями:
- В соответствии со 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, нарушение законодательства о рекламе может повлечь наложение административного штрафа на организацию — от 100 тыс. до 5000 тыс. рублей.
- Согласно ст. 14.33 КоАП РФ, недобросовестная конкуренция, если эти действия не подпадают под уголовную статью — влечет для юридических лиц наложение административного штрафа — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Таким образом, в обоих указанных варианта штрафы для застройщиков очень серьезные. При этом, штраф могут взыскать как с компании-застройщика, так и с его руководителя.
Читайте также: Требования к застройщику по ФЗ-214.