Постепенный переход архитектора к светскому строительству вызван в основном практическими соображениями. Архитектор Г. Бём является автором более 70 церквей, но падение спроса на возведение новых храмов и уменьшение количества заказов в Германии к концу ХХ века естественным образом потребовали переориентации на иные типологии сооружений.
Хотя Притцкеровская премия была присуждена Бёму именно по совокупности его достижений в церковном зодчестве, уже в конце 1980-х годов он активно проектирует новые культурные объекты светского характера. Мастер сам признает, что в современном обществе здания театров, музеев и библиотек приобрели функции и значение «храмов культуры».
Неудивительно, что в арсенале зрелого творчества Готфрида Бёма довольно много светских культурных объектов разного назначения. Он строил и концертные залы — как Филармония в Люксембурге (1996), и музеи — Саарбрюккен (1989), и библиотеки — как в Ульме (2000).
К работе с собственно типологией театрального здания зодчий тоже уже обращался в проекте для города Итцехо (1984–1993). Но справедливости ради отметим, что наиболее ярким во многих смыслах является его здание театра в Потсдаме.
Это новое театральное здание задумывалось не только как постройка развлекательного характера, ориентированная на запросы населения небольшого города, но и как культурное сооружение, способное стать местом притяжения берлинской публики. Поэтому размах строительства был широк изначально. На реализацию проекта потратили в общей сложности 26,5 млн евро.
Строительство шло в два этапа. Сначала было выбрано место и разработан проект, основная часть которого оказалась выполнена к 2000 году. Затем в 2006 году театр подвергся дополнительной модернизации, проведенной уже глубоко пожилым Готфридом Бёмом в соавторстве с сыном Петером.
Проект театра был поистине долгожданным. Поскольку застройка Потсдама сильно пострадала во время Второй мировой войны, местная труппа не имела постоянного помещения с 1945 года. По сравнению со зданием театра в Итцехо, возведенным Бёмом в 1984–1993 годах, потсдамский проект смелее и радикальнее, обладает большей способностью ломать стереотипы восприятия современной архитектуры. Композиция театра в Итцехо собрана вокруг центральной оси, почти скульптурна и, скорее, напоминает компактное белое-красное пирожное или увеличенный парковый павильон с четким ритмом регулярных колонн, формирующих характерный образ здания. А потсдамский театр уже более драматичен и непредсказуем.
Названный в честь известного в Восточной Германии актера, погибшего от рук эсэсовцев в 1933 году, театр ярко демонстрирует возможности работы современного архитектора в логике экспрессионизма не только с формой и фактурой, но и с цветом. Здание имеет два противоположных по характеру фасада.
Один поднимает легкие динамичные фрагменты красной кровли над стеклянным объемом вестибюля и как бы парит над водной гладью, на которую выходит эта часть здания. Другой фасад, обращенный к сложившейся застройке, строг и консервативен в своих прямоугольных очертаниях. Хотя он тоже содержит красный цвет, его интенсивность и выразительность явно уступают впечатлению от первого.
Композиционно здание решено двояко. Главный по силе художественного впечатления фасад раскрывается на панораму озера, на берегу которого театр находится. К воде обращены основные декоративные элементы оболочки. Туда же выходят главное фойе и зрительный зал. Полностью застекленная стена «озерного» фасада завершается трехъярусной крышей, которая напоминает и творение кэрролловского Безумного Шляпника, и распускающийся цветок с тремя алыми лепестками.
Как преломленное зеркальное отражение летящих козырьков ступенчатой кровли внизу стеклянного объема фойе выстроена ступенчатая открытая терраса, раскрытая в сторону водного пространства и береговой зелени. По степени неординарности и особенностям местоположения над водой постройка напоминает такие известные сооружения — скульптурные образы, как Сиднейский оперный театр или индийский Дом-лотос.
Основной функциональный вход театра находится в принципиально иной градостроительной ситуации. Со стороны города здание окружено промышленными сооружениями, которые Бёму пришлось даже частично интегрировать в свою постройку. Уличный фасад театра фланкируют бывшая фабрика по переработке цикория ХIХ века слева и фрагмент помещения газохранилища начала ХХ века справа. Реконструированные пространства архитектор перестраивает под корпус театральных мастерских. Необходимость подобной «конверсии» объясняется тем, что оба здания имеют охранный статус как памятники исторической городской застройки и сносу не подлежат.
Из-за подобного окружения уличный фасад потсдамского театра гораздо более сдержан по сравнению с «озерным» и представляет собой традиционную горизонтальную призму с дополнительной возвышающейся сценической коробкой, визуально разделенную полосами красного и черного цветов и рядами ленточного остекления. Со стороны озера спокойные горизонтальные линии врываются в пространство и придают всей композиции невероятную остроту и пластическую выразительность.
Внутреннее пространство и траектории основных передвижений по зданию организованы архитектором так, чтобы максимально раскрыть главный драматический эффект. Попав в здание через главный вход со стороны города, посетители проходят в узкий коридор, уводящий их вглубь здания. Проход постепенно расширяется, интригуя и заставляя двигаться все дальше. И наконец, светлое фойе с видом на озеро. Таким образом, каждый зритель как бы отрешается на время от забот повседневной жизни и переключается на возвышенный лад для соприкосновения с прекрасным — театральным искусством или искусством архитектуры.
В логике построения подобного пути прослеживается многолетний опыт Бёма по созданию церквей, где траектория движения прихожан и общий смысл пространства имеют символическое значение. Зрительный зал на 484 места способен меняться: путем несложных преобразований его можно использовать и как бальный зал, и как место для модных показов, и как место общественных собраний более серьезного характера.
Потсдам не избалован подобными универсальными пространствами, поскольку сам город (а не дворцовая резиденция Фридриха Великого) раньше был в первую очередь гарнизонным, а затем промышленным спутником Берлина и обилие крупных общественных зданий являлось непозволительной роскошью. Сегодня городской театр — одно из немногих масштабных исключительно общественных и культурных зданий в плотной ткани его рядовой застройки.
Архитектурные и конструктивные особенности:
- В протяженной прямоугольной части вдоль кромки воды расположены репетиционные и административные помещения театра.
- Строительство театрального здания обошлось городу в 26,5 млн евро.
- Пространственная структура театра представляет собой четырехчастную композицию, где каждая часть имеет свой облик и функциональное назначение. Как следствие, фасады здания заметно отличаются.
- Сценическая коробка здания выделена в обособленный темный глухой призматический объем, что выгодно оттеняет экспрессивно изогнутые линии трехуровневой кровли главного фойе.
- Второй цилиндрический объем здания — входной вестибюль — ярок, хоть и непрозрачен. Он хорошо читается уже со стороны городского фасада театра.
- Единство протяженных и округлых частей сооружения обеспечивают красные горизонтали фасадной отделки, переходящие в элементы кровли.
- Фасад, обращенный к озеру, развернут вдоль воды. Главное фойе завершает драматичная кровля, как лепестки яркоалого цветка, огибающая прозрачный стеклянный цилиндрический объем.
- Со стороны фойе есть террасный спуск к воде, и в хорошую погоду зрители могут насладиться прогулкой по парку в антрактах и после спектаклей.
- В структуру театрального здания включены элементы исторической застройки городского окружения.
- Театр поставлен на полуострове, вдающемся в живописное озеро, и окружен бывшими казармами.