Электрический свет серьезно повлиял на большинство аспектов человеческого бытия, включая архитектурное окружение. Световой дизайн города облегчил взаимодействие людей с миром в темное время суток, но и стал средством художественной интерпретации городской среды.
Как и любое другое крупное изобретение, это потребовало появления целого ряда специалистов, которые знали бы, что с ним делать, как обеспечивать его работу, могли развить появившиеся возможности. Одна из новых профессий, возникших благодаря электрическому свету и ради него, – светодизайнер.
Световой дизайн города объединяет технологию и искусство, свет и архитектуру. Специальность настолько молода, что существующие в мире факультеты светодизайна можно пересчитать по пальцам, и, кстати, в России таковых нет. В силу отсутствия как преподавательских кадров, так и четкой методики светопроектирования. У нас пока учат только на светотехников.
Некоторые потом благодаря природным способностям становятся талантливыми светодизайнерами. Так же и театральные осветители. Еще в профессию приходят из смежной области промышленного дизайна. Поэтому не странно, что первая фраза предисловия к книге гласит: «Учебное пособие по световому дизайну города выходит у нас впервые». Автор книги, архитектор по образованию, почти всю свою профессиональную жизнь посвятил световому дизайну города.
До марта этого года в течение 10 лет он возглавлял созданную им в «Моспроекте-3» мастерскую архитектурного освещения, выполнившую светодизайнерские проекты для более трехсот объектов в Москве, а теперь руководит кафедрой архитектурной физики в Московском архитектурном институте. В этот учебник он постарался вместить тридцатипятилетний опыт практической и теоретической деятельности, а также наработки предшественников.
Учебник “Световой дизайн города” призван стать основой для формирования методики профессионального проектирования световой среды. Кроме того, заявлена и другая цель: «Воспитать у студентов “чувство света”, подобно “чувству пропорций и ритма” является сверхзадачей педагогической деятельности». Стоит отметить, что в 2006 году на ежегодном конкурсе союза дизайнеров серия, в которой вышла книга, была отмечена Национальным призом «Виктория» Союза дизайнеров России.
Архитектурная направленность учебника становится очевидна даже без внимательного чтения, при одном лишь изучении содержания. Из шести глав лишь одна посвящена технике, все остальные рассказывают о влиянии света на образ города, его ансамблей и отдельных объектов. Впрочем, в эту единственную «техническую» главу вошла информация не только о ставших традиционными источниках света, но и о последних разработках в области производства светильников, что весьма актуально, поскольку сейчас световая индустрия развивается очень быстро.
Но главное – книга “Световой дизайн города” предлагает системный подход комплексного проектирования искусственной световой среды, основанный на традиционных понятиях архитектурно-пространственного построения, с соблюдением разных масштабов: город, уличное освещение, ансамбль, объект.
Уделяется внимание и их взаимодействию. Учебник богато иллюстрирован фотографиями, большая часть которых сделана автором. На них можно увидеть освещенные объекты и пространства различных городов мира, а также работы студентов МАрхИ. Хотя качество печати и размер фотографий оставляют желать лучшего, учебник вполне можно использовать в поисках вдохновения, перелистывая картинки.