Основные факты:
- ДАТА 1886 год
- СТИЛЬ Неоклассицизм
- МАТЕРИАЛ Сталь, медь и гранит
- АРХИТЕКТОРЫ Фредерик Огюст Бартольди, Ричард Моррис Хант
Свобода, озаряющая мир – так сначала называлась статуя Свободы, которая украшает гавань Нью-Йорка с 1886 года.
Это подарок народу США от Франции, символ дружбы между двумя нациями, монумент к столетию независимости Америки (4 июля 1776), которое отмечалось в 1876 году. К сожалению, из-за технических и финансовых сложностей подарок добрался до Нью-Йорка только через 10 лет.
Медная статуя стоит на острове Бедлоу, который в 1956 году переименовали в ‘ остров Свободы, высота ее – 46 метров. Статую создал французский архитектор и скульптор Фредерик Огюст Бартольди, у него было еще несколько работ, посвященных франкоамериканской дружбе.
Над проектом вместе с ним работал французский инженер Густав Эйфель (один из создателей Эйфелевой башни), он придумал внутренний железный 3 каркас. А архитектор Ричард Моррис Хант, американец, создал гранитный пьедестал, высота которого тоже 46 метров.
Священный образ неоклассицизма, Свобода, выглядит как сильная женщина, идущая вперед. В правой руке она высоко держит факел, и этот огонь символически освещает весь мир.
В левой руке Свобода несет каменную плиту с датой Дня независимости Америки, а семь лучей ее короны символизируют семь континентов и семь морей. Ногой она попирает цепи, то есть рабство и несправедливость.
12-этажная винтовая лестница поднимается от цоколя к смотровой площадке в короне статуи.
Фигура напоминает французский образ героической женщины с поднятой рукой, которая ведет мужчин в битву – вспомните картину Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830) или скульптуру Франсуа Рюда «Марсельеза» (1836) на Триумфальной арке в Париже.
Образ матери
Облик статуи придумывали французы, в том числе сам Бартольди и историк Эдуард де Лабулэ, они вдохновлялись победой северных штатов Америки над южными рабовладельческими штатами во время американской гражданской войны.
Бартольди начал работу в 1870-е годы, и сначала моделью для Свободы была его мать. Но ее утомляли долгие часы позирования, и Бартольди стал обыскивать весь Париж, чтобы найти женщину, похожую на свою мать. Тогда он встретил Жанну-Эмилию де Пюзье, которая потом стала скульптору любимой женщиной, музой и женой.
Статую сделали в Париже из листов меди толщиной 2,3 миллиметра, которые вручную крепили на стальном каркасе. Размеры одного ногтя на пальце Свободы – 33 на 25 см, поэтому задача это была непростая, потребовалось время.
В 1885 году статую весом 225 тонн закончили, а потом разобрали на 350 частей, упаковали в 214 ящиков, и по морю отвезли в Нью-Йорк. Там Свободу больше четырех месяцев собирали обратно.
НОВЫЙ КОЛОСС
Деньги на создание статуи собирали французы, а на пьедестал средства пожертвовали американцы во главе с Джозефом Пулитцером, издателем нью-йоркской газеты «The World» и основателем престижной литературной Пулитцеровской премии.
Еще одной страстной защитницей проекта была Эмма Лазарус, которая написала поэму «Новый колосс». Поэма выгравирована на доске у подножия статуи, в ней говорится о том, как Свобода защищает иммигрантов. Лазарус написала поэму, чтобы помочь собрать пожертвования, а доска у статуи появилась только в 1903 году, это был подарок кого-то неизвестного.
В 1886 году на открытии статуи выступил президент Гровер Кливленд. В 1924 году ее объявили национальным памятником, а в 1984 она вошла в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 1931 году репортеры передавали программы прямо из головы статуи. В середине 1980-х на реставрацию и восстановление памятника потратили 87 миллионов долларов из фондов, которые основали частные жертвователи вместе с Управлением национальных парков (которое и сейчас следит за островом Свободы и за соседним островом Эллиса, где находится Национальный музей истории иммиграции).
Пьедестал статуи восстановили, на смотровую площадку стали пускать всех, кто может забраться в корону статуи, преодолев 12 этажей. Статуя Свободы – популярная у туристов достопримечательность, каждый год к ней приезжает более четырех миллионов людей.