Основные данные:
- ДАТА: 1077-1747 годы
- СТИЛИ: Французский романский стиль и испанское барокко
- МАТЕРИАЛ: Золотистый гранит
- Один из самых известных храмов Средневековья; туда до сих пор приходят тысячи паломников
Сантьяго-де-Компостела, город на северо-западе Испании, во времена раннего Средневековья был самым популярным после Иерусалима и Рима местом паломничества у христиан. Считается, что именно в этом средневековом городе, в гробнице за высоким алтарем собора, покоятся мощи святого апостола Иакова (по-испански – Сайт Яго), который был обезглавлен в 44 году н. э. в Риме. По преданию, его тело положили на корабль без моряков и капитана, и корабль чудом приплыл к северо-востоку Испании, где сейчас Галисия. Там тело Иакова похоронили и забыли об этом, а в 810 году обнаружили мощи в маленьком городке Компостела.
Городок тут же стал местом паломничества, в нем выстроили не один храм. Но после того как в 977 году мусульманский визирь аль Мансур разграбил город, началось строительство великолепного романского собора, где бы хранились мощи святого Иакова.
Паломничество
Христиане во все века верили, что если посетить святое место, то можно после смерти попасть на небеса. Поэтому пилигримы со всей Европы сходились в этот маленький город, путь их проходил через Францию, через Пиренеи и север Испании. Франциск Ассизский, король Фернандо и королева Изабелла, Батская Ткачиха из рассказов Чосера – кто только не шел туда, пешком или верхом, со своими пожитками и узелками, со створками раковин (символом паломничества к гробнице св. Иакова). Паломники останавливались в монастырях, гостиницах и бесчисленных деревушках, что стояли вдоль дорог. Путешествие могло тянуться вплоть до года, а путники шли через жаркие и пыльные равнины, через заснеженные горы, через все опасности. В XI-XII веках каждый год в Сантьяго-де-Компостела приходило более полумиллиона человек (а это были времена, когда большинство людей не заглядывало дальше соседней деревни). Даже в наши дни тысячи паломников проходят этот путь, и многие из них – пешком.
Романское великолепие
Собор ясно виден с последнего холма на подходе к городу, его золотистые гранитные башни, башенки и шпили вырисовываются на горизонте.
Над широкой площадью Обрадойро высятся две башни-колокольни и восточный фасад собора – прекрасный пример испанского барокко, их в 1747 году достроил Фернандо Касас-и-Новоа. Двойная лестница ведет к главному входу, а там, за барочным фасадом, открывается первоначальный собор. Он построен приблизительно в 1077-1122 годах, в романском стиле, с полукруглыми арками и массивной каменной кладкой. Вход туда – через западный фасад, через портик Славы Господней, шедевр романского стиля.
Портик был пристроен в 1166-1188 годах под руководством скульптора Матео и украшен потрясающе реалистичными фигурами Христа и апостолов (рядом с Иисусом стоит святой Иаков), музыкантов и даже самого скульптора Матео, который изобразил себя стоящим на коленях у основания центральной колонны.
План собора – типично французско-романский, так как строителями командовали французы. В нем есть центральный неф и боковые приделы, которые переходят в поперечные нефы. На востоке, за высоким алтарем, стоит богато украшенная гробница святого, куда и приходили паломники, чтобы поклониться.
Многое во внутреннем убранстве собора за долгие века менялось и обновлялось, но портик Платериас, построенный в 1117 году у южного нефа, до сих пор выглядит так, как выглядел много веков назад. Именно в этом нефе почти каждый день, после полуденной мессы, восемь священников раскачивают огромную курильницу, Ботафумейро. Она подвешена на целой системе блоков и раскачивается до тех пор. пока не начнет пролетать 25-30 метров – тогда курильница почти достигает свода собора. Нынешняя курильница датирована серединой XIX века, а первую увезли войска Наполеона во время испанской кампании в начале XIX века.