Меня привлекают свободные чувственные изгибы… гор моей страны… и тела любимой женщины.
Оскар Нимейер
В 1956 году президент Кубичек говорил Нимейеру: «Оскар, на этот раз мы все-таки отстроим столицу Бразилии». Оскар Нимейер спроектировал резиденцию президента, несколько правительственных зданий и собор. Несмотря на то, что он был абсолютным атеистом, его гиперболоидные колонны созданы в форме протянутых в мольбе рук.
В 1960-е, когда военная диктатура вытеснила демократию, Нимейер покинул Бразилию и отправился в Париж, а на родину вернулся лишь в 1985 году, где продолжил строить романтично-экспрессивные, изогнутые сооружения. В 1988 году он был удостоен Притцкеровской премии.
Оскар Нимейер (1907-2012) считается родоначальником южноамериканского модернизма. После окончания учебы в Рио-де-Жанейро в 1930-е он сотрудничал с Лусио Коста, и оба архитектора стремились донести направления европейского модернизма до Бразилии.
Нимейер помогал Коста в проектировании Министерства образования и здравоохранения (1943) в Рио и Бразильского павильона на нью-йоркской Всемирной выставке в 1939 году. После Второй мировой войны он принимал активное участие в проектировании штаба ООН в Нью-Йорке (1952). Однако главным этапом на пути к успеху в карьере Нимейера стал развлекательный комплекс в Пампулье (1943), построенный для Жуселину Кубичека, впоследствии президента Бразилии. Именно он предоставил архитектору шанс отстроить новую столицу Бразилии (1956).
Собор с его динамичными формами стал частью плана застройки. Его строительство было начато в 1958 году, а закончились работы в 1960 году. Однако в 1961 году Кубичек покинул пост президента, и многие сооружения Бразилиа остались недостроенными. Несмотря на финансирование проекта правительством, собор был достроен лишь в 1970 году на средства Католической церкви. Соседний баптистерий овальной формы был освящен в 1977 году, а сам комплекс стал национальным памятником в 1990 году. В 2012 была проведена его реставрация.
Шестнадцать изогнутых бетонных колонн образуют гиперболоидную структуру диаметром 70 м и высотой 42 м. Колонны наклоняются внутрь, образуя некое подобие свода. Крыша собора из стекловолокна, заполняющего пространство между бетонными колоннами, переходит в цветные витражи работы Марианны Перетти. В озаренное светом пространство ведет тоннель, берущий начало на площади.