Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Система нормативных документов в строительстве. Основные положения (взамен СНиП 1.01.01-82, СНиП 1.01.02-83,СНиП 1.01.03-83, ГОСТ 24369-86)

СНиП 10-01-94
Система нормативных документов в строительстве. Основные положения (взамен СНиП 1.01.01-82, СНиП 1.01.02-83, СНиП 1.01.03-83, ГОСТ 24369-86)

 

СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения (взамен СНиП 1.01.01-82, СНиП 1.01.02-83, СНиП 1.01.03-83, ГОСТ 24369-86)

 

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

 

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВВ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

ОСНОВНЫЕПОЛОЖЕНИЯ

 

СНиП 10-01-94

 

SYSTEM OFNORMATIVE DOCUMENTS IN CONSTRUCTION

Basic principles

 

УДК 69(083.74)

 

Датавведения 1995-01-01

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

1. РАЗРАБОТАНЫГлавным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации,Государственным предприятием – Центром методологии нормирования истандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущихспециалистов по нормированию и стандартизации научно-исследовательских ипроектных организаций Госстроя России.

 

ВНЕСЕНЫГлавным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификацииГосстроя России.

 

2. ПРИНЯТЫ ИВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. № 18-38.

 

3. ВЗАМЕН СНиП1.01.01-82*, СНиП 1.01.02-83, СНиП 1.01.03-83* и ГОСТ 24369-86.

 

4. ИЗДАНЫ сучетом постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. № 18-2.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Системанормативных документов Российской Федерации в строительстве создается всоответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структуройуправления на базе действующих в России строительных норм, правил игосударственных стандартов в этой области.

Главнаянаправленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы – защитаправ и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции,общества и государства при развитии самостоятельной и инициативы предприятий,организаций и специалистов.

Одним изосновных средств решения этой задачи является переход к новым методическимпринципам, которые находят все большее распространение в практике международнойстандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемогоописательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документахприводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемыхматериалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должнысодержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительныхизделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые всоответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативныедокументы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливатьтребования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, илицели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства.Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных,конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательныйхарактер.

 

 

1ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Настоящиенормы и правила определяют основные цели, принципыи общую структуру Системы нормативных документов в строительстве(далее Системы),требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.

Положениянастоящего документа обязательныдля органов управления и надзора, предприятий,организаций и объединений независимо от формсобственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативныхдокументов в строительстве.

Требования поприменению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих строительных норми правил.

  

2НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

В настоящихнормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 1.0-92 “Государственная система стандартизацииРоссийской Федерации. Основные положения”.

ГОСТ Р 1.2-92″Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов”.

ГОСТ Р 1.4-93″Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартыотраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерныхобществ и других общественных объединений. Общиеположения.”

ГОСТ Р 1.5-92″Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общиетребования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.”

 

3ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

В настоящих нормах и правилах примененытермины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1.0.

 

4ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ

 

4.1 Системанормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов,принимаемыхкомпетентными органами исполнительной власти и управления строительством,предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительнойпродукции в целях защиты прав и охраняемых закономинтересов ее потребителей, общества игосударства.

4.2Исходя из общих целей стандартизации, система должнаспособствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:

– соответствиестроительной продукции своему назначения и создание благоприятных условий жизнедеятельностинаселения;

– безопасностьстроительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;

– защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействийс учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

– надежность икачество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования,зданий и сооружений;

– выполнениеэкологических требований, рациональное использование природных, материальных,топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

-взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности иустранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

4.3 Объектами стандартизации и нормирования в Системе являются:

– организационно-методические и общие технические правила и нормы,необходимые для разработки, производства иприменения строительной продукции ;

– объекты градостроительной деятельности и строительнаяпродукция – здания и сооружения и их комплексы;

– промышленная продукция, применяемая в строительстве -строительные изделия и материалы, инженерноеоборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;

-экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций,стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.

4.4Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Системагосударственных строительных норм, правил и стандартов, а также другихнормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической инаучно-технической основе.

4.5 Правовой базой стандартизации и нормирования встроительстве является законодательство РоссийскойФедерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности,их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг.Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средствмежотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве вцелях реализации требований законодательства.

4.6Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решенииэкономических и технических задач проектирования и строительства при сокращениичисла обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательногохарактера.

Обязательнымидолжны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей,охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости ивзаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

4.7Разработку нормативных документов в строительстве предусматриваетсяосуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизацииРоссийской Федерации и международными организациями по стандартизации приобеспечении необходимой гармонизации исопоставимости с международными стандартами в области строительства,строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.

4.8Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектовстандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектовформируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач, В составекомплексов, при необходимости, разрабатывают основополагающие нормативныедокументы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.

 

5НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

5.1Нормативные документы Системы подразделяют нагосударственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевыедокументы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требованийГОСТ Р 1.0 в составе Системыразрабатывают следующие документы.

Федеральныенормативные документы:

– строительныенормы и правила Российской Федерации – СНиП

-государственные стандарты Российской Федерации в области строительства – ГОСТ Р

– своды правилпо проектированию и строительству – СП

– руководящиедокументы Системы – РДС

 

Нормативные документы субъектов российской Федерации:

-территориальные строительные нормы – ТСН

 

Производственно-отраслевыенормативные документы:

– стандартыпредприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественныхобъединений – СТП и СТО

В качествефедеральных нормативных документов применяют такжемежгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты(ГОСТ), введенные в действие на территорииРоссийской Федерации.

5.2Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательныетребования, определяющие цели, которые должны бытьдостигнуты, и принципы, которыми необходиморуководствоваться в процессе создания строительнойпродукции.

5.3 Государственные стандарты Российской Федерациив области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемыеположения, определяющие конкретные параметры ихарактеристики отдельных частей зданий исооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единствопри разработке, производстве и эксплуатации этойпродукции.

5.4Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемыеположения в развитие и обеспечение обязательныхтребований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы илипо отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательныминормами.

 

(Измененнаяредакция, Изм. № 1)

 

5.5 Руководящиедокументы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемыеорганизационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативныхдокументов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании иизысканиях.

 

(Измененнаяредакция, Изм. № 1)

 

5.6Территориальные строительные нормы устанавливаютобязательные для применения в пределахсоответствующих территорий и рекомендуемые положения,учитывающие природно-климатические и социальныеособенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России .

5.7Стандарты предприятий (объединений) устанавливаютдля применения на данном предприятии или в объединении положения по организациии технологии производства, а также обеспечениюкачества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации,концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им ихучредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения,необходимые для деятельности входящих в объединение производственныхорганизаций и предприятий.

Напоставляемую (сдаваемую заказчику) продукциюстандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции приотсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в техническихусловиях (ТУ), разарбатываемых в составе технической документации.

5.8Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательнымиактами Российской Федерации.

Нормативныедокументы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектовхозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должнынарушать обязательных положений федеральныхстроительных норм и правил и государственных стандартов.

5.9Наряду с нормативными документами системы в строительстве применяют:

-государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;

– нормы,правила и нормативы органов государственного надзора;

– стандартыотраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы,принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами икомитетами в соответствии с их компетенцией.

5.10Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов икомитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений,относящихся к компетенции Минстроя России итерриториальных органов управления строительством.

МинстройРоссии в установленном порядке дает заключения .понаправляемым ему федеральными органамиисполнительной. власти и органами государственногонадзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования истроительства, в части соответствия этих документов обязательнымтребованиям строительных норм и государственных стандартов.

Разрабатываемыеи утверждаемые министерстваминормы технологического проектирования представляют на заключениев Главгосэкспертизу при МинстроеРоссии.

 

6СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕНОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

6.1 Нормативные документы Системы должныосновываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опытепроектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты техническиразвитых стран.

Они должнысодержать в необходимом объеме технически иэкономически обоснованные положения, направленныена достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждогодокумента в соответствии с областью его применения.

Нормативныедокументы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которыедолжны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либодругими законодательными актами.

6.2Положения нормативных документов могут быть обязательными,рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаютсяна минимально необходимом или максимальнодопустимом уровне, рекомендуемые – на уровне лучшихотечественных и мировых достижений.

К обязательнымотносят те положения, которые в соответствии спринципами Системы подлежат безусловному соблюдению.

К рекомендуемым относят нормы,правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями ивозможностями потребителяили условиями производства.

В вводной части нормативных документов,содержащих обязательные и рекомендуемые положения,указывают номера разделови пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.

6.3 Всоставе нормативных документов следуетпредусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданийи сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны бытьобеспечены при проектировании, строительстве и эксплуатации (эксплуатационныеположения).

Эксплуатационныеположения должны быть основаны на требованияхпотребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностейили условиями эксплуатации вне зависимости отконструктивного устройства, формы, размеров,применяемых материалов или технологии производства.

Эксплуатационныеположения следует излагать в нормативных документахс применением следующих или аналогичных им формулировок:

– Сооружение (здание) должно быть запроектированои построено таким образом, чтобы ….

– Должно бытьобеспечено….

Для каждойэксплуатационной характеристики в нормативных документах должен бытьпредусмотрен метод контроля и оценки степениудовлетворения соответствующей потребности. Приневозможности прямого нормирования обязательныхэксплуатационных характеристик, в том числе в связис отсутствием методов контроля, эти характеристики могут регламентироватьсякосвенно путем установления соответствующих описательных положений.

6.4 Встроительных нормах и правилах устанавливают обязательные положения, общие длявсей территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определеннымиклиматическими, геологическими и другими природными условиями.

Строительныенормы и правила должны содержать основные организационно-методическиетребования, направленные на обеспечение необходимого уровня качествастроительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиямдля строительства, проектированию и строительству, а также требования кпланировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям,основаниям и системам инженерного оборудования.

Эти требованиядолжны определять:

– надежностьзданий и сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность иустойчивость строительных конструкций и оснований;

– устойчивостьзданий и сооружений и безопасность людей приземлетрясениях, обвалах, оползнях и в других расчетных условиях опасных природныхвоздействий;

– устойчивостьзданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетныхаварийных ситуациях;

– охрануздоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимыпомещений;

-эксплуатационные характеристики и параметры зданий и сооружений различногоназначения и правила их размещения с учетом санитарных, экологических и другихнорм;

– сокращениерасхода топливно-энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданияхи сооружениях.

Строительныенормы и правила не должны содержать требований ктехнологическим процессам, для которыхпредназначены здания или сооружения, а также других положений, относящихся ккомпетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительнойвласти. В необходимых случаях в строительных нормахи правилах следует приводить ссылки на санитарные, экологическиеи другие нормативные требования.

6.5 В государственных стандартах взависимости от их вида устанавливают обязательные ирекомендуемые положенияв соответствии с ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ Р 1.5, в том числе:

– требования кнормативной, проектной, технологической и другим видамдокументации;

требования по размерной и функциональной совместимости ивзаимозаменяемости в строительстве;

-контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частейзданий и сооружений, а также элементов инженерных систем;

– требования кгруппам однородной продукции предприятий стройиндустриии стройматериалов, к наиболее массовым конкретныйвидам строительных изделий, материалов и оборудования;

– правила приемки и методы контроля (испытанийи измерений) в строительстве и при производстве строительных изделий, материалов и оборудования.

6.6 В сводах правил приводят с необходимой полнотойрекомендуемые в качестве официально признанных иоправдавших себя на практике положения, применение которых позволяетобеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил истандартов и будет способствовать удовлетворениюпотребностей общества. Своды правил, в частности, могутсодержать:

– положения поорганизации, технологии иправилам производства работ при инженерных изысканияхдля строительства, проектировании и строительстве,эксплуатации зданий и сооружений, а также ведению градостроительного кадастра иосуществлению архитектурной и градостроительной деятельности;

– общиеградостроительные, типологические и социальные нормативы;

-объемно-планировочные и конструктивные решения зданий,сооружений и их частей;

– методырасчета и проектирования строительных конструкций и оснований.

В своды правилмогут включаться извлечения из обязательныхположений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), вразвитие которых эти своды правил разработаны .

 

(Измененнаяредакция, Изм. № 1)

 

Примечание – Своды правил,как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Ихследует отличать от рекомендаций, руководств, пособий, и других документов, неявляющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок,инструктивно-методические и другие материалы различной степенидетализации в расчете на исполнителей различной квалификации.

 

6.7 В территориальных строительных нормахустанавливают в соответствии с настоящими нормами и правилами организационные,градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимыетехнические положения, которые в федеральных нормативных документах неустанавливаются или приводятся в качестверекомендуемых.

6.8 Требования к содержанию стандартов предприятийи стандартов общественных объединений  по ГОСТ Р 1.4.

6.9 Втехнических условиях устанавливают требования к продукции, ее изготовлению,контролю, приемке и поставке (сдаче заказчику),которые целесообразно выделить из состава конструкторской, проектной и другойтехнической документации для использования вдоговорах (контрактах) на поставку продукции или строительство объекта.

Построение,изложение и оформление технических условий – в порядке, установленномГосстандартом России.

6.10Построение, изложение и оформление нормативных документов Системы – всоответствии с требованиями, установленными для стандартов в ГОСТ Р 1.5, и сучетом настоящих норм и правил.

Титульныелисты и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил,территориальных строительных норм и руководящихдокументов оформляют в соответствии с приложениями В и Г,а в заголовках применяют прямой порядок слов.

Нормативныессылки и определения применяемых терминов при нецелесообразности размещения непосредственно в тексте документаиз-за большого объема помещают в приложениях.

В предисловиик сводам правил (СП) указывают: “Одобрен МинстроемРоссии (письмо N … от ….) и согласован с ….. (указываютсоответствующие органы надзора и номера документов)”.

Строительныенормы и правила издают типографским способом форматом 210х297 мм.

6.11 Обозначения строительных норм иправил, сводов правил, руководящих документов и территориальных строительных норм состоят изиндекса (СНиП, СП, РДС,ТСН), номера комплексав структуре Системы, а затем через дефис – порядковогономера документа данной категории в комплексе и двух последних цифр годапринятия документа. При этом порядковые номера СНиПначинаются с номера 01, СП – с номера 101, РДС с номера 201, ТСН – с номера 301. В обозначение территориальных строительныхнорм после цифр года их принятия включают наименования соответствующей территории.

Обозначениянормативных документов по стандартизации  всоответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5.

В предисловиик стандарту, кроме сведений, приводимых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5, указывают: “В системе нормативных документовв строительстве _______________

(обозначениедокумента)

входит в комплекс__________________ “

                                  (N комплекса)

 

7РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕНОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

7.1Разработку государственных федеральных нормативных документов и территориальных строительных норм осуществляют в соответствии с настоящими нормами иправилами научно-исследовательские, проектные и другиеорганизации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научнымпотенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области.В разработке документов участвуют также создаваемыеМинстроем России технические комитеты по стандартизации и техническомунормированию в строительстве (ТКС).

Заказчиком на разработку документа может бытьорганизация, на которую возложено его принятие, или любая другая заинтересованная организация (предприятие).

Разработкустандартов предприятий и общественных объединенийосуществляют по ГОСТ Р 1.4,технических условий -в соответствии с указаниями Госстандарта России инастоящих норм и правил.

7.2 Разработкунормативных документов осуществляют по следующим стадиям:

1-я стадия -организация разработки документа;

2-я стадия -разработка проектадокумента в первой редакции;

3-я стадия -подготовка проекта документа в окончательнойредакции разработчика и представление его заказчику;

4-я стадия -рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация документа;

5-я стадия -издание документа.

 

Примечание – Допускается совмещение стадий иливыделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета(основных положений) документа, опытное проектирование и др.

 

7.3 Организация разработкидокумента включает в себя представлениепредполагаемым разработчиком обоснованной заявки,согласование объемов работ и заключение договоровна их выполнение между заказчиком, основным разработчикоми соисполнителями .

При заключениидоговора заказчик утверждает краткое техническое заданиена разработку нормативного документа, в котором указываетосновные цели и задачи разработки, этапы работы исроки их выполнения, организации-соисполнители, а также организации, которымдокумент направляют на отзыв и на согласование.

При этомпредусматривается, что нормативные документы,положения которых затрагивают вопросы, входящие вкомпетенцию органов надзора, согласовываются сэтими органами.

Территориальныестроительные нормы в числе других заинтересованных организаций направляют назаключение также научно-исследовательским и проектныминститутам, выполняющим функции головных по соответствующим направлениямнормирования и стандартизации.

Информация оначале разработки строительных норм и правил игосударственных стандартов публикуется МинстроемРоссии в журнале “Бюллетень строительной техники” (БСТ). На основеэтой информации заинтересованные организации ипредприятия представляют разработчику заявки о направлении им на отзывразрабатываемого проекта документа (первой редакции).

7.4Разработка проекта нормативного документаорганизуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном междуними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки,установленные договором. Подготовленный проект документа рассматривают нанаучно-техническом совете основного разработчика ирассылают на отзыв с пояснительной запиской по ГОСТР 1.2 (первая редакция).

Отзыв попроекту документа направляют разработчику не позднее,чем через два месяца со дня получения проекта. Изложение отзыва – по ГОСТ Р 1.2. При отсутствии отзывовкаких либо организаций разработку документа продолжают в соответствии скалендарным планом.

7.5 Подготовку проектанормативного документа для представления его наутверждение осуществляют с учетом полученных отзывов.

Длярассмотрения замечаний и предложений по проекту основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласии проводит согласительноесовещание с ответственными представителями заинтересованныхорганизаций. Принятыена совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.

В тех случаях,когда по соответствующему направлению нормирования и стандартизации Минстроем Россиисоздан технический комитет (ТКС), проект документарассылается также на отзыввсей членам ТКС. Рассмотрение проекта документа в этом случае, его научно-техническую экспертизуи доработку по результатам рассылки проводит ТКС иразработчик в порядке, установленном Положением оТКС.

7.6 Согласование проекта документа с органамигосударственного надзора и другими организациями,указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик допредставления документа на утверждение. Согласование федеральныхдокументов осуществляют с федеральными органами, документов субъектов федерации и субъектов хозяйственной деятельности – с соответствующимитерриториальными органами надзора.

Проектдокумента направляют на согласование в окончательной редакции разработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срокдо 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись”Согласовано с замечаниями” не допускается.

Разногласия,возникшие при согласовании проекта документа,оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиямпосле их дополнительного рассмотрения с заинтересованными органами принимает Минстрой России.

7.7 Проект нормативного документа разработчик представляет втрех экземплярах, один из которых должен быть первым,с сопроводительным письмом и следующей документациейв одном экземпляре:

-пояснительной запиской к проекту документа по ГОСТР 1.2 с обоснованиями, данными об использованных результатахнаучно-исследовательских работ и о результатах сопоставления документа смеждународными и зарубежными стандартами;

– проектомдокумента, рассылавшегося на отзыв (перваяредакция) и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;

– подлинными заключениями организаций, которымдокумент рассылался на отзыв и сводкой отзывов;

– протоколами заседаний НТС,согласительного совещания или ТКС по рассмотрению проекта нормативного документа;

– подлиннымидокументами, подтверждающими согласование проекта органами государственного надзора и другими организациями или протокол разногласий(если согласование требовалось техническим заданием);

-предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с введениемнового нормативного документа.

В случаях,установленных техническим заданием, один экземпляр проекта нормативного документа представляется на машинном носителе.

7.8 При рассмотрении представленного проектанормативного документа для решения вопроса о его принятии проводят его проверкуна соответствие требованиям законодательства и действующих нормативных документов, общим методологическим принципамнормирования и стандартизации, требованиямнастоящих норм и правил , стандартов ГСС и технического задания. По результатамрассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения.

При принятиинормативного документа устанавливают дату введения его в действие. Одновременно отменяютдокументы, взамен которых он разработан.

7.9Строительные нормы и правила (СНиП) игосударственные стандарты (ГОСТ Р) в области строительства принимаются ивводятся в действие, а межгосударственные нормативные документы – вводятся вдействие Минстроем России в установленном порядке.

Своды правилпо проектированию и строительству (СП) принимаетразработчик. Согласованные с соответствующимиорганами надзора своды правил до их принятия направляют для одобрения вМинстрой России. Одобрение свода правил оформляетсяписьмом Минстроя России.

Руководящиедокументы Системы (РДС) принимает (утверждает)Минстрой России в установленном им порядке.

Территориальныестроительные нормы (ТСН) принимают органыисполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации вустановленном ими порядке.

7.10 Изменения к нормативным документам разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядкуразработки и принятия этих документов. В случаях,предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может бытьупрощен .

Отменунормативных документов осуществляют принявшие их органы.

7.11Регистрацию, учет и издание строительных норм и правил, государственныхстандартов, сводов правил, руководящих документов, изменений к этим документам,а также регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой России в установленном им порядке. При этомгосударственные стандарты в области строительства и изменения к ним проходятгосударственную регистрацию в органах ГосстандартаРоссии.

Прирегистрации территориальных строительных нормпроводится проверка их соответствия обязательным требованиям федеральныхнормативных документов. Территориальные строительные нормы, не соответствующиеэтим требованиям, не регистрируюти не включают в Перечень действующих нормативных документов. Издание зарегистрированныхтерриториальных строительных норм осуществляют соответствующие органы субъектов РоссийскойФедерации .

7.12Технические условия на строительные материалы, изделия, конструкции и другуюпродукцию промышленных предприятий разрабатываюторганизации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть проектной,конструкторской или технологической документации наее изготовление.

Согласование и утверждениетехнических условий на продукцию предприятий должно производиться в соответствии с порядком, установленном Госстандартом России(“Правила согласования и утверждения технических условий” ПР 50.1.001-93). При этом вновь разрабатываемые ипересматриваемые техническиеусловия на продукцию, от качества которой зависят прочность, несущая способность, долговечность и другие эксплуатационные характеристикистроительных конструкций, а также инженерных системзданий и сооружений должны пройтинаучно-техническую экспертизу в организациях, переченькоторых определяет Минстрой России.

По требованиюзаказчика проектной документациина строительство в составе этой документации разрабатывают техническиеусловия, необходимые для приемки строящихсяобъектов, которые становятся обязательными, если ихприменение предусмотрено договором подряда.

7.13Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документахпубликуется Минстроем России в виде специальных ежегодныхперечней (указателей).

Текущую информацию об введении в действие, изменении и отмене этих документов Минстрой Россиипубликует в журнале “Бюллетень строительной техники” (БСТ)и информационно-справочных изданиях ГП – Центрпроектной продукции массового применения Минстроя России.

Информация огосударственных стандартах в строительстве публикуетсятакже в ежемесячных и ежегодных указателях “Государственные стандартыРоссийской Федерации” Госстандарта России.

7.14Участие в разработке межгосударственных и другихрегиональных, а также международных нормативных документов (стандартов) организует Минстрой России вустановленном им порядке.

 

8ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

8.1 Нормативные документы Системы применяют впределах установленной каждым документом области в соответствии с положенияминастоящих норм и правил, законом Российской Федерации “О стандартизации”и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандартизации).

Межгосударственныестроительные нормы и правила применяют на территории РоссийскойФедерации в качестве федеральных нормативныхдокументов путей принятия соответствующихстроительных норм и правил Российской Федерации в установленном МинстроемРоссии порядке.

Международные,межгосударственные и другие региональные стандарты,а также национальные стандарты других стран применяют в строительственепосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.

8.2Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо отформы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальнойтрудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, атакже общественными и иными организациями, включая совместные предприятия сучастием зарубежных партнеров, зарубежнымиюридическими и физическими лицами.

Отсутствие вдоговоре (контракте) ссылок на нормативныедокументы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от ихсоблюдения.

Разрешение наотступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованныхслучаях может дать только орган, который этот документ введен на территории РоссийскойФедерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органовнадзора.

8.3Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрениюисполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.

Указанныеположения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнениеработ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкойна эти документы.

При отсутствиив договоре (контракте) таких указаний экспортирующиеили контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемыхположений для обеспечения выполнения обязательныхтребований, или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.

Исполнительможет разработать и осуществить собственное илилюбое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации.Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом,результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применениерекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнениясоответствующих обязательных требований.

8.4 Напроектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов, принеобходимости, следует разрабатывать технические условия,которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органаминадзора.

8.5 Насуществующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранеедействовавшими нормативнымидокументами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску длябезопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органыисполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонтеили сносе существующих зданийи сооружений.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельныхпомещений в них, должны применяться действующие нормативные документы всоответствии с новым назначением этих зданий илипомещений.

8.6Юридические и физическиелица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильностьприменения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

( обязательное )

 

ТЕРМИНЫ СИСТЕМЫНОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

NN

пп

Термин и его эквивалент на английском языке

 

Определение

Документ, на основе которого дано определение

1

2

3

4

 

1 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

1.1

 

Нормативный документ

 

Normative document

Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов и доступный широкому кругу потребителей

ИСО/МЭК – 2:1991

п. 3.1

 

 

Примечания

1 Термин “нормативный документ” в Системе нормативных документов в строительстве охватывает такие понятия, как строительные нормы и правила, свод правил, территориальные строительные нормы, стандарт.

2 Деятельность, проявляющаяся при разработке, опубликовании и применении нормативных документов Системы обозначается термином “нормирование и стандартизация”.

Термины, определяющие цели и другие аспекты нормирования и стандартизации, принимают по ГОСТ Р 1 . 0

 

1.2

Строительные нормы и правила

 

Building

regulations

Нормативный документ в области строительства, принятый органом исполнительной власти и содержащий обязательные требования

ИСО/МЭК – 2:1991

пп. 3.5 и 3.5.1

 

 

Примечания

1 Строительные нормы и правила являются частным случаем технического регламента (technical regulation)

 

2 В Системе нормативных документов в строительстве к области строительства относятся объекты нормирования и стандартизации в соответствии с приложением Б

 

1.3

Свод правил (по проектированию и строительству)

 

Code of Practice (in building construction)

Нормативный документ, рекомендующий технические решения или процедуры инженерных изысканий для строительства, проектирования, строительно-монтажных работ и изготовления строительных изделий, а также эксплуатации строительной продукции, и определяющий способы достижения ее соответствия обязательным требованиям строительных норм, правил и стандартов

ИСО/MЭК – 2:1991

п. 3.4

1.4

Территориальные строительные нормы

 

Provincial Normative document in building construction

Нормативный документ в области строительства, принятый на уровне одной территориальной единицы страны

ИСО/MЭК – 2:1991

пп. 3.2.4 и 1.6.4

1.5

Стандарт международный, региональный (межгосударственный), национальный стандарт и стандарт предприятия

 

Standard, International, Regional, National standard and Company standard

По ГОСТ Р 1.0

 

1.6

Технические условия

 

Technical specification

Документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс или услуга

 

Примечания

1 В документе технических условий должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.

 

2 Технические условия могут быть стандартом (стандарт вида технических условий), или самостоятельным документом на конкретную продукцию.

 

3 В соответствии с законом “О стандартизации” технические условия как самостоятельный документ разрабатывают в составе технической документации на продукцию. Технические условия, на которые сделаны ссылки в договорах (контрактах) на поставляемую продукцию по ГОСТ Р 1.0, применяют в качестве нормативного документа.

ИСО/МЭК – 2:1991

п. 3.3

 

1.7

Признанное технические правило

 

Acknowiedged rule of technology

Техническое положение, признаваемое большинством компетентных специалистов в качестве отражающего уровень развития техники

 

Примечание – Нормативный документ считается признанным технически правилом.

ИСО/МЭК -2:1991

п. 1.5

 

1.8

Комплекс нормативных документов

 

Series of normative documents

Совокупность взаимосвязанных нормативных документов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации (нормирования)

ГОСТ Р 1.0

 

2 СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

2.1

Положение (нормативного документа)

 

Provision

Логическая единица содержания нормативного документа.

Положения нормативных документов в строительстве подразделяются:

– по форме представления – на нормы, правила и сообщения;

– по степени обязательности – на обязательные, рекомендуемые и справочные;

– по содержанию на эксплуатационные, описательные и методические.

ИСО/МЭК – 2:1991

п. 7.1.

2.2

Норма

 

Положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены

 

Примечания

1 В документах ИСО приведенное определение соответствует английскому термину “Requirement” (требование).

 

2 Для норм, характеризующих расчетную потребность в натуральной или стоимостной форме, выраженную в абсолютных или относительных показателях, применяют также термин ” норматив”.

ИСО/МЭК – 2:1991

п. 7.5

 

2.3

Правило

 

Instruction

Положение, описывающее действия, предназначенные для выполнения

ИСО/МЭК – 2:1991

п. 7.3

2.4

Сообщение

 

Statement

Положение, содержащее информацию

ИСО/МЭК – 2:1991

п. 7.2

2.5

Обязательное положение -(требование)

Положение (норма или правило), применение которого обязательно по закону

ИСО/МЭК – 2:1991

п.п. 7.5.1; 7.5.2; 11.4

 

Mandatory requirement

Примечание – В соответствии с документами ИСО положение нормативного документа может быть:

обязательным по общему закону или в связи со ссылкой в регламенте;

 

 

Exclusive requirement

обязательным с точки зрения достижения соответствия тому документу, в котором это положение содержится;

 

 

Optional requirement

обязательным в рамках выбора или дополнительно для определенных случаев (альтернативное требование).

 

2.6

Рекомендуемое положение

Recommendation

Положение (норма или правило), содержащее совет или указание, не носящее обязательного характера

ИСО/МЭК – 2:1991

п. 7.4

2.7

Справочное положение

(Statement)

Положение, содержащее информацию (сообщение)

ИСО/МЭК – 2:1991

п. 7..2

2.8

Эксплуатационное положение

 

Perfomance provision

Положение, которое содержит характеристики соответствия продукции своему назначению, связанные с поведением этой продукции при ее использовании (эксплуатационные характеристики)

ИСО/МЭК – 2:1991

п. 7.8

ИСО 6240

ИСО 6241

2.9

Описательное положение

 

Descriptive provision

Положение, которое содержит характеристики соответствия продукции своему назначению, связанные с ее производством

 

Примечания

1 Описательные положения обычно содержат описание проекта, конструктивных деталей и т.д. с указанием размеров и состава материалов.

 

2 В материалах ИСО по строительству для стандартов, содержащих описательные положения, применяется также термин “предписывающий (prescriptive) стандарт”.

ИСО/МЭК – 2:1991

п. 7.7

2.10

Методическое положение

Deemed-to-satisfy provision

Положение, указывающее один или несколько способов достижения соответствия требованию нормативного документа (направленное на достижение соответствия)

ИСО/МЭК – 2:1991

п. 7.6

 

3 ГАРМОНИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ И ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

3.1

Гармонизированные стандарты (нормативные документы)

 

Harmonized standards

Стандарты на один и тот же объект, утвержденные различными органами по стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации.

 

Примечание – Гармонизированные стандарты могут иметь различия в форме представления или даже в содержании.

ИСО/МЭК – 2:1991

п. 6.1

3.2

Идентичные стандарты

(нормативные документы)

Identical standards

Гармонизированные стандарты, которые идентичны по содержанию и по форме представления

ИСО/МЭК – 2:1991

п. 6.3

3.3

Сопоставимые стандарты

Comparable standards

Стандарты на один и тот же объект, утвержденные различными органами по стандартизации и основанные на одних и тех же методах, которые позволяют однозначно сопоставить различия в требованиях

Примечание – Сопоставимые стандарты не являются гармонизированными стандартами

ИСО/МЭК – 2:1991

п. 6.9

 

4 ОБЪЕКТЫ НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

4.1

Объекты градостроительной деятельности

Системы расселения, города, другие поселения и их части

 

4.2

Строительная продукция

Законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы

 

Примечания

1 Применяемое на практике словосочетание “здания и сооружения” в Системе нормативных документов понимается как “здания и другие строительные сооружения”

 

2 Предметом рассмотрения в Системе нормативных документов в строительстве является строительная часть зданий и сооружений, а также инженерное оборудование, функцией которых является обеспечение нормальных условий для ведения соответствующих технологических процессов

 

4.3

Строительное сооружение

Единичный результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций.

 

4.4

Здание

Наземное строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств .хранения продукции или содержания животных

 

4.5

Помещение

Пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями

 

4.6

Строительная конструкция

Часть здания или другого строительного сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции

 

4.7

Строительное изделие

Изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных конструкций зданий и сооружении

 

4.8

Строительный материал

Материал (в т.ч. штучный), предназначенный для создания строительных конструкций зданий и сооружений и изготовления строительных изделий

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 (обязательное)

 

СТРУКТУРА СИСТЕМЫНОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

 В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

Комплексы документов

Основные направления стандартизации и нормирования

1

2

 

1 ОРГАНИЗАЦИОННО -МЕТОДИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

10 Стандартизация, нормирование, сертификация

Цели, задачи, объекты, методология и организация работ по стандартизации, нормированию и сертификации в строительстве

11 Инженерные изыскания для строительства и проектирование

Состав, общие требования и порядок проведения инженерных изысканий для строительства, предпроектных и проектных работ Порядок согласования, экспертизы и утверждения проектов.

Виды, содержание и оформление градостроительной и проектно-сметной документации

12 Производство

Организация строительства, технологическая подготовка и общие правила строительного производства, механизация строительства, обеспечение безопасности труда и охрана окружающей среды в процессе строительства. Контроль качества и приемка законченных строительством объектов. Организация производства строительных изделий и материалов,

Виды, содержание и оформление технологической и исполнительной документации

13 Эксплуатация

Общие правила технического обслуживания, обследования и ремонта строительных конструкций и систем инженерного оборудования зданий и сооружений.

Виды, содержание и оформление ремонтно-эксплуатационной документации

14 Градостроительный кадастр

Общие правила создания и ведения градостроительного кадастра.

Виды, содержание и оформление документации градостроительного кадастра

15 Архитектурная и градостроительная деятельность

Организационно-методические положения, определяющие структуру и функции единой системы органов архитектуры и градостроительства.

Правила и методы осуществления архитектурной деятельности ее участниками.

П. 13, 14 Введены дополнительно, Изм. № 1

 

2 ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

20 Основные положения надежности строительных сооружений

Общие принципы обеспечения безопасности, эксплуатационной пригодности и долговечности строительных сооружений, инженерных систем, конструкций и материалов. Основные понятия надежности, классификация строительных сооружений по степени ответственности, нагрузки и воздействия различных видов. Классификация отказов, параметры расчетных моделей и принципы установления нормативных требований по надежности строительных сооружений, конструкций и оснований.

Основы статистического приемочного контроля в строительстве

21 Пожарная безопасность

Общие принципы обеспечения пожарной безопасности при решении градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных задач, классификация зданий, сооружений и их элементов по огнестойкости и пожарной опасности, средства противопожарной защиты, пути эвакуации и зоны безопасности. Пожарно-технические показатели строительных конструкций, материалов и изделий, принципы расчета, методы контроля и испытаний

22 Защита от опасных геофизических воздействий

Общие принципы инженерной защиты и характеристики опасных геофизических воздействий (сейсмика, оползни, обвалы, лавины, сели, эрозия, подрабатываемые, карстовые, затопляемые и подтопляемые территории и др.). Требования к инженерным изысканиям для строительства, градостроительным, объемно-планировочным, конструктивным и строительно-технологическим мероприятиям по обеспечению безопасности людей, а также эксплуатации сооружений инженерной защиты

23 Внутренний климат и защита от вредных воздействий

Общие принципы обеспечения теплового, воздушно-влажностного, акустического и светового режима помещений. Характеристики воздействия окружающей среды (в т.ч. климатические воздействия, вибрация, шум, излучения, токсичные выделения и другие). Расчетные методы и конструктивное обеспечение защиты здоровья людей от этих воздействий, методы контроля и испытаний

24 Размерная взаимозаменяемость и совместимость

Общие принципы обеспечения размерной взаимозаменяемости и совместимости в строительстве, правила координации размеров, допуски геометрических параметров. Методы измерений и контроля точности

 

3 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ, ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ

 

30 Градостроительство

Основные положения расселения, размещения производительных сил, развития межселенной, инженерной и транспортной инфраструктуры территорий, планировка и застройка территорий, поселений и их отдельных частей

31 Жилые, общественные и производственные здания и сооружения

Классификация и технические требования к жилым, общественным, производственным и складским зданиям, сооружениям и их частям. Основные положения по производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний

32 Сооружения транспорта

Классификация, нагрузки и воздействия, геометрические параметры и технические требования к сооружениям и элементам автомобильных и железных дорог, метрополитена, морского, речного, воздушного, промышленного и городского транспорта. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний

33 Гидротехнические и мелиоративные сооружения

Классификация, нагрузки и воздействия, основные требования к плотинам, каналам, дамбам, берегоукрепительным и другим сооружениям. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний

34 Магистральные и промысловые трубопроводы

Классификация, нагрузки и воздействия, геометрические параметры и технические требования к трубопроводам и хранилищам для газа, нефти и нефтепродуктов, а также их размещению. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний

35 Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения

Основные положения и общие требования по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения

П. 35 Введен дополнительно, Изм. № 2

 

4 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ВНЕШНИЕ СЕТИ

 

40 Водоснабжение и канализация

Классификация систем и потребителей, технические требования к наружным сетям, сооружениям и их размещению, внутренним системам. Нормы потребления воды, водоподготовка и очистка стоков. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации. Санитарно-техническое оборудование, арматура, приборы и канализационные трубы.

Правила приемки, методы контроля и испытаний.

41 Теплоснабжение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

Классификация систем и потребителей, технические требования к наружным сетям и сооружениям, их размещению, сетевой воде, внутренним системам и оборудованию. Нормы потребления теплоты, очистка выбросов, использование вторичных тепловых ресурсов. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации. Отопительные приборы, арматура и воздуховоды .

Правила приемки, методы контроля и испытаний .

42 Газоснабжение

Классификация систем, технические требования к газопроводам, оборудованию и отключающим устройствам. Нормы потребления газа. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

 

 

Примечание – Требования к оборудованию других инженерных систем зданий принимают в соответствии со стандартами Госстандарта России, Правилами устройства электроустановок Госэнергонадзора и соответствующими нормативными документами других органов.

 

5 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА

СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ

 

50 Основания и фундаменты зданий и сооружений

Классификация и расчетные характеристики грунтов. Методы расчета и проектирования оснований и свайных фундаментов. Основные положения по производству работ, режиму эксплуатации и диагностике состояния. Правила приемки, методы контроля и испытаний

51 Каменные и армокаменные конструкции

Общие требования к каменным и армокаменным конструкциям зданий и сооружений. Методы расчета и проектирования и основные положения по возведению конструкций, режиму эксплуатации и диагностике состояния.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

52 Железобетонные и бетонные конструкции

Общие требования к монолитным, сборным и сборно-монолитным бетонным и железобетонным конструкциям. Методы расчета и проектирования и основные положения по изготовлению и возведению конструкций, защите от коррозии, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. Железобетонные и бетонные конструкции заводского изготовления.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

53 Металлические конструкции

Общие требования к несущим и ограждающим, в том числе с эффективным утеплителем, конструкциям из стали и алюминиевых сплавов. Методы расчета и проектирования и основные положения по изготовлению и монтажу конструкций, защите от коррозии, режиму эксплуатации и диагностике состояния. Металлические конструкции заводского изготовления.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

54 Деревянные конструкции

Общие требования к деревянным конструкциям зданий и сооружений. Методы расчета и проектирования и основные положения по изготовлению и монтажу конструкций, защите от коррозии, режиму эксплуатации и диагностике состояния. Деревянные конструкции и изделия заводского изготовления.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

55 Конструкции из других материалов

Общие требования к асбестоцементным и конструкциям из других материалов. Методы расчета и проектирования и основные положения по изготовлению и монтажу конструкций, режиму эксплуатации и диагностике состояния.

Конструкции заводского изготовления.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

56 Окна, двери, ворота и приборы к ним

Общие требования к изделиям. Технические условия на изделия и комплектующие детали. Правила приемки, методы контроля и испытаний

 

6 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ

 

60 Стеновые кладочные материалы

Общие требования к кирпичу и стеновым камням из различных материалов. Технические условия на конкретные разновидности, типы, марки. Правила приемки, методы контроля и испытаний

61 Минеральные вяжущие вещества

Общие требования к цементу и другим вяжущим. Технические условия на конкретные разновидности, типы, марки. Правила приемки, методы контроля и испытаний

62 Бетоны и растворы

Общие требования к бетонам различных видов, бетонным смесям, строительным растворам. Технические условия на конкретные разновидности. Правила приемки, методы контроля и испытаний

63 Щебень, гравий и песок для строительных работ

Общие требования к щебню, гравию, песку, искусственным и природным пористым заполнителям. Технические условия на конкретные разновидности. Правила приемки, методы контроля и испытаний

64 Теплоизоляционные, звукоизоляционные и звукопоглощающие материалы

Общие требования к минераловатным изделиям, изделиям из ячеистого бетона, плитам на основе пенопластов и другим теплоизоляционным материалам. Технические условия на конкретные разновидности. Правила приемки, методы контроля и испытаний

65 Кровельные, гидроизоляционные и герметизирующие материалы и изделия

Общие требования к рулонным кровельным материалам, кровельным мастикам, изоляционным и герметизирующим материалам. Технические условия на конкретные разновидности. Правила приемки, методы контроля и испытаний

66 Отделочные и облицовочные материалы

Требования к полимерным, керамическим, древесным и другим отделочным и облицовочным материалам и изделиям. Правила приемки, методы контроля и испытаний

67 Асбестоцементные изделия

Требования к асбестоцементным плоским и волнистым листам, трубам, экструзионным изделиям. Правила приемки, методы контроля и испытаний

68 Дорожные материалы

Требования к асфальтобетону, асфальтобетонным смесям и другим дорожным материалам. Правила приемки, методы контроля и испытаний

69 Строительное стекло

Требования к листовому стеклу и изделиям из стекла для строительства. Правила приемки, методы контроля и испытаний

 

7 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА МОБИЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ, ОСНАСТКУ, ИНВЕНТАРЬ И ИНСТРУМЕНТ

 

70 Мобильные здания и сооружения

Классификация и общие технические требования . Технические условия на конкретные типы зданий и сооружений. Правила приемки, методы контроля и испытаний

71 Оснастка строительных организаций

Общие технические требования к лесам и подмостям, опалубке для бетонных работ, монтажной оснастке и креплениям, ручному инструменту, средствам пакетирования и контейнеризации.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

72 Специализированная оснастка предприятий стройиндустрии

Общие технические требования к оснастке, смазке для оснастки и форм. Правила приемки, методы контроля и испытаний

 

8 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ

 

80 Экономика строительства

Организационно-методические положения по вопросам эффективности инвестиционных проектов, договорных отношений и регулирования инвестиционной деятельности

81 Ценообразование и сметы

Правила и методы определения стоимости проектно-изыскательских работ и строительства в составе предпроектной и проектной документации. Сметная нормативная база для определения потребности в капитальных вложениях, формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию и осуществления расчетов между участниками строительства

82 Материальные и топливно-энергетические ресурсы

Правила и методики разработки и применения нормативных показателей расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов для строительства

83 Трудовые ресурсы

Правила и методики определения трудоемкости элементов строительной продукции, а также потребности средств на заработную плату

 

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал