Система нормативных документов в строительстве
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ
РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
NORMS OF MATERIALS USAGE FOR CONSTRUCTION INDUSTRY
BASIC PRINCIPLES
СНиП 82-01-95
УДК 69.004.18 (083.74)
Датавведения 1996-01-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ Главнымуправлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования встроительстве Минстроя России, Государственным предприятием”Туластройпроект” и Центральным научно-исследовательским институтомэкономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России.
ВНЕСЕНЫ Главным управлениемсовершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительствеМинстроя России.
2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕпостановлением Минстроя России от 20.06.95 № 18-60.
3. ВЗАМЕН СНиП 5.01.18-86″Положение о производственном нормировании расхода материалов встроительстве”.
ВВЕДЕНИЕ
Строительные нормы и правила(СНиП 82-01-95) “Разработка и применение норм и нормативов расходаматериальных ресурсов в строительстве. Основные положения” разработаны всоответствии с новыми экономическими условиями и действующими в России законодательствоми нормативными актами федеральных органов Российской Федерации.
СНиП 82-01-95 разработан всоответствии с общей Системой нормативных документов (п. 82 прил. Б СНиП10-01-94) и устанавливает подсистему (комплекс) норм и нормативов расходаматериальных ресурсов в строительстве, а также состав, основныеметодологические положения, порядок разработки, пересмотра норм и нормативов иобласти их применения. Подсистема (комплекс) формируется как открытая длядальнейшего развития и для создания норм и нормативов расхода материалов,разрабатываемых на общей методической и технической основе. Нормативныедокументы, детализирующие, развивающие и дополняющие данный СНиП, должнывыпускаться в виде СНиП, СП, РДС и других нормативных документов и вводиться вдействие соответствующими решениями Минстроя России.
Министерства и другие центральныеорганы федеральной исполнительной власти, местная администрация республик всоставе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований,акционерные общества, строительные концерны и ассоциации в соответствии спредоставленными им правами могут разрабатывать методические документы, нормы,нормативы и нормативные показатели по расходу материальных ресурсов, отражающиесоциальные и природно-климатические особенности территорий, специфику отдельныхотраслей, производств и видов строительно-монтажных работ. При этом создаваемыеметодические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели должныотвечать требованиям настоящего СНиП, содержать эксплуатационные характеристикистроительных материалов, изделий и конструкций, основанные на требованияхпотребителя в соответствии с областью их применения и использоваться посогласованию между участниками инвестиционного процесса.
1.ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие нормы и правила поразработке и применению норм и нормативов расхода материальных ресурсов встроительстве определяют основные цели, принципы, общую структуру подсистемы(комплекса) норм и нормативов расхода материалов, требования к видам норм иобласти их применения.
СНиП 82-01-95 разработан вразвитие и дополнение СНиП 10-01-94 “Система нормативных документов встроительстве. Основные положения”.
Положения настоящего документаобязательны для органов управления, предприятий, организаций и объединенийнезависимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Дляорганизаций, осуществляющих разработку норм и нормативов расхода материалов встроительстве, соблюдение положений разделов 4, 5, 6 и п. 7.2 настоящего СНиПявляется обязательным.
2.НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих нормах и правилахиспользованы положения следующих документов:
ГОСТ Р 1.0-92″Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основныеположения”.
ГОСТ Р 1.2-92″Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядокразработки государственных стандартов”.
ГОСТ Р 1.5-92″Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общиетребования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов”.
СНиП 10-01-94 “Системанормативных документов в строительстве. Основные положения”.
3.ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих строительных нормах иправилах применены термины в соответствии с Приложением А, ГОСТ Р 1.0 и СНиП10-01-94.
4.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМЫ (КОМПЛЕКСА)
4.1. Подсистема (комплекс)норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве1представляет собой совокупность взаимоувязанных методической основой, правиламиразработки, обновления и применения норм и нормативов расхода материалов,необходимого для производства строительной продукции, исходя из структурыуправления строительством и стадий инвестиционного цикла на территорииРоссийской Федерации.
_______________
1 В дальнейшем -подсистема (комплекс) норм расхода материалов.
4.2. Подсистема (комплекс)норм расхода материалов направлена на решение стоящих перед строительствомзадач с целью обеспечения:
соответствия строительныхматериалов, конструкций и изделий своему назначению, безопасности в процессе ихпроизводства и эксплуатации в различных условиях при выполнении экономических иобщетехнических требований;
разработки и применения нормрасхода материалов, позволяющих при оптимальной технологии получатьстроительную продукцию заданного качества с минимальными затратами;
контроля за использованиемгосударственных и других инвестиций в строительстве;
рассмотрения в арбитражных судахи других инстанциях спорных вопросов между заказчиками и подрядчиками;
методического единства разработкии применения подсистемы (комплекса) норм расхода материалов, позволяющегоосуществлять привязку федеральных (типовых) норм в конкретных условиях производствас целью создания на их основе региональных, местных и других норм расходаматериалов.
4.3. Объектаминормирования в подсистеме (комплексе) норм расхода материалов являются: единицаобъема работ; укрепленные и усредненные единицы строительной продукции; здания,сооружения и объекты строительства; виды строительных, специальных строительныхи монтажных работ; единицы мощности, прироста мощности и другие единицыизмерения строительной продукции.
4.4. Подсистема (комплекс)норм расхода материалов в строительстве построена на принципах прогрессивности,научно-технической обоснованности и взаимодействия с государственнойсистемой стандартизации Российской Федерации и международными организациями постандартизации.
Прогрессивность нормобеспечивается путем отражения в них тенденций снижения материалоемкостиединицы продукции или единицы объема работ и ориентации пользователя нарациональное использование сырьевых ресурсов, расширение примененияматериалов-заменителей и вторичных ресурсов.
Научно-техническаяобоснованность определяется максимальным отражением в нормах достижений вобласти техники, технологии, организации производства материалов, конструкций иизделий, методах ведения строительно-монтажных работ, а также современныхспособов их проектирования.
Взаимодействие сгосударственной системой стандартизации Российской Федерации и международнымиорганизациями по стандартизации осуществляется посредством сопоставимости состандартами по строительству и промышленности строительных материалов,строительным законодательством и стандартами технического развития зарубежныхстран.
4.5. Структура подсистемы(комплекса) норм расхода материалов определена исходы из единства целей, задачи объектов нормирования. В ее составе формируются комплексы взаимоувязанныхнорм расхода материалов следующих видов: элементные, усредненные иукрупненные.
По масштабу применения данныевиды норм подразделяются на: федеральные (типовые), территориальные(региональные) и местные (фирменные).
Федеральные (типовые)нормы могут быть элементными, усредненными и укрупненными.
Территориальные(региональные) нормы могут быть усредненными и укрупненными.
Местные (фирменные) нормымогут быть элементными.
4.6. Федеральная(типовая) элементная норма – это расход материалов, необходимый дляпроизводства единицы продукции или объема работ, учитывающий проектныехарактеристики материалов, их стандартное качество, типовые технологииизготовления продукции и производства строительно-монтажных работ на территорииРоссийской Федерации.
Федеральная (типовая) элементнаянорма регламентирует расход материала в единице объема продукции (работ),обеспечивающий ему заданные свойства при рациональном использовании материала иоптимальных способах изготовления изделий и производства строительно-монтажныхработ.
Федеральная (типовая) элементнаянорма содержит чистый расход материала и не включает отходы и потери,образующиеся при производстве, транспортировании и хранении.
Перечень федеральных (типовых)элементных норм приведен в Приложении Б.
Местная (фирменная) элементнаянорма – это разработанный методами технического нормирования необходимыйрасход материала на производство единицы продукции или единицы объема работзаданного качества с учетом фактических характеристик материалов, технологий,условий изготовления изделий на конкретном заводе (полигоне) и производстваподрядных работ в конкретной строительной организации.
Местная (фирменная) элементнаянорма состоит из чистой нормы расхода материалов и нормы трудноустранимыхотходов и потерь, образующихся в пределах строительной площадки.
4.7. Федеральная(типовая) усредненная норма – это расход материалов, необходимый дляпроизводства единицы продукции или объема работ заданного проектом качества,рассчитанный по усредненным характеристикам качества материалов итехнологическим условиям изготовления изделий и производства строительно-монтажныхработ на территории Российской Федерации.
Федеральная (типовая) усредненнаянорма включает чистый расход и типовые нормы трудноустранимых отходов и потерь.
Перечень федеральных (типовых)усредненных норм приведен в Приложении В.
Территориальная (региональная)усредненная норма – это расход материалов, необходимый для производстваединицы продукции или объема работ заданного качества с учетом усредненныххарактеристик материалов, технологий и условий изготовления изделий и напроизводстве подрядных работ в данном регионе, территории, республике, крае,области.
Территориальная (региональная)усредненная норма состоит из чистой нормы и типовой нормы трудноустранимыхотходов и потерь.
4.8. Федеральная(типовая) укрупненная норма – это расход материалов, необходимый длявыполнения укрупненных видов работ, технологических этапов и пусковыхкомплексов, возведения зданий, сооружений или их частей, рассчитанный наединицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности,на 1000 м2 приведенной общей площади жилых зданий и другиепоказатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетомспецифики отраслевой и внутриотраслевой принадлежности объектов строительствана территории Российской Федерации.
Федеральная (типовая) укрупненнаянорма включает расход материалов, определенный по федеральным (типовым)усредненным нормам с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся притранспортировании от поставщика до потребителя, а также расход материалов,необходимый для выполнения вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных идр.).
Перечень федеральный (типовых)укрупненных норм приведен в Приложении Г.
Территориальная(региональная) укрупненная норма – это расход материалов, необходимыйдля выполнения укрупненных видов, технологических и пусковых комплексов работ,возведения здания, сооружения или и частей, рассчитанный на единицу стоимостистроительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на 1000 м2приведенной общей площади жилых зданий и другие показатели, выраженные внатуральных или приведенных показателях с учетом отраслевой и внутриотраслевойспецифики объектов строительства, а также природно-климатических, экологическихи других особенностей данного региона, территории, края, области.
Территориальная (региональная)укрупненная норма может быть сформирована либо посредством адаптациифедеральной (типовой) укрупненной нормы к условиям данного региона, либо наоснове региональных усредненных норм расхода материалов с учетом типовых норм отходови потерь, образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, атакже расхода материалов, необходимого для выполнения вспомогательных работ(ремонтных, эксплуатационных и др.)
4.9. Размерность нормрасхода – единица измерения норм расхода сырья, материалов, изделий иконструкций – должна отвечать возможностям ее использования в организации иуправлении строительным производством, статистической отчетности, бухгалтерскомучете, других экономических расчетах и соответствовать применяемым единицамизмерения ресурсов. При выборе единицы измерения нормы рекомендуетсяиспользовать единицы международной системы СИ: длина – в м, масса – в кг, объем- в м3, площадь – в м2. При разработке усредненных илиукрупненных норм, наряду с указанными, можно использовать условные(приведенные) единицы измерения: черные металлы – в тоннах стали марки Ст3,цемент – в тоннах в пересчете на марку “400”, лесоматериалы – вкубических метрах круглого леса, стеновые материалы – в тысячах штук условногокирпича, листы асбестоцементные – в тысячах штук условных плиток, трубыасбестоцементные и керамические – в метрах условных труб и т.д.
Единицы измерения объектовнормирования (п. 4.3) должны в стоимостном или натуральном выражениисоответствовать единицам измерения, использующимся при планировании,организации и управлении строительством исходя из инвестиционных циклов иуровней управления.
5.ПОРЯДОК И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ
5.1. Порядок разработки,согласования, принятия и применения норм расхода материалов, установленныйнастоящим СНиПом, является обязательным для разработчиков элементных,усредненных и укрупненных норм – федеральных (типовых), территориальных(региональных) и местных (фирменных).
5.2. Номенклатура объектовнормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируютсяфедеральные (типовые) нормы, устанавливается Минстроем России.
Федеральные (типовые) нормыразрабатываются под методическим руководством и по заданию Минстроя Россииведущими проектными, проектно-технологическими, научно-исследовательскими идругими организациями.
Федеральные (типовые) нормыпринимаются (согласовываются) Минстроем России и рекомендуются к использованиюна всей территории Российской Федерации.
5.3. Номенклатура объектовнормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируютсятерриториальные нормы, устанавливается местной администрацией республик всоставе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований или действующимина всей территории региона предприятиями и организациями независимо от формсобственности. Территориальные нормы разрабатываются по действующим типовым(федеральным) методикам с учетом местных условий по заданию администрациирегиона проектными, проектно-технологическими, научно-исследовательскими идругими организациями.
Территориальные нормы принимаются(согласовываются) в соответствии с действующим порядком и рекомендуются киспользованию на территории данного региона.
5.4. Номенклатура объектовнормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируютсяместные нормы, устанавливается руководством строительно-монтажной организации,завода, фирмы, акционерного общества и т.п. Местные нормы разрабатываются подействующим типовым (федеральным) методикам с учетом фактических характеристикматериалов, технологий, условий изготовления изделий и производствастроительно-монтажных работ на конкретном заводе (полигоне) и в конкретнойстроительной организации.
Местные нормы утверждаются(согласовываются) руководством строительно-монтажной организации, завода,фирмы, акционерного общества и т.п. и рекомендуются к применению на данномпредприятии и в организации.
5.5. В зависимости от виданорм (элементные, усредненные, укрупненные) могут применяться различные методыих нормирования.
При разработке элементных нормиспользуется сочетание расчетно-аналитического и опытного методов.Расчетно-аналитическим методом рассчитывается расход материалов на единицупродукции по данным рабочих чертежей, конструкторских спецификаций, рецептур,технологических регламентов и т.п. Нормируемые величины трудноустранимыхтехнологических отходов и потерь определяются на основе карт технологическихпроцессов, технологических карт раскроя, согласования обработки, актоввзвешивания заготовок и т.п. Условия проведения опытов должны быть наиболеетипичными для данной технологии конкретного производства и максимальноприближенными к условиям реализации.
При разработке усредненных иукрупненных норм используется в основном расчетно-аналитический метод всочетании с отчетно-статистическим. При расчете указанным способом необходимоучитывать сопоставимость конструкций, технологий и организации производства,опыт передовых организаций, изменение структуры и ассортимента материалов сиспользованием данных об их фактических удельных расходах на единицу продукцииили вид строительно-монтажных работ.
5.6. Нормы расходаматериалов подлежат пересмотру по мере внедрения новых технологическихпроцессов, повышения уровня организации строительного производства, изменениясвойств и видов материалов, позволяющих уменьшить их расход на единицупродукции и вид строительно-монтажных работ.
6.СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ
НОРМРАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
6.1. Разработанные нормы инормативные показатели расхода материальных ресурсов объединяются в сборники, иим присваивается соответствующий номер. Формы обложки и первой страницынормативного документа по расходу материалов в строительстве приведены в ПриложенияхД, Е. Сборники норм и нормативов расхода материалов должны содержатьтехническую часть и таблицы норм.
6.2. Техническая частьдолжна состоять из разделов: “Общие указания”, “Правилаисчисления объемов работ” (или изделий) и “Коэффициенты кнормам”.
В разделе “Общиеуказания” должны помещаться общие для сборника сведения о назначении ипорядке применения норм. Запрещается помещать в этом разделе информацию,влияющую на размер норм.
В разделе “Правилаисчисления объемов работ”, кроме правил, могут приводиться принеобходимости формулы и примеры расчетов.
В разделе “Коэффициенты кнормам” при необходимости могут помещаться коэффициенты, разработанные длясокращения количества аналогичных норм при изменении условий производстваработ, технологии, замене материалов, приспособлений и т.п. При этом условияиспользования коэффициентов должны быть четко определены.
Пункты технической части должныиметь двойную нумерацию, состоящую из номера раздела и порядкового номеравнутри раздела.
6.3. Таблицы норм должныиметь наименование, описание состава работ, измеритель и количественныепоказатели норм. Наименование таблицы должно обозначать процесс производстваработ (изделий) и иметь самостоятельный законченный смысл. Не допускаетсяприсваивать одно наименование нескольким таблицам.
Заголовочная часть таблицы можетформироваться из нескольких уровней по вертикали. На верхнем уровне помещаетсяинформация, общая для многих норм; на втором – для нескольких норм и т.д.; напоследнем – для одной нормы. Последовательное соединение наименования таблицы иинформации, помещенной в заголовочной части таблицы, при прочтении сверху вниздолжно давать законченное и грамматически правильное наименование нормы.
В описании состава работ долженприводиться полный перечень основных операций. Если работа относится не ко всемнормам таблицы, то необходимо указывать номера граф, к которым она относится.
6.4. Измеритель долженотноситься ко всем графам таблицы и содержать единицу измерения, множитель ипоясняющий текст.
6.5. Наименование иединица измерения материала должны совпадать с наименованием и единицейизмерения, предусмотренными Классификатором промышленной и сельскохозяйственнойпродукции (ОКП).
6.6. Каждая графа таблицыдолжна включать нормы по конкретному варианту выполнения данного вида работ(изделия), а таблица в целом – объединять однородные нормы. Не рекомендуетсяобъединять в одну таблицу нормы на разные виды работ (изделий) или нормы,имеющие разные измерители. Не следует под таблицами помещать примечания,содержащие информацию, влияющую на размер норм.
6.7. В сборниках таблицынорм рекомендуется объединять в разделы и подразделы. Каждый раздел и подразделдолжен иметь номер и наименование. Разделы должны нумероваться в пределахсборника, а подразделы – в пределах раздела. Наименование подраздела должноконкретизировать наименование раздела, не повторяя его.
6.8. Нумерация разделов итаблиц норм ведется в целом по сборнику сквозным методом, а страниц – оттитульного листа, являющегося первой страницей, без проставления на нем номера.Каждый сборник должен иметь оглавление.
7.ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
7.1. Нормы и нормативныепоказатели расхода материалов в строительстве применяются в пределахустановленной каждым документов области в соответствии с положениями,предусмотренными настоящим СНиПом.
7.2. Обязательныеположения и требования настоящих строительных норм и правил подлежат применениювсеми органами управления, предприятиями и организациями независимо оторганизационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, включаяобщественные и иные организации, совместные предприятия с участием зарубежныхпартнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами. Разрешение наотступления от обязательных требований настоящего СНиПа в обоснованных случаяхдает Минстрой России в установленном порядке.
7.3. Рекомендательныеположения данного СНиПа применяются по усмотрению исполнителя (разработчиканорм) или потребителя (заказчика). После согласования этих положений вустановленном порядке они являются обязательными как для исполнителя, так и длязаказчика.
7.4. Юридические ифизические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований иправильность применения положений настоящего СНиПа в соответствии с действующимзаконодательством.
ПриложениеА
ТЕРМИНЫИ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термин |
Определение |
Единица продукции |
Определенное количество продукции в единицах измерения массы, объема, площади, длины, стоимости |
Номенклатура материальных ресурсов |
Упорядоченный перечень наименований сырья и материалов |
Норма расхода материальных ресурсов |
Количество материальных ресурсов, необходимое для производства единицы продукции (работ) |
Нормативы материальных ресурсов |
Поэлементные составляющие норм расхода сырья и материалов |
Объект нормирования |
Вид продукции или работ, на производство которых определяется норма или норматив расхода ресурсов |
Метод нормирования |
Способ разработки норм, нормативов или нормативных показателей расхода ресурсов |
Чистая норма |
Количество материалов, необходимое для производства единицы продукции (работ) без учета всех видов отходов и потерь |
Отходы технологические |
Остатки сырья и материалов, образующиеся в процессе превращения (переработки) исходных материалов в готовую продукцию, если они не могут быть использованы в процессе изготовления этой продукции |
Отходы технологические трудноустранимые |
Отходы, возникновение которых обусловлено техническим уровнем технологического оборудования и качественными характеристиками сырья и материалов |
Отходы технологические устранимые |
Отходы, возникающие при нарушении технологической дисциплины, требований стандартов и т.п. |
Потери технологические |
Часть сырья, материалов, которая утрачивается в процессе производства продукции (работ) |
Потери технологические трудноустранимые |
Неизбежные потери, зависящие от технического уровня и состояния оборудования, а также качественных характеристик материалов |
Потери технологические устранимые |
Потери, вызванные отступлением от установленных рецептур, технологий, требований стандартов и технических условий по качеству сырья и материалов |
ПриложениеБ
ПЕРЕЧЕНЬФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) ЭЛЕМЕНТНЫХ НОРМ
№ сборника |
Наименование |
|
№ сборника |
Наименование |
01 |
Земляные работы |
|
19 |
Газоснабжение — внутренние устройства |
05 |
Свайные работы |
|
20 |
Вентиляция и кондиционирование воздуха |
06 |
Устройство бетонных и железобетонных конструкций монолитных |
|
22 |
Водопровод — наружные сети |
07 |
Монтаж бетонных и железобетонных конструкций сборных |
|
23 |
Канализация — наружные сети |
08 |
Конструкции из кирпича и блоков |
|
24 |
Теплоснабжение и газопроводы — наружные сети |
10 |
Деревянные конструкции |
|
26 |
Теплоизоляционные работы |
11 |
Полы |
|
13 |
Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии |
12 |
Кровли |
|
14 |
Конструкции в сельском |
15.01 |
Облицовочные работы |
|
|
строительстве |
15.02 |
Штукатурные работы |
|
21 |
Электроосвещение зданий |
15.04 |
Малярные работы |
|
25 |
Магистральные трубопроводы |
15.05 |
Стекольные работы |
|
|
газонефтепродуктов |
15.06 |
Обойные работы |
|
28 |
Железные дороги |
27 |
Автомобильные дороги |
|
31 |
Аэродромы |
09 |
Металлические конструкции |
|
32 |
Трамвайные пути |
16 |
Трубопроводы внутренние |
|
33 |
Линии электропередачи |
17 |
Водопровод и канализация — внутренние устройства |
|
45 |
Промышленные печи и трубы |
18 |
Отопление — внутренние устройства |
|
46 |
Работы при реконструкции зданий и сооружений |
Примечание -Перечень сборников приведен в порядке их разработки, ввода в действие ииздания.
ПриложениеВ
ПЕРЕЧЕНЬФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) УСРЕДНЕННЫХ НОРМ
№ сборника |
Наименование |
|
№ сборника |
Наименование |
1 |
Земляные работы |
|
27 |
Автомобильные дороги |
2 |
Горно-вскрышные работы |
|
28 |
Железные дороги |
3 |
Буровзрывные работы |
|
29 |
Тоннели и метрополитены |
4 |
Скважины |
|
30 |
Мосты и трубы |
5 |
Свайные работы. Закрепление грунтов. Опускные колодцы |
|
31 |
Аэродромы |
6 |
Бетонные и железобетонные конструкции монолитные |
|
32 |
Трамвайные пути |
7 |
Бетонные и железобетонные конструкции сборные |
|
33 |
Линии электропередачи |
8 |
Конструкции из кирпича и блоков |
|
34 |
Сооружения связи, радиовещания и телевидения |
9 |
Металлические конструкции |
|
35 |
Горно-проходческие работы |
10 |
Деревянные конструкции |
|
36 |
Земляные конструкции гидротехнических сооружений |
11 |
Полы |
|
37 |
Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений |
12 |
Кровли |
|
38 |
Каменные конструкции гидротехнических сооружений |
13 |
Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии |
|
39 |
Металлические конструкции гидротехнических сооружений |
14 |
Конструкции в сельском строительстве |
|
40 |
Деревянные конструкции гидротехнических сооружений |
15 |
Отделочные работы |
|
41 |
Гидроизоляционные работы в |
16 |
Трубопроводы внутренние |
|
|
гидротехнических сооружениях |
17 |
Водопровод и канализация — внутренние устройства |
|
42 |
Берегоукрепительные работы |
18 |
Отопление — внутренние устройства |
|
43 |
Судовозные пути стапелей и слипов |
19 |
Газоснабжение — внутренние устройства |
|
44 |
Подводно-строительные (водолазные) работы |
20 |
Вентиляция и кондиционирование воздуха |
|
45 |
Промышленные печи и трубы |
21 |
Электроосвещение зданий |
|
46 |
Работы при реконструкции зданий и сооружений |
22 |
Водопровод — наружные сети |
|
47 |
Озеленение. Защитные |
23 |
Канализация — наружные сети |
|
|
лесонасаждения Многолетие плодовые |
24 |
Теплоснабжение и газопроводы — наружные сети |
|
|
насаждения |
25 |
Магистральные трубопроводы газонефтепродуктов |
|
48 |
Скважины на нефть и газ в морских условиях |
26 |
Теплоизоляционные работы |
|
49 |
Скважины на нефть и газ |
ПриложениеГ
ПЕРЕЧЕНЬФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) УКРУПНЕННЫХ НОРМ
1. Нормы расхода материалов иизделий на 1000 м2 приведенной общей площади жилых зданий.
2. Нормы расхода материалов иизделий на единицу мощности (прироста мощности) по отраслям и видампроизводств.
3. Нормы расхода материалов иизделий на единицу сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектамстроительства.
ПриложениеД
ФОРМАОБЛОЖКИ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА
ПОРАСХОДУ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
|
Система нормативных документов в строительстве _______________________________________________ |
|
(вид нормативного документа по расходу материалов в строительстве — СНиП, СП, РДС)
|
|
|
|
_________________________________________________________ (вид норм по масштабу применения) _________________________________________________________ (наименование нормативного документа по расходу материалов в строительстве) _________________________________________________________ (обозначение нормативного документа по расходу материалов в строительстве)
ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ
|
Цветная полоса: СНиП — красная; СП — синяя; РДС — зеленая
|
|
|
|
|
_______________________________________________________ (полное и сокращенное наименование органа, утвердившего документ) _______________________________________________________ (город, где расположен орган) _______________________________________________________ (год издания)
|
ПриложениеЕ
ФОРМАПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА
ПОРАСХОДУ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
_______________________ Обозначение документа _________________________________________________________________________ (вид нормативного документа по расходу материалов в строительстве) |
_________________________________________________________________________ (наименование документа на русском языке) _________________________________________________________________________ (наименование документа на английском языке — для федеральных нормативных документов) |
Дата введения_______________________ (год, месяц, число)
ТЕКСТ
__________________________________________________________________________
Издание официальное 1 |
Ключевыеслова: норма, нормативный показатель, расход материальных ресурсов, цели,задачи, принципы, структура, объект нормирования, метод разработки, размерностьнорм, область применения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Определения
4 Основные цели, принципы иструктура подсистемы (комплекса)
5 Порядок и методы разработкинорм расхода материалов
6 Содержание, построение,изложение и оформление норм расхода материалов в строительстве
7 Применение норм расхода материаловв строительстве
Приложение А Термины иопределения
Приложение Б Перечень федеральных(типовых) элементных норм
Приложение В Перечень федеральных(типовых) усредненных норм
Приложение Г Перечень федеральных(типовых) укрупненных норм
Приложение Д Форма обложкинормативного документа по расходу материалов в строительстве
Приложение Е Форма первойстраницы нормативного документа по расходу материалов в строительстве