Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные (взамен СНиП II-44-78 и СНиП III-44-77 в части железнодорожных и автомобильных тоннелей, исключая приемку)

СНиП 32-04-97

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

 

Тоннели железнодорожные и автодорожные

 

Railway and highwaytunnels

Дата введения 1998-01-01

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

1 РАЗРАБОТАНЫ ОАО”Научно-исследовательский институт транспортного строительства” (ОАО”ЦНИИС”); ОАО “Научно-исследовательский, проектно-изыскательскийинститут транспортного строительства” (ОАО “НИПИИ” ЛМГТ);Государственным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии) приучастии Тоннельно-обследовательской и испытательной станции МПС РФ, Федеральнойдорожной службы России; Всероссийского научно-исследовательского институтажелезнодорожного транспорта (ВНИИЖТ); АООТ “Центральныйнаучно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт инженерногооборудования городов, жилых и общественных зданий” (АООТ “ЦНИИЭПинженерного оборудования”); Всероссийского научно-исследовательскогоинститута железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ); Научно-исследовательского институтаэкологии человека и гигиены окружающей среды им.А.Н. Сысина; Всероссийскогонаучно-исследовательского института гидротехнических и специальныхсантехнических работ (ВНИИ ГС); Петербургского государственного университетапутей сообщения; Московского государственного университета путей сообщения;Санкт-Петербургского государственного горного института им.Г.В. Плеханова; ОАО”Бамтоннельстрой”; БАМтоннельпроекта; Государственного института попроектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий(Гипротранспуть) Российской Федерации

 

2 ВНЕСЕНЫ Управлениемтехнормирования Госстроя России

 

3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ ВДЕЙСТВИЕ с 1 января 1998 года постановлением Госстроя России от 29.07.97 N18-41

 

4 ВЗАМЕН СНиП II-44-78″Тоннели железнодорожные и автодорожные” и СНиП III-44-77″Правила производства и приемки работ. Тоннели железнодорожные,автодорожные и гидротехнические. Метрополитены” в части железнодорожных иавтодорожных тоннелей (исключая приемку)

 

5 Настоящие строительныенормы и правила представляют собой аутентичный текст Межгосударственныхстроительных норм МСН 3.03-07-97 “Тоннели железнодорожные иавтодорожные”

 

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы иправила распространяются на проектирование и строительство новых иреконструкцию действующих тоннелей на железных дорогах общей сети колеи 1520 мми на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий.

Настоящие нормы нераспространяются на тоннели, сооружаемые на железнодорожных высокоскоростных(свыше 200 км/ч) пассажирских линиях, на скоростных автомагистралях (срасчетной скоростью движения более 150 км/ч) и на городские транспортныетоннели.

 

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Перечень строительныхнорм и правил, межгосударственных и государственных стандартов, на которые втексте документа даны ссылки, приведен в приложении А.

 

3 ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Тоннели в течениевсего срока их службы (по ГОСТ 27.002) должны удовлетворять требованиямбесперебойности и безопасности движения транспортных средств, экономичности инаименьшей трудоемкости содержания строительных конструкций и постоянныхустройств, обеспечения здоровья и безопасных условий труда обслуживающегоперсонала, а также требованиям охраны окружающей среды.

3.2 Железнодорожные иавтодорожные тоннели следует относить к I повышенному уровню ответственностисооружений, отказы которых могут привести к тяжелым экономическим, социальным иэкологическим последствиям (ГОСТ 27751, изменение N 1).

3.3 Основные техническиерешения, принимаемые при проектировании тоннелей, – расположение их в плане ипрофиле, определение целесообразности строительства двухпутного или двуходнопутных железнодорожных тоннелей или количества автодорожных тоннелей дляразмещения требуемого числа полос движения, тип и форма поперечного сеченияобделки, способы ее защиты от грунтовых вод и др. – должны обосновываться путемсравнения технико-экономических показателей вариантов с учетом приведенныхзатрат на строительство и эксплуатацию сооружения.  

3.4 Следует избегатьрасположения тоннелей в зонах тектонических разломов, оползневых участков, вместах повышенного водосбора (в логах, под седловинами водоразделов и т.д.), вкарстоопасных районах, а порталов и припортальных участков тоннеля – в местахвозможного схода снежных лавин, селевых потоков и камнепадов.

3.5 Принимаемыетехнические решения, конструкции и материалы должны обеспечивать срок службытоннельных обделок не менее 100 лет. Межремонтные сроки строительныхконструкций постоянных устройств должны составлять не менее 50 лет.

3.6 Тоннели, штольни идругие притоннельные сооружения, располагаемые в подземных выработках, должныиметь постоянную крепь-обделку, за исключением притоннельных сооружений,располагаемых в крепких невыветривающихся скальных грунтах.

3.7 Входы в тоннель иштольни, имеющие выход на поверхность, должны быть укреплены и архитектурнооформлены в виде порталов, оголовков, рамп.

3.8 В зонах опасныхгеологических процессов (оползней, обвалов, селевых потоков, снежных лавин идр.) необходимо иметь защитные сооружения или предусматривать мероприятия всоответствии со СНиП 2.01.15, обеспечивающие необходимую защиту порталов иприпортальных участков тоннеля от этих процессов.

3.9 Тоннели должны иметькамеры и ниши.

Камеры следуетустраивать с каждой стороны тоннеля не более чем через 300 м, располагая их вшахматном порядке. При длине тоннеля от 200 до 400 м необходима одна камера всередине тоннеля, а при длине от 400 до 600 м – две камеры с двух сторон наравных расстояниях между ними и порталами.

Ниши следует располагатьмежду камерами через 60 м с каждой стороны  тоннеля.

3.10 В тоннелях длинойболее 1500 м или у их порталов должны находиться специализированные помещения ипомещения с санитарно-бытовыми устройствами для нужд служб эксплуатации иохраны.

3.11 Железнодорожныетоннели протяженностью более 3000 м и автодорожные – более 1500 м должны иметьдополнительные эвакуационные выходы в рядом расположенные тоннели или вспециально сооружаемые штольни безопасности, имеющие выходы на поверхность,либо иметь камеры безопасности (в автодорожных тоннелях), оборудованныегерметичными затворами и местной вентиляцией. Расстояние между эвакуационными выходами(сбойками) должно быть не более 300 м, а между камерами безопасности – не более600 м.

3.12 Пройденные в периодстроительства вспомогательные штольни, имеющие выход на поверхность, следуетпереоборудовать в штольни для обслуживания тоннелей при их эксплуатации(сервисные штольни) с одновременным использованием в качестве штоленбезопасности.

3.13 Тоннели должны бытьзащищены от неорганизованного проникновения в них подземных и поверхностных води иметь водоотводные, а при необходимости и дренажные устройства. Уровеньзащиты тоннелей от подземных вод должен обеспечивать отсутствие капежа со свода(перекрытия), стекание воды по стенам и исключать образование наледей.

3.14 В строящихсятоннелях длиной свыше 100 м с односторонним движением со скоростью более 100км/ч в железнодорожных и 90 км/ч в автодорожных во въездной зоне надлежитустраивать раструбный участок.

3.15 Системы вентиляциис естественным или искусственным побуждением должны обеспечивать нормируемыепараметры воздуха в транспортной и других обслуживаемых зонах согласнодействующим санитарным нормам и требованиям настоящего документа.

3.16 Тоннели должныиметь средства противопожарной защиты.

3.17 Автодорожныетоннели должны иметь перед порталами площадки разворота транспортных средств наслучай аварийной ситуации.

3.18 Автодорожныетоннели длиной более 1000 м при отсутствии остановочных полос должны иметьчерез каждые 750 м местные уширения с площадками для аварийной остановкитранспортных средств. Длина этих площадок должна быть не менее 50 м, а ширина -не менее 2,75 м. При двустороннем движении площадки должны быть с каждойстороны тоннеля.

3.19 Автодорожныетоннели должны иметь служебные проходы: при движении в одном направлении – содной стороны, а при разнонаправленном – с двух сторон. При устройствеслужебного прохода с одной стороны тоннеля с другой стороны следует устраиватьзащитную полосу, возвышение которой над проезжей частью должно быть не менее0,4 м.

3.20 В автодорожныхтоннелях на протяжении не менее 100 м от портала необходимо применятьосветленные асфальтобетонные дорожные покрытия, белую плитку для облицовки илибелую окраску стен на высоту не менее 1,4 м от уровня служебного прохода либодругие технические решения, обеспечивающие адаптацию зрения водителей. Наружныеуглы ниш и камер должны быть окрашены флуоресцирующей краской на высоту неменее 0,5 м. Для облицовки лобовой поверхности порталов и подпорных стен должныприменяться материалы темного цвета.

3.21 В охраняемыхавтодорожных тоннелях необходимо иметь устройства теленаблюдения за движениемтранспортных средств и средства связи для передачи информации об аварийнойобстановке в диспетчерский пункт и подразделение охраны.

3.22 Способы сооружениятоннелей и средства механизации строительства следует выбирать на основерезультатов технико-экономического сравнения вариантов из условия обеспечениянаименьших трудозатрат и продолжительности строительства, безопасных условийтруда и минимального воздействия строительства на окружающую среду.

3.23 При проектированиии строительстве тоннелей следует обеспечивать выполнение законов, стандартов,строительных норм и правил, нормативных документов органов государственногоуправления и надзора. Перечень нормативных документов органов надзора приведенв приложении Б. При реконструкции железнодорожных тоннелей должны выполнятьсятребования “Правил технической эксплуатации железных дорог РоссийскойФедерации”.

3.24 В исполнительнойдокументации, передаваемой заказчику, должна быть отмечена техническая зонавдоль трассы тоннеля, где запрещается производить работы без разрешенияэксплуатирующей организации.  

 

4 ПОПЕРЕЧНОЕ СЕЧЕНИЕ, ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬИ ПЛАН

4.1 Поперечное сечениестроящихся и реконструируемых железнодорожных тоннелей должно приниматься всоответствии с габаритами приближения строений “С” и “А”,приведенных в ГОСТ 9238 и отраслевой инструкции по его применению, и с учетомпринятых конструкций пути, системы водоотвода, а также строительных допусков насооружение обделки тоннеля.

4.2 Продольный уклонпути в железнодорожном тоннеле должен соответствовать СНиП 32-01. При длинетоннеля до 400 м продольный уклон должен быть одного знака.

4.3 Коэффициентысмягчения руководящего уклона или уклона усиленной тяги должны приниматься порасчету в зависимости от длины тоннеля.

4.4 Смежные элементыпродольного профиля железнодорожного и автодорожного тоннелей должнысопрягаться в вертикальной плоскости кривыми, величина радиуса которыхопределяется в зависимости от категории дороги.

4.5 Расположениежелезнодорожных тоннелей в плане должно удовлетворять требованиям,предъявляемым к открытым участкам железнодорожной линии, за исключениемрадиусов кривых, величина которых должна быть не менее 350 м.

4.6 Основные параметрыпоперечного сечения автодорожных тоннелей, габариты приближения строений иоборудования следует принимать в зависимости от категории автомобильной дорогии длины тоннеля по ГОСТ 24451.

4.7 Элементы плана ипрофиля автодорожных тоннелей должны назначаться исходя из условий обеспечениянеобходимой видимости при заданной расчетной скорости. Радиусы кривых в планедолжны быть не менее 250 м.

4.8 Продольный профильпроезжей части автодорожных тоннелей длиной до 300 м должен быть с уклономодного знака.               

4.9 Продольный уклон вжелезнодорожных и автодорожных тоннелях должен быть не менее 3+, за исключениемучастков переходных вертикальных кривых.               

4.10 Максимальныепродольные уклоны в автодорожных тоннелях не должны превышать 40+, а в сложныхтопографических и инженерно-геологических условиях при длине тоннеля до 500 м -60+.

4.11 При расположениипортала горного тоннеля или рампового участка подводного тоннеля у заливаемойпоймы дно водоотводного лотка у портала или отметка верхней точки проезжейчасти рампы должны быть не меньше чем на 1,0 м выше наивысшего уровняпаводковых вод (наводнений) с вероятностью превышения 1:300 (0,33 %) с учетомподпора, ледохода и высоты волны. При невозможности выполнения этого требованиянеобходимо устраивать в тоннеле защитные устройства.

 

5 СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Материалы

5.1 Материалы дляобделок и гидроизоляции тоннелей, притоннельных подземных сооружений, порталов,припортальных подпорных стен, рамп, а также для внутренних строительныхконструкций должны отвечать требованиям прочности, огнестойкости,долговечности, устойчивости к химической агрессивности грунтовых вод ивоздействию микроорганизмов, не выделять токсичных соединений в условияхстроительства и эксплуатации тоннеля при нормальных и аварийных температурныхрежимах и иметь установленные в законодательном порядке обязательныесертификаты. Гидроизоляция должна выдерживать без разрыва допускаемые проектомдеформации обделок.

5.2 Класс бетона попрочности на сжатие следует принимать не ниже:               

В30 – для сборныхжелезобетонных обделок;    

В25 – для железобетонныхмонолитных обделок и опускных секций подводных тоннелей;

В15 – для бетонныхмонолитных и набрызг-бетонных обделок, порталов, оголовков, внутреннихмонолитных железобетонных конструкций.               

5.3 Плотность и проектныемарки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости следует назначать взависимости от принятой системы гидроизоляции и защиты тоннельной обделки откоррозии, от климатических и гидрогеологических условий района расположениятоннеля и в соответствии со СНиП 2.03.01 и СНиП 2.03.11 для 1 классасооружений.

 

Общие конструктивные требования

5.4 Обделки по всемуконтуру должны иметь плотное примыкание к грунту.               

5.5 Горные тоннели,сооружаемые в обводненных грунтах при невозможности дренирования подземных вод,а также подводные тоннели должны иметь обделки из водонепроницаемых материаловили гидроизоляцию.               

5.6 Выступающая излобового откоса часть тоннеля должна быть оформлена в виде горизонтальнойплощадки длиной не менее 2,0 м, покрыта плотной засыпкой толщиной не менее 1,5м и защищена от размыва жестким покрытием.             

Парапет портала,поддерживающий засыпку и обеспечивающий задержание осыпающегося грунта слобового откоса, должен возвышаться над засыпкой не меньше чем на 1,10 м.     

Лобовые откосы, принеобходимости, должны быть укреплены.  

5.7 Раструбный участокво въездной зоне тоннелей должен быть длиной не менее 20 м с увеличениемплощади поперечного сечения не меньше чем на 50%. 

5.8 Ширина эвакуационныхпроходов в сервисных штольнях, штольнях безопасности и соединительныхвыработках должна быть не менее 1800 мм, а высота – не менее 2200 мм.

5.9 Размеры камер и нишв тоннелях должны быть не менее указанных в таблице 1.               

5.10 Уровень чистогопола ниш и камер в железнодорожных тоннелях должен быть на одном уровне сподошвой ближайшего к ним рельса, а в автодорожных тоннелях – на одном уровнесо служебным проходом или верхом защитной полосы.               

5.11 Конструкции обделоктоннелей, порталов, сооружаемых в районах (зонах) сейсмичностью 7 баллов иболее, должны удовлетворять требованиям СНиП II-7.               

5.12 Расстояние междуантисейсмическими деформационными швами тоннельной обделки следуетустанавливать расчетом и совмещать их с температурно-осадочными деформационнымишвами, расстояние между которыми в обделках из монолитного бетона инабрызг-бетона должно быть не более 20 м, а из монолитного железобетона – 40 м.

 

 

 

 

 

Таблица 1

Размеры камер и ниш

В миллиметрах

 

Устройства

 

Ширина

 

Высота (по середине камеры, ниши)

 

Глубина

 

Камеры в тоннелях:

 

 

 

 

 

 

 

 

железнодорожных

 

 

4000

 

 

2800

 

 

2500

 

автодорожных

 

2000

 

2500

 

2000

 

 

Ниши в тоннелях:

 

 

 

 

 

 

 

 

железнодорожных

 

 

2000

 

 

2500

 

 

1000

 

автодорожных

 

2000

 

2500

 

500

 

 

Таблица 2

Минимальная толщина защитного слоя бетонарабочей арматуры

в тоннельных обделках

В миллиметрах

 

Обделка тоннеля

 

Толщина элементов

 

Минимальная толщина защитного слоя

 

Сборная и монолитная

 

От 300 до 500

 

30

 

железобетонная

 

 

 Свыше 500

 

 

40

 

 

Опускные секции

 

До 1000

 

30

 

 

 

Свыше 1000

 

60

 

Набрызг-бетонная

 

Для любой толщины

 

20

 

 

5.13 При пересечениитоннелем тектонических трещин или контакта между грунтами различной крепостиследует устраивать дополнительные деформационные швы, отсекающие приконтактныйучасток тоннеля.               

5.14 Конструкцииантисейсмических, температурно-осадочных и дополнительных деформационных швовдолжны обеспечивать водонепроницаемость обделки.                

5.15 Толщину элементовобделки, порталов и рамп следует устанавливать расчетом. Элементы обделки ипорталов должны иметь толщину не менее, мм:

сводыи стены тоннельной обделки из монолитного бетона и железобетона

 то же, из  монолитного  бетона  на  выпуклостях в крепких скальных грунтах при  прочности, превышающей прочность бетона не менее чем в 1,5 раза………..100            

 обделки набрызг-бетонные:

 несущие………………………………………100

 

 облицовочные или на выпуклостях в крепких скальных грунтах ……….50

 

 блоки сплошного сечения сборной железобетонной обделки ………….200

 ребра и спинки тюбингов сборной железобетонной обделки ………….100

 порталы, оголовки и стены рамп:

 железобетонные………………………………..150

 бетонные……………………………………..300

 бутобетонные………………………………….500

5.16 Минимальную толщинузащитного слоя бетона до рабочей арматуры для сборных и монолитных железобетонных(кроме набрызг-бетонных) обделок толщиной менее 300 мм следует принимать поСНиП 2.03.01. Толщину защитного слоя для обделок большей толщины и длянабрызг-бетонных обделок следует принимать не менее величин, указанных втаблице 2.

5.17 Минимальные пределыогнестойкости обделок тоннелей, притоннельных сооружений, внутренних несущих идругих конструкций должны составлять, ч:               

 бетонные и железобетонные обделки тоннелей,притоннельных сооружений,

 конструкций порталов, внутренних  бетонных и железобетонных  несущих

 конструкций ……………………………..1,5

чугунныеобделки и стальные несущие конструкции …………………1,0

 ненесущие стены и перегородки помещений с горючими материалами,

 перегородки и перекрытия тамбур-шлюзов……..0,75

 самозакрывающиеся противопожарные двери в стенах и перегородках  с

 нормируемым пределом огнестойкости 0,75 ч  и более,  противопожарные

 люки ……………………………………0,6

 ненесущие  стены  и  перегородки   помещений  с  электрооборудованием

 (камеры тоннельной вентиляции, водоотливных установок, трансформаторов,

 электрощитовых и  т.п.),  самозакрывающиеся   противопожарные   двери в

 стенах   и  перегородках  с   нормируемым пределом огнестойкости  менее  0,75ч………………….0,25

5.18 Обделки тоннелей идругие строительные конструкции должны быть защищены от коррозии. Защита откоррозии их, а также металлоизоляции обделок, закладных деталей и всех видовскреплений должна выполняться в соответствии с указаниями СНиП 2.03.11.

 

Основные расчетные положения

5.19 Расчетные моделитоннельных обделок и внутренних подземных конструкций должны соответствоватьусловиям работы сооружений, технологии их возведения, учитывать характервзаимодействия элементов конструкций между собой и окружающим грунтом, отвечатьразличным расчетным ситуациям, включающим возможные для отдельных элементов иливсего сооружения в целом неблагоприятные сочетания нагрузок и воздействий,которые могут действовать при строительстве и эксплуатациитоннеля.               

5.20 Нагрузки ивоздействия по продолжительности их действия на тоннельные конструкции следуетподразделять согласно СНиП 2.01.07 на постоянные и временные (длительные,кратковременные и особые).               

При этом следуетразличать:     

а) основные сочетаниянагрузок, состоящие из постоянных, длительных и кратковременных;

б) особые сочетаниянагрузок, состоящие из постоянных, длительных, некоторых кратковременных иодной из особых нагрузок.               

5.21 К постояннымнагрузкам следует относить:               

а) горное давление иливес насыпного грунта;

б) гидростатическоедавление;

в) собственный весконструкций;

г) вес зданий исооружений, находящихся в зонах их воздействия на подземную конструкцию;

д) сохраняющиеся усилияот предварительного обжатия обделки.

5.22 К длительнымнагрузкам и воздействиям следует относить: силы морозного пучения; весстационарного оборудования; температурные климатические воздействия;воздействия усадки и ползучести бетона и другие, указанные в СНиП2.01.07.              

5.23 К кратковременнымследует относить нагрузки и воздействия от внутритоннельного и наземноготранспорта, а также нагрузки и воздействия в процессе сооружения тоннеля: отнагнетания раствора за обделку, от усилий, возникающих при подаче и монтажеэлементов сборных тоннельных обделок, от веса и воздействия проходческого идругого строительного оборудования, воздействие водного потока и волновоевоздействие на опускную секцию при транспортировке ее по воде и в процессеопускания, гидростатическое давление на свободный торец секции, сосредоточеннуюнагрузку от веса затонувшего судна (при условии судоходства по акватории),динамическую нагрузку от максимально возможного для данной акватории весасбрасываемого корабельного якоря и др.               

5.24 К особым нагрузкамследует относить сейсмические и взрывные воздействия, а также особые нагрузки,указанные в СНиП 2.01.07, которые могут иметь отношение к проектируемомутоннелю.               

5.25 Расчетными моделямидля определения внутренних усилий в обделке должны служить модели с заданнойнагрузкой, основанные на положениях строительной механики, или модели,основанные на положениях механики сплошной среды. При расчетах на заданныенагрузки следует учитывать отпор грунтового массива, за исключениемнеустойчивых водонасыщенных грунтов.

5.26 Расчеты тоннельныхобделок следует производить с учетом нелинейных деформационных свойствматериалов конструкций и грунтов в соответствии с действующими строительныминормами, применяя метод последовательного загружения конструкции до предельногосостояния. На первых стадиях проектирования допускается определение усилий вэлементах конструкции на основе линейных зависимостей между напряжениями идеформациями.               

5.27 Подземные несущиеконструкции следует рассчитывать по предельным состояниям первой и второй групп(ГОСТ 27751).               

5.28 Расчеты попредельным состояниям первой группы обязательны для всех конструкций и ихследует производить на основные и особые сочетания нагрузок с использованиемрасчетных значений характеристик материалов, грунтов, нагрузок с учетомкоэффициентов надежности и коэффициентов условий работыконструкций.               

5.29 Расчеты попредельным состояниям второй группы следует производить на основные сочетаниянагрузок с использованием нормативных их значений, нормативных значенийхарактеристик материалов и грунтов и коэффициентов условий работы конструкций,предусматриваемых соответствующими нормами проектирования.                

Примечание – Расчетыжелезобетонных конструкций по предельным состояниям второй группы допускаетсяне производить, если практикой их применения или опытной проверкой установлено,что величина раскрытия трещин в них не превышает предельно допустимых величин ижесткость конструкций в стадии эксплуатации достаточна.               

5.30 Нормативныенагрузки от горного давления следует назначать в зависимости от размероввыработки, глубины заложения тоннеля, физико-механических свойств иструктурно-тектонических характеристик (в первую очередь, трещиноватости)массива, его обводненности, а также способов производства работ. При этомследует учитывать данные, полученные при строительстве тоннелей в аналогичныхинженерно-геологических условиях.                

Для предварительныхрасчетов обделок на заданные нагрузки вертикальные и горизонтальные нагрузки отгорного давления в условиях сводообразования следует принимать от веса грунта,заключенного в пространстве, ограниченном контуром свода и плоскостями обрушения,а в грунтах, в которых сводообразование невозможно, – от давления всей толщигрунтов над тоннельным сооружением.               

Для тоннелей,сооружаемых открытым способом, вертикальную нагрузку следует принимать отдавления всей толщи грунтов над сооружением.             

5.31 При реконструкциитоннеля с полной заменой обделки нормативную нагрузку от горного давления натоннель необходимо увеличить в 1,3 раза.               

5.32 Временные и особыенагрузки и воздействия следует принимать в соответствии с указаниями СНиП2.01.07 и Свода правил по проектированию железнодорожных и автодорожныхтоннелей или отмененного СНиП II-44-78 “Тоннели железнодорожные иавтодорожные” в части, не противоречащей требованиям настоящих норм.

5.33 Коэффициент надежности по нагрузке следует принимать всоответствии с таблицей 3.

5.34 Коэффициент сочетаний нагрузок  необходимопринимать в соответствии со СНиП 2.01.07.

5.35 Коэффициент надежности  по  ответственности надлежитпринимать равным 1,0 как для сооружений I повышенного уровня ответственности.

5.36 Проверку прочности  сечений  бетонных и железобетонных  элементов  следует  производитьв соответствии со СНиП 2.03.01 с введением дополнительных коэффициентов условийработучитывающих:

– отклонение  принятойрасчетной  модели от реальных условий  работы  монолитной бетонной обделки= 0,9;

– отклонение фактической  работы  стыков  сборной  обделки  от  предусмотренных  проектом = 0,9;

– понижение прочностибетона в обделках без наружной гидроизоляции на обводненных участках = 0,9

5.37 Нормативные ирасчетные значения характеристик материалов следует принимать по нормампроектирования конструкций из соответствующих материалов.

 

Таблица 3

Коэффициенты надежности по нагрузке

 

Виды нагрузок

 

Постоянные нагрузки

 

 

 

Вертикальная от веса всей толщи грунтов над тоннелем:

 

 

 

в природном залегании

 

1,1

 

насыпные

 

 1,15

 

Вертикальная от горного давления при сводообразовании для грунтов:

 

 

 

скальных

 

1,6

 

глинистых

 

1,5

 

песков и крупнообломочных

 

1,4

 

Вертикальная от давления грунта при вывалах

 

1,8

 

Горизонтальная от давления грунта

 

       1,2 (0,7)

 

Гидростатическое давление

 

       1,1 (0,9)

 

Собственный вес конструкций:

 

 

 

сборных железобетонных

 

       1,1 (0,9)

 

монолитных бетонных

 

       1,2 (0,8)

 

металлических

 

  1,05

 

изоляционных, выравнивающих, отделочных слоев

 

1,3

 

Длительные нагрузки

 

 

 

Вес стационарного оборудования

 

 1,05

 

Температурные климатические воздействия

 

1,1

 

Силы морозного пучения в грунтах

 

1,5

 

Вертикальная нагрузка от мостовых и подвесных кранов

 

 

1,1

 

Воздействие усадки и ползучести бетона

 

       1,1 (0,9)

 

Примечание – Значения  коэффициента  надежности по  нагрузке  указанные в  скобках,  принимают  в  случае,   когда  уменьшение  нагрузки  приводит к   более  невыгодному загружению обделки.

 

 

5.38 Прочностные идеформационные характеристики грунтового массива надлежит определять наосновании данных инженерно-геологических изысканий, натурных и лабораторныхисследований с учетом указаний ГОСТ 20522, СНиП 2.02.01 и СНиП 11-02.

5.39 Величины прогибовжелезобетонных элементов сооружений, возводимых открытым способом, и рамп отвоздействия постоянной и временной нагрузок не должны превышать:          

– в элементах перекрытия1/400 расчетной длины пролета или 1/250 расчетной длины консоли;

– в элементах стен 1/300расчетной высоты;

– в элементах рамп 1/200расчетной высоты.

5.40 В бетонных ижелезобетонных обделках, возводимых в обводненных грунтах без устройства гидроизоляции,образование трещин не допускается. В обводненных грунтах при наличии гибкойгидроизоляции или металлоизоляции допускается раскрытие трещин в обделках неболее 0,2 мм. В железобетонных опускных секциях с металлоизоляцией допускаетсяраскрытие трещин не более 0,15 мм.

5.41 Подводные тоннелидолжны быть предохранены от всплытия, при этом коэффициент устойчивости следуетпринимать не менее 1,2.

 

6 СООРУЖЕНИЕ ТОННЕЛЕЙ

6.1 Сооружение тоннелейдолжно осуществляться по утвержденным проектам организации строительства ипроизводства работ, разработанным в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01.Проекты должны предусматривать механизацию основных наиболее трудоемкихстроительно-монтажных работ и содержать планы ликвидации возможных аварий. Принеобходимости в состав проекта отдельным разделом должна включатьсяавтоматизированная система управления технологическим процессом строительства.

6.2 Забои подземных выработок должны бытьобеспечены необходимыми видами энергии, вентиляцией, освещением, водоотводом иливодоотливом, водопроводом, сигнализацией (в том числе аварийной), телефоннойсвязью и средствами пожаротушения.

6.3 Раскрываемые в процессе сооружения выработкипри необходимости должны надежно закрепляться временной крепью. Крепьустанавливается в соответствии с паспортом, утвержденным главным инженеромстроительства. Элементы временной деревянной крепи должны удаляться при укладкебетона или монтаже сборной обделки. Оставление их за обделкой допускается вслучае защемления или возможности вывала грунта.

6.4 Разработку грунтабуровзрывным способом следует осуществлять с соблюдением требований СНиП3.02.03, “Единых правил безопасности при ведении взрывных работ” и”Технических условий по производству взрывных работ при строительстветоннелей и метрополитенов” по составленному для каждого забоя паспорту,утвержденному главным инженером строительства. Буровзрывные работы дляполучения гладкой поверхности грунта в выработке следует производить сиспользованием метода контурного взрывания.               

6.5 Работы по сооружениютоннелей в неустойчивых грунтах, связанные с искусственным закреплениемгрунтов, их замораживанием, понижением уровня грунтовых вод и другимиспециальными способами работ, должны выполняться в соответствии с правилами итребованиями, изложенными в СНиП 3.02.01 и нормах транспортного строительства.

6.6 В подземныхвыработках, опасных по газу, следует применять для стационарных и передвижныхустановок электрооборудование в рудничном взрывобезопасном исполнении. Такиевыработки должны переводиться на газовый режим, а работы в них должныосуществляться при условии разработки и выполнения специальных мероприятий,согласованных с органами Госгортехнадзора.               

6.7 В процессепроходческих работ геологической службе подрядчика надлежит вестисистематические наблюдения за соответствием фактических инженерно-геологическихусловий проектным данным в части устойчивости забоя, изменения мощности исостава напластований грунтов, их трещиноватости, крепости по буримости,притоку грунтовых вод.                       

Результаты наблюденийдолжны заноситься в журнал производства работ. Об отклоненияхинженерно-геологических условий от проектных данных ставятся в известностьпроектные организации и заказчик.               

6.8 В тоннелях, сооружаемыхи эксплуатируемых в особо сложных условиях, – в зонах тектонических разломов снеустойчивыми водонасыщенными грунтами, на участках нестабилизирующегосягорного давления и др. – следует предусматривать установкуконтрольно-измерительной аппаратуры для наблюдений (мониторинга) за состояниемобделки и окружающего тоннель грунта как в период строительства, так и впроцессе эксплуатации тоннеля. Схему установки аппаратуры и результатынаблюдений, выполненных в период строительства, надлежит передавать заказчикувместе с исполнительной документацией.               

6.9 В процессестроительства тоннелей должны осуществляться наблюдения за осадками сохраняемыхзданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, расположенных в зонахвозможных деформаций земной поверхности.               

6.10 Точностьгеометрических измерений, проводимых в процессе строительства, должнасоответствовать ГОСТ 23616. Применяемые средства, методы измерений должны бытьаттестованы Государственной или отраслевой метрологической службой. Погрешностьи методы проверки точности измерений должны определятьсяпроектом.               

6.11 Суммарные величиныотклонений внутренних размеров обделок от их проектного положения не должнынарушать габарита приближения строений.                

6.12 При строительстветоннелей следует выполнять производственный контроль, предусмотренный СНиП3.01.01 и соблюдать основные требования операционного контроля качества СМР,приведенные в приложении В.               

6.13 На каждомстроительстве надлежит вести общий журнал работ по форме, предусмотренной СНиП3.01.01, или горный журнал, а также журналы распоряжений, авторского надзораили группы сопровождения проекта, маркшейдерского контроля, маркшейдерскихзамеров выполненных работ, контроля по технике безопасности, а также поотдельным видам работ и работе отдельных механизмов.      

Указания и предписанияруководства строительной организации начальникам участков и сменному персоналуоб остановке или возобновлении горных и других видов работ, исправлениинекачественно выполненных работ, результатах маркшейдерского контроля, указанияи предписания Госгортехнадзора, Госкомсанэпиднадзора и заказчика заносятся вобщий журнал работ.               

6.14 Все тоннели впериод строительства и полной реконструкции должны обслуживатьсяпрофессиональными военизированными горно-спасательными частями.               

6.15 Производимые пристроительстве тоннелей работы должны выполняться с соблюдением правил техникибезопасности, изложенных в СНиП III-4, противопожарных норм – в СНиП 21-01-97,требований пожарной безопасности – в ГОСТ 12.1.004, электробезопасности – вГОСТ 12.1.013, нормативных документов органов надзора по приложению Б и другихнорм, утвержденных в установленном порядке.

 

7 ПОСТОЯННЫЕ УСТРОЙСТВА

Верхнее строение пути, проезжая часть

7.1 Верхнее строениепути в железнодорожных тоннелях должно соответствовать техническимхарактеристикам, принятым по нормам исполнительной власти в областижелезнодорожного транспорта для открытых участков линии железнойдороги.               

7.2 Конструкция верхнегостроения пути должна обеспечивать возможность механизированного ремонта исодержания пути.   

7.3 Балластнаяконструкция верхнего строения пути должна быть выполнена на щебеночномбалласте, слой которого под шпалой в подрельсовых зонах должен иметь толщину неменее 0,35 м.

7.4 В местах сопряжениябезбалластной конструкции пути в тоннеле с балластной на подходах к тоннелюдолжны укладываться участки переходного пути переменной жесткости на длине неменее 25 м с каждой стороны тоннеля.               

7.5 В тоннелях следуетукладывать бесстыковой рельсовый путь. Расположение стыков рельсовых плетей впределах тоннеля длиной 300 м и менее не допускается.               

7.6 В тоннелях длинойболее 300 м конец плети бесстыкового пути должен выноситься за пределы тоннеляне меньше чем на 200 м.               

7.7 Верхнее строениепути и другие постоянные устройства в тоннелях, сооружаемых наэлектрифицированных участках железных дорог с использованием постоянного тока,должны быть защищены от воздействия блуждающих токов.               

7.8 В железнодорожныхтоннелях необходимо устанавливать реперы, заделанные в обделку стен черезкаждые 20 м на прямых и через каждые 10 м на кривых участках пути, а также путевыесигнальные знаки, номера колец (для сборных обделок) и указатели прохода книшам и камерам, пультам заградительной сигнализации и средствамсвязи.               

7.9 На прямых участкахпути однопутных тоннелей реперы следует располагать с правой (по счетукилометров) стороны пути, а на кривых участках – со стороны внутреннего рельса.В двухпутных тоннелях установку реперов необходимо предусматривать по обеимсторонам пути.               

7.10 К стене тоннеля укаждого репера должна прикрепляться марка, на которой следует указывать номеррепера, расстояние от него до внутренней грани ближнего рельса и возвышение надего головкой.

7.11 На каждом порталежелезнодорожных и автодорожных тоннелей необходимо иметь репер длянивелирования III класса.                

7.12 В автодорожныхтоннелях материалы и конструкции дорожной одежды должны соответствоватьтребованиям СНиП 2.05.02 для открытых участков автомобильных дорог,установленным для опасных условий движения. Дорожная одежда должна иметьдеформационные швы в местах деформационных швов обделки тоннеля и на выходах упорталов.

 

Водоотводные и дренажные устройства

7.13 В тоннелях,сервисных штольнях и штольнях безопасности отвод воды от дренажных устройств,случайных протечек через обделку, а также от промывки тоннелей и пожаротушенияследует осуществлять по закрытым лоткам или коллекторам.               

7.14 При расположениитоннеля в грунтовой среде, подверженной суффозии, дренирование подземных вод недопускается.               

7.15 Водоотводные лоткив тоннелях не должны проходить под рельсовыми путями или под проезжейчастью.               

7.16 Уклон дна лотковили коллекторов должен быть не менее 3+.

7.17 Лотки иликоллекторы должны иметь смотровые колодцы с отстойной частью (отстойниками)объемом не менее 0,04 куб.м, располагаемые не реже чем через 40 м. Отстойникидолжны быть доступны для периодической очистки.               

7.18 Для исключенияраспространения горящих нефтепродуктов по тоннелю смотровые колодцы не реже чемчерез 280 м должны иметь гидрозатворы (перепуски сифонного типа) с отстойникамиобъемом не менее 0,2 куб.м. Подобные затворы необходимо иметь и в местах сбросаводы в сервисную штольню или штольню безопасности.               

7.19 Необходимообеспечивать отвод воды в сторону от тоннеля из припортальной выемки,расположенной с верховой стороны. При невозможности выполнения этого требованияотвод воды следует осуществлять по сервисной штольне, а при ее отсутствии – поводоотводному лотку тоннеля. Расчетное сечение лотка в этих случаях должноназначаться с учетом объема водосбора выемки с вероятностью превышения 1:300(0,33 %).           

7.20 В системуводоотвода подводных тоннелей не должны поступать стоки от рамповых участков.

7.21 Расчетный уровеньводы в лотке тоннеля должен быть ниже основания верхнего строения пути илидорожного покрытия, а в лотке сервисной штольни – не выше подошвы лоткатоннеля.               

7.22 Поверхностьприпортальных зон горных тоннелей для улучшения стока воды должна бытьспланирована с засыпкой ям, шурфов, скважин и других выработок недренирующимгрунтом. В необходимых случаях должен быть устроен поверхностный водоотвод ссетью нагорных канав.               

7.23 Для отводаповерхностных вод с лобового откоса за парапетом должен быть устроенводоотводный лоток.               

7.24 Тоннели впониженных местах трассы должны иметь водосборники и водоотливные установки,расположенные в отдельных помещениях. Водоотливные установки должныустраиваться также в нижних частях рамповых участков тоннелей.               

7.25 Не должнодопускаться замерзание воды в водоотводных устройствах, напорных трубопроводах,дренажных устройствах и водосборниках. При необходимости следуетпредусматривать их утепление и обогрев.

 

Вентиляция

7.26 Вентиляция должнаобеспечивать эксплуатацию железнодорожного или автодорожного тоннеля вследующих режимах:       

А – нормальный -осуществляется безостановочное движение транспорта с максимальной разрешеннойскоростью при интенсивности, соответствующей часу “пик”;             

Б – замедленный -осуществляется безостановочное движение транспорта со скоростью менее 20км/ч;      

В – транспортная пробка- имеет место остановка транспорта с работающими двигателями длительностью до15 мин.    

7.27 Для нормальногорежима эксплуатации тоннеля (режим А) предельно допустимая концентрация (ПДК)оксида углерода как индикатора всего набора выхлопных газов в воздухетранспортной зоны тоннеля должна быть не выше приведенной в таблице 4, а длярежимов Б и В – не выше следующих значений ПДК согласно ГОСТ 12.1.005,мг/куб.м:

оксидуглерода………………………………200

оксид азота(в пересчете на )……………………5

сажа . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..  . . 4

 

Таблица 4

Предельно допустимые концентрации (ПДК)оксида углерода

в воздухе транспортной зоны тоннеля

В миллиграммах на метр кубический -мг/куб.м

 

Время нахождения транспортных средств в тоннеле t, мин

 

 

Тоннель

 

 

 

железнодорожный

 

автодорожный

 

5

 

28

 

60

 

6

 

24

 

51

 

7

 

21

 

45

 

8

 

 19  

 

41

 

9

 

17

 

38

 

10

 

16

 

35

 

15

 

12

 

26

 

20

 

9

 

21

 

     

Примечание – Время  нахождения  транспортных   средств  в  тоннеле t и предельно допустимые концентрации (ПДК) могут быть при  необходимости расширены в обе стороны экстраполяцией зависимостей t и ПДК, являющихся  линейными при построении их в логарифмических координатах.   

      

 

 

7.28 Расчетнаятемпература воздуха в тоннеле не должна превышать максимальную температурунаружного воздуха, принятую в соответствии со СНиП 2.04.05 по параметрам”Б”. Минимальная температура тоннельного воздуха не регламентируется.

Примечания

1 При  длинежелезнодорожных  тоннелей  менее 1000 м и  автодорожных тоннелей  менее 300 м значения  указанных температур  и  относительной влажности наружного воздуха берут  по  данным  ближайших метеостанций, а при большей длине и вжелезнодорожных тоннелях на электрической тяге, в  которых   создается специальный  тепловой  режим, –  по результатам натурных  наблюдений в местахрасположения  порталов (стволов) тоннелей продолжительностью не менее трех лет.

2 В  железнодорожных тоннелях,  сооружаемых в суровых климатических условиях,  допускается сооружать  вентиляционные   ворота  или  другие устройства для ограниченияпоступления наружного воздуха.

7.29 В помещениях дляобогрева обслуживающего персонала в зимнее время температура воздуха должнабыть не ниже +18 °С.                

7.30 Средняя по сечениюскорость движения воздуха в транспортной зоне тоннеля при эксплуатационныхрежимах вентиляции без учета влияния транспортных средств должна быть не выше 6м/с, в зоне воздуховыпускных сооружений местное увеличение скорости нерегламентируется.               

7.31 В однопутныхжелезнодорожных тоннелях и автодорожных с односторонним движением припродольной вентиляции необходимо, чтобы направление вентиляционного потокасовпадало с преимущественным направлением движения транспортныхсредств.               

7.32 Система вентиляциив автодорожных тоннелях должна обеспечивать необходимую по условиям видимости втоннеле прозрачность воздуха, при которой показатель ослабления света непревышает 0,0075 1/м.          

7.33 Вентиляцию камерпри их глубине свыше 10 м, а также площадок для остановки аварийного транспортав автодорожных тоннелях следует осуществлять за счет установок местнойвентиляции.

7.34 Возникновениетумана в железнодорожных и автодорожных тоннелях при работе систем вентиляцииво всех режимах эксплуатации и в случае пожара не допускается.               

7.35 В случае пожарасистема вентиляции с искусственным побуждением должна быть реверсивной иобеспечивать:               

а) устойчивостьзаданного направления движения вентиляционного потока;

б) незадымленность путейэвакуации до ее завершения путем создания подпора воздуха не менее 20 Па;     

в) время переключениясистемы при реверсировании вентиляционного потока – не более 5 мин.

7.36 Двигателивентиляторов, предназначенных для отсоса при пожаре продуктов горения, должныбыть вынесены из газового потока или иметь систему принудительногоохлаждения.               

7.37 Управление установкамитоннельной вентиляции должно включать в себя комплекс технических средств,обеспечивающих постоянный контроль физических и химических параметров воздушнойсреды в тоннеле, включая припортальные его участки.               

7.38 Уровень шума в тоннеле,создаваемого работой вентиляционного оборудования в тоннелях, не долженпревышать значений, указанных в таблице 5, а в технологических, вспомогательныхи служебных помещениях – установленных ГОСТ 12.1.003. Шум на поверхности землив селитебных территориях не должен превышать значений, предусмотренных СНиПII-12.

7.39 При проведении втоннеле ремонтных и других работ концентрация вредных веществ в воздухе тоннеляи в обслуживаемых зонах не должна превышать предельно допустимых концентраций(ПДК), установленных ГОСТ 12.1.005.

 

Таблица 5

Уровень шума в тоннеле, создаваемогоработой

вентиляционного оборудования

 

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

 

63

 

125

 

250

 

500

 

1000

 

2000

 

4000

 

8000

 

Уровни звукового давления, дБ

 

97

 

88

 

83

 

76

 

72

 

62

 

54

 

47

 

 

 

Электроосвещение

 

7.40 Тоннели и сервисныештольни должны иметь искусственное стационарное освещение:               

– железнодорожныетоннели длиной более 200 м на прямых и более 100 м на кривых участках;

– автодорожные – всоответствии с таблицами 6 и 7.               

Помимо общего освещениятоннели и сервисные штольни должны иметь аварийное освещение.

7.41 Горизонтальнаяосвещенность в железнодорожных тоннелях на уровне головки рельсов и в сервисныхштольнях на уровне чистого пола должна быть не менее 1 лк.

 

Таблица 6

Режимы искусственного освещенияавтодорожных тоннелей

 

 

Характер участка трассы

 

 

Длина тоннеля, м

 

Средняя горизонтальная освещенность

 

 

 

 

 

дневной режим

 

вечерний и ночной режим

 

Прямолинейный и криволи-

нейный с  радиусом в  плане  более 350 м

 

 

  От 61 до 100

Более 100

 

  Не требуется

Согласно табл.7

 

 

           30

           30

 

 

Криволинейный с радиусом в плане 350 м и менее

 

 

”     60

 

Согласно табл.7*

 

30

 

Любой

 

60 и менее

 

Не требуется

 

15

 

  ____________

* В тоннелях  с  радиусом  кривизны  в  плане 350 м и менее в зоне въезда значение

вертикальной освещенности

 

на  внешней  стороне  поворота  (внутри  тоннеля)  на

уровне 1 м  от покрытия  должно быть менее  0,4

 

при   облицовке белой плиткой или

окраске белой краской на протяжении не менее 100 м  от портала и не менее 0,8

 

при бетонной обделке на расстоянии не более 175 м от портала.

 

 

 Примечание – В средней части автодорожных тоннелей с любой трассой длиной более 1300 м в дневном, вечернем и ночном режимах горизонтальную освещенность на расстоянии 500 м от въездного портала допускается снижать с 30 до 15 лк, если в тоннеле не используется телевизионная система, и повышать до 50 лк, если используются телекамеры недостаточно высокой чувствительности.

 

                   

 

 

 

 

7.42В автодорожных тоннелях режимы освещения и величина средней горизонтальнойосвещенности, создаваемой осветительной установкой, должны соответствоватьтаблицам 6 и 7. Усиливать освещение на выезде из тоннелей с однонаправленнымдвижением не следует.

Таблица 7

Нормы средней горизонтальнойискусственной освещенности

автодорожных тоннелей в дневном режиме

 

Вид въезда

 

Ориентация въездного портала

 

Продолжительность снежного покрова

 

Средняя горизонтальная освещенность

покрытия проезжей части на расстоянии от въездного портала, м

 

 

 

 

 

 

 

10

 

30

 

50

 

75

 

100

 

125

 

150 и более

 

Равнинный или с подъемом

 

 

 Северная   

 

 

Менее полугода

 

 

750

 

 

750

 

 

400

 

 

150

 

 

75

 

 

30

 

 

30

 

к порталу

 

 

 

 

 

Более        “

 

      1000

 

     1000 

 

      550 

 

     250

 

     100

 

     50

 

 

   30

 

 

 

 

 

Менее      “

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Более        “

 

1500

 

1500

 

850

 

400

 

150

 

75

 

30

 

Со спуском к порталу

 

Любая

 

Любая

 

1250

 

1000

 

650

 

350

 

125

 

60

 

30

 

                 

Примечания

1. Северной ориентацией считаются также северо-восточная и северо-западная, а южной – юго-восточная и юго-западная.

2. Если портал имеет раструбный участок, то указанные расстояния отсчитываются  от начала основного сечения тоннеля.

 

 

7.43В автодорожных тоннелях отношение максимальной освещенности к средней на каждомучастке с определенной нормой средней горизонтальной освещенности должно бытьне выше 3:1.               

7.44Управление режимом общего освещения автодорожных тоннелей следуетпредусматривать автоматическим в зависимости от естественной освещенностиснаружи тоннеля, а также дистанционным – из помещения дежурного.

                 

Включение вечернего иночного режима освещения должно производиться при снижении естественнойосвещенности до 100 лк.               

7.45 Для подключениясветильников местного освещения при производстве ремонтных и других работ необходимоиметь штепсельные розетки, располагаемые в штольнях на расстоянии 60 м одна отдругой, а также у ниш и камер по одной стороне тоннеля – в однопутных идвухполосных с однонаправленным движением или по обеим сторонам – в двухпутных,четырехполосных и более широких тоннелях.               

7.46 Питание переносныхсветильников местного освещения следует предусматривать от трансформаторов нанапряжение 220/12 В.

 

 

 

Электроснабжение, электрооборудование,

автоматика, сигнализация, связь

 

7.47 Питание электрическойэнергией силовых, осветительных и технологических потребителей должно быть напеременном токе промышленной частоты на напряжение 380/220 В от собственныхтрансформаторных подстанций с общими трансформаторами для питания силовых иосветительных нагрузок.               

Примечание – Мощностьтрансформаторных подстанций обуславливается протяженностью тоннеля. При наличиипитающих центров, расположенных вблизи тоннеля, допускается возможность питанияэлектрической энергией силовых, осветительных и технологических потребителей отэтих источников.

7.48 Трансформаторныеподстанции тоннелей должны получать электрическую энергию по кабельным иливоздушным линиям напряжением 6, 10 или 27,5 кВ от энергетических систем илиэлектрических станций.                

7.49 Каждаятрансформаторная подстанция или распределительный пункт должны иметь питаниеэлектроэнергией от двух независимых взаимно резервируемых источников и бытьрассчитаны на полную рабочую мощность всех одновременно работающихпотребителей.                

7.50 Трансформаторнаяподстанция или распределительный пункт при допустимой перегрузке должныобеспечивать полную рабочую мощность всех одновременно работающих потребителей.К потребителям I категории относятся: вентиляционные установки; оповестительнаяи заградительная сигнализации; установка водоотлива; электроосвещение тоннелей,ниш, камер, проходов, сервисной штольни; обогрев лотков тоннеля; установкипожарной автоматики.               

7.51 Электрооборудованиена подземных подстанциях не должно быть маслонаполненным.               

7.52 Силовые иосветительные кабели следует прокладывать по одной стороне тоннеля, кабелислабого тока – по другой. Прокладка кабелей на одной стороне допускается втоннелях длиной до 300 м с соблюдением установленных ПУЭ расстояний междусиловыми и слаботочными кабелями.               

7.53 Высота прокладкисиловых кабелей в тоннеле должна быть выше свода ниши на 760 мм, аосветительных – не менее 2800 мм от уровня головки рельса или служебногопрохода.                

7.54 При прокладке втоннеле 12 кабелей и более в местах проходов (сбоек) на всю высоту расположениякабелей следует устраивать разделительные перегородки из несгораемыхматериалов, примыкающие к стенам тоннеля и выступающие не менее чем на 10 см всторону от боковой поверхности кабелей, с заделкой проемов в перегородках изащитой кабелей несгораемым материалом на 0,5 м в каждую сторону.              

7.55 Для защиты людей отпоражения электрической энергией при повреждении изоляции сетей и электроустановокдолжно быть применено заземление и установлены реле от утечектока.               

7.56 Для подключенияремонтных и других механизмов к электрической сети напряжением 380/220 Внеобходимо иметь шкафы, устанавливаемые через 120 м по длине тоннеля и навысоте 500-700 мм от уровня головки рельса или верха покрытия проезжей части поодной стороне тоннелей однопутных и двухполосных с однонаправленным движениемили по обеим сторонам в тоннелях с разнонаправленным движением.               

7.57 Устройства,предусмотренные пунктами 7.47-7.53, 7.55-7.56, должны быть выполнены всоответствии с “Правилами устройства электроустановок (ПУЭ)”.       

7.58 При наличии втоннелях постоянного обслуживающего персонала сигнализация о работеоборудования в тоннеле и притоннельных сооружениях должна осуществлятьсяавтоматически, а управление им должно быть местным и дистанционным.

7.59 Железнодорожныетоннели длиной 100 м и более на прямых и независимо от длины на кривых участкахпути, а также все тоннели с глубокими выемками на подходах должны иметьтоннельную сигнализацию:

– автоматическуюоповестительную (звуковую и световую);

– заградительную(световую).

7.60 Для огнейзаградительной и оповестительной сигнализаций железнодорожных тоннелей следуетиметь дополнительное резервное питание (от аккумуляторного источника – дляработы в течение двух часов).               

7.61 У порталовавтодорожных тоннелей для регулирования движения необходимо иметь световыесигналы (светофоры), управляемые дистанционно.               

Автодорожные тоннелипротяженностью свыше 300 м должны иметь заградительную сигнализацию длявключения световых сигналов, запрещающих въезд транспортных средств в случаесоздания аварийной ситуации в тоннеле.               

7.62 Следуетпредусматривать параллельное автоматическое включение запрещающих сигналов отдатчиков пожарной сигнализации.               

7.63 Автодорожныетоннели длиной более 400 м должны иметь телефонную связь. Телефонные аппаратыдолжны размещаться в нишах и камерах через 180 м по обеим сторонам тоннеляшириной более двух полос или двухполосного с разнонаправленнымдвижением.               

7.64 Охраняемыежелезнодорожные тоннели должны иметь прямую двухпроводную телефонную связь сближайшими раздельными пунктами по обе стороны тоннеля, с диспетчерскимипунктами и с караульными помещениями, а на участках с диспетчерскойцентрализацией – с поездным диспетчером.               

7.65 Для обеспеченияпоездной радиосвязи тоннели должны иметь двухпроводную направляющую линию илиизлучающий кабель, а в караульных помещениях больших (длиной более 5 км)тоннелей – стационарную установку метрового диапазона.

7.66 Железнодорожные иавтодорожные тоннели длиной более 1000 м должны иметь линию громкоговорящегооповещения. Динамики надлежит устанавливать через каждые 120 м.              

7.67 Устройствателенаблюдения в автодорожных тоннелях – мониторы промышленного телевидения -должны устанавливаться в пределах видимости, но не более 300 м один отдругого.              

7.68 Портальные и рамповыеучастки в охраняемых автодорожных тоннелях должны иметь телекамеры для передачив диспетчерский пункт видеоинформации из зон въезда и выезда.               

7.69 Детальноепроектирование и монтаж постоянных устройств для электроснабжения, управленияоборудованием, сигнализации и связи, необходимых для эксплуатации тоннеля,надлежит осуществлять по специальным нормам.

 

8 ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

8.1 Железнодорожныетоннели протяженностью более 2000 м и автодорожные – более 600 м должны иметьпожарные посты с техническими средствами пожаротушения и быть оборудованы сухимтрубопроводом с возможностью подключения его к пожарному поезду, прибывающему сближайшей станции, или к пожарным автомашинам.             

Отсутствие пожарныхпостов в тоннелях длиной менее указанных должно быть согласовано органамиГосгортехнадзора.

8.2 Пожарные посты втоннелях должны располагаться через 60 м в нишах, камерах, по концам площадокдля аварийной остановки транспорта (в автодорожных тоннелях), а в штольнях -при наличии в них силовых или осветительных кабелей – через 40м.               

Пожарные посты должныразмещаться также у обоих порталов охраняемых тоннелей.               

8.3 Минимальный запас ирасход огнетушащих средств определяются исходя из расчетного времени тушенияодного пожара в тоннеле в течение 3 ч.               

8.4 Сухойпротивопожарный трубопровод в зависимости от протяженности тоннеля должен бытьразделен на участки (зоны) с учетом необходимого напора у пожарного крана поСНиП 2.04.01 и времени добегания воды в сухой трубе до наиболее удаленногопожарного крана не более 5 мин.               

При наличии сервиснойштольни или штольни безопасности трубопровод должен быть закольцован черезнее.               

8.5 Тоннели длиной более5000 м должны иметь дополнительные средства противопожарной защиты. Типыустановок и огнетушащие средства обосновываются в проекте.               

8.6 Сбойки тоннелей соштольнями или между параллельными тоннелями должны иметь тамбур-шлюзы спротивопожарными дверями.                

8.7 Места установкипожарных кранов, кнопок сигнализации, кнопок пуска систем пожаротушения, путиэвакуаций должны быть обозначены световыми указателями с дублированиемэлектропитания от системы аварийного освещения.               

8.8 Условия безопаснойэвакуации людей при пожаре должны соответствовать ГОСТ 12.1.004.               

8.9 При пожаренеобходимо, в первую очередь, удалить из тоннеля горящий состав, автотранспортили находящийся на них источник пожара, затем тушить источник пожара запределами тоннеля. При невозможности удаления – пожар локализовать и тушить вместе его возникновения, используя необходимые мероприятия по пожаротушению.

 

9 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

9.1 Строительствотоннеля и последующая его эксплуатация не должны вызывать загрязнения внедопустимых пределах атмосферы, водоемов, водотоков, подземных вод, истощениеисточников водопользования, возникновение и развитие эрозионных процессов,карстообразование и другие неблагоприятные явления.             

9.2 Отвод территорий подстроительство и охрану недр следует выполнять в соответствии с действующимзаконодательством.

9.3 В процессестроительства необходимо обеспечивать пожарную безопасность прилегающих лесныхмассивов, заторфованных участков территории, ограничивать и регулироватьвредные криогенные процессы.               

9.4 После окончаниястроительства тоннеля необходимо восстановить почвенный и растительный покров,закрепить и одерновать образовавшиеся откосы, выработанные карьеры иотвалы.               

9.5 Мероприятия итехнические решения, направленные на охрану окружающей среды и осуществляемые впроцессе строительства, необходимо согласовать в установленном порядке стерриториальными органами Министерства охраны окружающей среды и природныхресурсов, а также с территориальными центрамиГоскомсанэпиднадзора.               

9.6 Производственные,хозяйственно-бытовые и поверхностные сточные воды, образующиеся на строительнойплощадке и в тоннеле, подлежат очистке, степень которой определяется всоответствии с санитарными нормами и нормами охраны поверхностных вод отзагрязнения. Следует предусматривать раздельное отведение нормативно чистых изагрязненных производственных сточных вод.               

Система отведения иочистки производственных, поверхностных и хозяйственно-бытовых сточных вод впроцессе строительства и эксплуатации тоннеля должна соответствоватьтребованиям СНиП 2.04.03 и СН 496-77.               

9.7 Проекты очистныхустройств следует разрабатывать в увязке с видом водопользования водных объектов,в которые намечается осуществлять сбросы из тоннелей и припортальныхпомещений.               

9.8 При сооружениижелезнодорожных тоннелей в жилой или промышленной зоне в необходимых случаяхследует предусматривать мероприятия по гашению вибрации, создаваемой движениемпоездов, с таким расчетом, чтобы уровень вибрации в жилых и общественныхзданиях не превышал допустимых значений, установленных санитарными нормами, а впроизводственных зданиях – не превышал соответствующих требований для конкретногопроизводства.               

9.9 Необходимообеспечить защиту тоннелей от проникания в них опасных для здоровья людейвредных веществ от производств, находящихся вблизи тоннеля.

 

Приложение А

(обязательное)

Нормативные ссылки

 

В настоящем документеиспользованы ссылки на следующие строительные нормы и правила,стандарты:               

СНиП 11-02-96″Инженерные изыскания для строительства. Основные положения”

СНиП 21-01-97″Пожарная безопасность зданий и сооружений”

СНиП II-7-81* (изд.1995г.) “Строительство в сейсмических районах”

СНиП II-11-77* (изд.1985г.) “Защитные сооружения гражданской обороны”

СНиП II-12-77″Защита от шума”

СНиП 2.01.07-85(изд.1996 г.) “Нагрузки и воздействия”        

СНиП 2.01.09-91″Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочныхгрунтах”

СНиП 2.01.15-90″Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасныхгеологических процессов. Основные положения проектирования”

СНиП 2.02.01-83*(изд.1995 г.) “Основания зданий и сооружений”

СНиП 2.03.01-84*(изд.1989 г.) “Бетонные и железобетонные конструкции”

СНиП 2.03.11-85″Защита строительных конструкций от коррозии”

СНиП 2.04.01-85*(изд.1996 г.) “Внутренний водопровод и канализация зданий”

СНиП 2.04.03-85″Канализация. Наружные сети и сооружения”. Изменение N 1 в БСТ N 91986 г.

СНиП 2.04.05-91* (изд.1994 г.) “Отопление, вентиляция и кондиционирование”

СНиП 32-01-95″Железные дороги колеи 1520 мм”

СНиП 2.05.02-85″Автомобильные дороги”

СНиП 2.06.04-82*(изд.1995 г.) “Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения(волновые, ледовые и от судов)”

СНиП 3.01.01-85* (изд.1995 г.) “Организация строительного производства”

СНиП III-4-80* (изд.1993г.) “Техника безопасности в строительстве”

СНиП 3.02.01-87″Земляные сооружения, основания и фундаменты”

СНиП 3.02.03-84″Подземные горные выработки”

ГОСТ 12.1.003-83″ССБТ. Шум. Общие требования безопасности”

ГОСТ 12.1.004-91″ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования”

ГОСТ 12.1.005-88″ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочейзоны”

ГОСТ 12.1.013-78″ССБТ. Строительство. Электробезопасность. Общие требования”

ГОСТ 27.002-89″Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения”

ГОСТ 9238-83″Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи1520 (1524) мм”

ГОСТ 20522-75″Грунты. Метод статистической обработки результатов определенияхарактеристик”

ГОСТ 23616-79*”Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве.Контроль точности”

ГОСТ 24451-80″Тоннели автодорожные. Габариты приближения строений и оборудования”

ГОСТ 27751-88″Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения порасчету”. Изменение N 1 в БСТ N 3 1994 г.

СН 496-77″Временная инструкция по проектированию сооружений для очисткиповерхностных сточных вод”

 

Приложение Б

(обязательное)

Нормативные документы органов надзора

 

ПУЭ (Правила устройстваэлектроустановок)

ПТЭ (Правила техническойэксплуатации электроустановок потребителей)      

ПТБ (Правила техникибезопасности при эксплуатации электроустановок потребителей)               

Положение огорно-спасательной службе в транспортном строительстве. Утвержденопостановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от08.06.93 N 540.               

Правила безопасности пристроительстве (реконструкции) и горно-технической эксплуатации размещаемых внедрах объектов народного хозяйства, не связанных с добычей полезных ископаемых(ПБ 06-28-93). Утверждены Госгортехнадзором России 19.08.93               

Правила безопасности пристроительстве метрополитенов и подземных сооружений. УтвержденыГосгортехнадзором России 24.04.92              

Единые правилабезопасности при ведении взрывных работ. Утверждены Госгортехнадзором24.03.92               

Указания о порядке иконтроле безопасного ведения горных работ в опасных зонах. УтвержденыГосгортехнадзором СССР 16.05.86               

Инструкция о порядкеутверждения мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредноговлияния горных разработок. Утверждена Госгортехнадзором СССР 26.02.86. Изменениеот 1987 года               

Инструкция попроизводству маркшейдерских работ. Утверждена Госгортехнадзором СССР19.02.85               

Инструкция о порядкепредставления горных отводов для использования недр в целях, не связанных сдобычей полезных ископаемых. Утверждена Госгортехнадзором СССР 11.12.84

Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Закон РСФСР от 19 апреля1991 года               

Об обеспечениибезопасности продукции для здоровья человека. ПостановлениеГоскомсанэпиднадзора и Госстандарта Российской Федерации от 5 января 1993года               

Санитарные нормыдопустимых вибраций в жилых домах. МЗ СССР N 1304-75

Санитарные нормывибрации рабочих мест. МЗ СССР N 3044-84

Предельно допустимыеконцентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.МЗ СССР N 3086-84                     

Санитарные нормыдопустимых уровней шума на рабочих местах. МЗ СССР N 3223-85            

Предельно допустимыеконцентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. МЗ СССР N4617-88              

Санитарные нормы и нормыохраны поверхностных вод от загрязнения. МЗ СССР N 4630-88               

Санитарные нормы и нормыпо охране атмосферного воздуха населенных мест. МЗ СССР N4946-89               

Предельно допустимыеконцентрации (ПДК) и ориентировочные допустимые количества (ОДК) химическихвеществ в почве. МЗ СССР N 6229-91               

Ориентировочныедопустимые концентрации (ОДК) тяжелых металлов и мышьяка в почвах с различнымифизико-химическими свойствами (дополнение N 1 к перечню ПДК и ОДК N 2229-91) ГН2.1.7.020-94               

Методические указания порассмотрению проектов предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих вводные объекты со сточными водами. Минводхоз СССР N 2875-83

 

Приложение В

(обязательное)

Предельные отклонения и методыоперационного контроля

параметров конструкции, профиля выработкии производства

отдельных видов строительно-монтажныхработ

 

Вид работ, контролируемый параметр или техническое требование, единица измерения

 

Величина параметра, предельные отклонения

 

Контроль (метод, объем, вид регистрации)

 

1

 

2

 

3

 

Проходческие работы

 

 

 

 

 

1 Смещение оси тоннеля или притоннельного подземного  сооружения в плане и по      профилю, мм

 

 ±50

 

Измерительный, каждая заходка, журнал маркшей-

дерских работ

 

2 Положение оси шахтного ствола

 

1:20000

глубины ствола

 

То же

 

3 Переборы грунта (мм) против проектного поперечного профиля выработки при разработке грунта механизированными способами:

 

 

 

Измерительный, каждая заходка, журнал горных

работ, журнал маркшей-

дерских работ

 

– роторным исполнительным  органом

 

+ 50

 

 

 

– исполнительным органом  избирательного действия, а также при проходке тоннеля (перед чертой), ствола и штольни (за чертой), буровзрывным способом в грунтах с пределом прочности на одноосное сжатие, МПа:

 

 

 

 

 

 

 

 

< 40

 

+ 100/+ 75

 

То же

 

 

 

 

 

 

= 40 -120

 

+ 150/+ 75

 

 

 

 

 

 

 

 

> 120

 

+ 200/+ 100

 

 

 

– при выравнивании контура выработки ручным инструментом

 

+ 50

 

 

 

Примечание   – Переборы при разработке лотковой части  профиля в нескальных грунтах не допускаются. 

 

 

 

 

 

4 Величина оставляемых в пределах сечения монолитной бетонной обделки выступов скального грунта (по нормали к поверхности обделки),  превыша-

ющего по прочности на сжатие прочность бетона в 1,5 раза и более, мм

 

100

 

Измерительный, в отдель-

ных случаях, журнал  горных работ

 

5 Наличие следа шпуров на части обнажившейся поверхности грунта в выработке при контурном взрывании, не менее, %

 

75

 

Измерительный, каждая заходка, журнал горных работ

 

6 Суммарное расхождение осей в плане и профиле при проходке тоннеля или штольни встречными забоями при длине до 3 км, мм

 

± 100

 

Измерительный, каждая сбойка, журнал маркшей-

дерских      работ

 

7 Доля (%) проектной прочности бетона забетонированного свода, при достижении которого следует приступать к дальнейшей  разработке средних штросс, ядра и боковых штросс в грунтах с пределом прочности на  одноосное сжатие, МПа:

 

 

 

Лабораторные испытания, каждая заходка, журнал горных работ

 

 

 

 

менее 40

 

100

 

 

 

 

 

 

    

 

= 40 и выше    

 

75

 

 

 

Устройство котлованов

при открытом способе работ

 

 

 

 

 

8 Положение свай на уровне дна котлована, мм

9 Положение расстрелов, анкеров и нагелей в плане и по высоте, мм 

 ±150

 

±100

 

Измерительный, каждая свая, шпунтина, каждый расстрел, анкер, нагель, журнал маркшейдерских работ

 

10 Отклонение ширины берм у стен разрабатываемого  котлована, мм

 

+ 100

 

Измерительный, каждая захватка, журнал марк-

шейдерских работ

 

11. Отметка дна котлована при планировке вручную, мм

 

± 10

 

То же

 

12. Вертикальность стенок  траншеи при методе “стена в грунте”

 

 ±0,01 глубины траншеи

 

 

Устройство монолитной

бетонной и железобетонной

обделок тоннелей,

шахтного ствола

 

 

 

 

 

13 Внутренние размеры (в свету) монолитной бетонной и  железобетонной обделок тонне-

лей любого очертания, мм

 

 ±50

 

Измерительный, каждая секция, журнал маркшей-

дерских работ

 

14 Несовпадение внутренних  поверхностей примыкающих  участков бетонирования  монолитной обделки (уступы), мм

 

20

 

То же

 

15 Местные неровности монолит-

ного бетона при проверке  двухметровой рейкой (при   криво-

линейной поверхности   –   по

образующей), мм

 

 

 

 

 

–   в пределах секции

бетонирования

 

5

 

 

 

–   при набрызг-бетонировании

 

15

 

 

 

16 Отклонение от проектного положения оси и по высоте арки, используемой в качестве элемента постоянной обделки, мм

 

± 20

 

Измерительный, каждая арка, журнал маркшейдер-

ских работ

 

17 Отклонение в расстоянии между арками (L), используемыми в качестве элементов постоянной обделки

 

 ±0,05L

 

То же

 

18 Отклонение в расстоянии между анкерами (L), используемыми для постоянного крепления выработки

 

± 0,1L

 

Измерительный, каждый анкер, журнал маркшей-

дерских работ

 

19 Отклонение стенок монолитной

обделки шахтного ствола по радиусу от центра ствола, мм

 

 ±25

 

Измерительный, каждая заходка, журнал маркшей-

дерских работ

 

20 Величина уступов на контактах смежных заходок шахтного ствола с монолитной обделкой, мм

 

30

 

То же

 

Монтаж сборных обделок

кругового или криволинейного

очертания

 

 

 

 

 

21 Отклонение по радиусу от оси тоннеля или притоннельного сооружения, мм

 

 

 

Измерительный, каждое кольцо, журнал маркшей-

дерских работ

 

– металлической обделки при диаметре или линейных размерах:

 

 

 

 

 

до 6 м

 

± 15

 

 

 

более 6 м

 

± 25

 

 

 

– железобетонной обделки при диаметре или линейных размерах:

 

 

 

 

 

до 6 м

 

± 25

 

 

 

более 6 м

± 50

 

 

 

22 Смещение плоскости колец, мм

 

 

 

Измерительный, каждое кольцо, журнал маркшей-

дерских работ

 

– металлической обделки при диаметре или линейных размерах:

 

 

 

 

 

до 6 м

 

± 15

 

 

 

более 6 м

 

 ±25

 

 

 

– железобетонной обделки при диаметре или линейных размерах:

 

 

 

 

 

до 6 м

 

 ±25

 

 

 

более 6 м

 

 ±50

 

 

 

Примечание  – Требование не относится к водонепроницаемым тоннельным обделкам, воспри- нимающим давление воды более 1 атм, для которых степень точности сборки устанавливается специально составленными  техническими условиями.

 

 

 

 

 

Монтаж сборных обделок

прямоугольного очертания

 

 

 

 

 

23 Отклонение отметок верха лотковых блоков, мм:

 

 

 

Измерительный, каждый элемент, журнал маркшей-

дерских работ

 

– для тоннелей

 

– 10, + 20

 

 

 

– для штолен и прочих сооружений

 

± 20

 

 

 

24 Отклонение положения  лотковых блоков в плане, мм

 

± 25

 

То же

 

25 Отклонение отметок нижних поверхностей плит перекрытий, мм:

 

 

 

 

– над путями или проезжей частью

 

+ 20, – 10

 

 

 

– на прочих участках

 

± 20

 

 

 

26 Отклонение в расстояниях между осями стеновых блоков, колонн, ригелей, плит перекрытия, мм

 

± 20

 

 

27 Положение оси фундаментного блока в плане, мм

 

 ±10

 

 

28 Отметка дна стакана фундаментного блока, мм

 

– 20

 

 

29 Отклонение колонн и стеновых блоков от вертикали

 

0,002 высоты элемента, но не более

 ±25 мм

 

 

30 Допуски на положение опускной секции подводного тоннеля после окончания опускания (погружения), мм:

 

 

 

Измерительный, каждая секция, протоколы по опусканию секций, журнал маркшейдерских работ

 

– в плане и профиле для первой и второй секций

 

± 10

 

 

 

– в плане и профиле для остальных секций

 

 

± 50

 

 

 

 

Примечания:

1. Арматурные, опалубочные и  бетонные  работы, защиту тоннельных конструкций  от коррозии  и  вредных воздействий окружающей среды выполняют, руководствуясь соответствующими строительными  нормами и правилами. 

 

2. Производство неуказанных строительно-монтажных работ, проходку тоннелей и других подземных сооружений  с применением  специальных способов  (замораживание, водопонижение,   дренаж,  инъекционное укрепление грунтов,  опережающие защитные экраны  из  труб и др.), нагнетание растворов за тоннельную обделку, набрызг-бетонирование,  герметизацию стыков  и  отверстий  сборной  тоннельной обделки при  закрытом способе строительства, гидроизоляцию тоннелей, сооружаемых открытым способом, геодезическо-маркшейдерские работы выполняют в соответствии  с действующими  нормативными  и   рекомендательными документами отраслей, ведомств, фирм или других организаций.

                 

 

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал