Для любого японца понятие «сад» наполнено особым смыслом. Их трепетное отношение к саду берет свое начало еще в древней истории Японии, когда согласно религиозным представлениям все живое было наделено душой, ками. Способность оценить красоту растения, цветка или камня с тех пор стала одной из важнейших эстетических норм в Стране восходящего солнца. Вне зависимости от размеров, сад необходим японцам как воздух. Сад изящных искусств, появившийся под влиянием Европейской культуры, проникшей в Японию во второй половине XIX века, стал составлять серьезную конкуренцию традиционным японским садам.
Освоив европейские стили садово-паркового искусства, японцы стали использовать их наравне с собственными исторически сложившимися типами садов для дополнения архитектурных ансамблей. В арсенале японских архитекторов появились новые композиционно-образные идеи, получившие в дальнейшем разностороннее использование и, конечно, подвергшиеся творческой трансформации. Синтез архитектуры и садового искусства в Стране восходящего солнца достиг пика своего развития к концу XX столетия, когда начали появляться совершенно новые виды архитектурно-ландшафтных форм, отличающиеся своим техническим, пластическим, композиционным решением от всего, что было создано ранее.
«Сад изящных искусств» был разработан Тадао Андо в 1994 году, он занимает площадь 0,3 гектара. Размещение сада в Киото предопределило особые требования к проекту. Очень сложно соперничать со знаменитыми на весь мир садами Киото, созданными для сосредоточения и медитации, для любования природными пейзажами. Андо нашел свой, неповторимый вариант сада, спроектировав его при полном отсутствии традиционных составляющих сад элементов. Его авангардный «Сад картин» пополнил всемирно известную коллекцию различных видов и типов садов древней столицы Японии.
Архитектор спроектировал трехуровневое бетонное сооружение, предназначенное для созерцания, но не красоты природы, а копий великих произведений выдающихся художников разных культур и эпох, которые являются ценностью мирового наследия. Основную экспозицию составляют восемь картин. Они были переведены фотографическим образом на керамические пластины, устойчивые к коррозии и выцветанию.
Андо здесь, как и во многих других своих произведениях, снова работает на контрастах, создавая синтез бетонных плоскостей и природной среды, строгой геометрии форм и затейливой траектории движения, света и тени. Трехуровневое сооружение не получило перекрытий. Расположение сада под открытым небом продиктовано не только стремлением передать древние законы садового искусства, но, прежде всего, желанием создать естественное освещение, необходимое для правильного восприятия живописных полотен.
Основная часть сада-музея расположена ниже уровня земли. Такой подход помог сохранить в неприкосновенности ботанический сад, расположенный по соседству, и включить его растительность в композицию «Сада изящных искусств». Видовые точки созданного музея под открытым небом включают не только панорамы зеленых ландшафтов с редкими породами деревьев, но и пейзаж горы Хигасияма, мягкие очертания которой с древности считались символом женственности в Японии.
Именно архитектурное использование пространства в саду составляет главную причину его популярности. Зрителя проводят через серию аллей, окруженных бетонными и стеклянными панелями. Через все три уровня проходит экран с водопадом, благодаря чему шум воды слышен в самых отдаленных уголках сада. На каждом уровне галереи размещены уступы, по которым стекает вода и оформлены декоративные бассейны. Верхняя, средняя и нижняя галереи «Сада изящных искусств» связаны между собой мостами, дорожками, переходами.
Тщательно продуманный план предусматривал многочисленные пересечения бетонных стен, что привело к сложной организации пространства сада. Столь любимая Андо режиссура передвижений посетителей с раскрытием различных видовых перспектив в этом произведении также хорошо видна. Несмотря на довольно небольшую площадь «Сада изящных искусств» посетитель, желающий все посмотреть, отмеряет километры, восхищаясь интересными ракурсами и открывая для себя неожиданные повороты. Такая обманка в формировании пространства является отличительной особенностью традиционного японского сада. Ее можно назвать «удлинением пространства»каждого полотна и их последовательное раскрытие перед зрителем. Большинство репродукций размещено на керамических панелях, способных выдержать, не потеряв своих свойств, любые погодные условия. Одно из импрессионистских полотен Клода Моне, «Водяные лилии. Утро», представлено особым образом: в стеклянном боксе, на дне бассейна. Картина, расположенная под водой, сразу приковывает к себе взгляды всех посетителей. Для нее было выбрано открытое пространство, залитое солнечным светом, что сразу сделало это место центром притяжения людей.
В глубине сада, между двумя водопадами, представлена копия фрески Микеланджело «Страшный суд». Особое внимание было уделено масштабу: он должен был быть таким же, как и масштаб оригинала в Сикстинской капелле. Но желание подчеркнуть величие знаменитого произведения привело к тому, что копия в «Саду изящных искусств» достигла 1430 сантиметров в высоту. Для формирования огромной фрески понадобилось 110 керамических панелей размером 60 см на 3 м каждая. К стене с фреской подводят галереи всех трех уровней, с которых можно как окинуть взглядом полотно целиком, так и рассмотреть детали.
Репродукция картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» помещена на плите, окруженной бассейном. Водная гладь бассейна отражает полотно и в то же время не позволяет посетителям подойти к картине на более близкое расстояние. Автор и в этом случае выступает режиссером, подсказывая наиболее оптимальный ракурс для созерцания произведения целиком.
В «Саду изящных искусств» представлены также репродукции картин импрессионистов и постимпрессионистов Ван Гога, Ренуара, Сёра, одного из первых японских мастеров монохромной живописи тушью Тоба Содзё, китайского живописца династии Сун Чжан Цзэдуаня. Своеобразным разделительным элементом при переходе от одного произведения к другому является вода. Любимая стихия Андо представлена здесь во всех ипостасях. Посетителей окружают бассейны, искусственно созданные речки и самые настоящие водопады.
Зрителю, вынужденному для правильного восприятия столь разных полотен переноситься в своем сознании сквозь пространство и время, помогает вся атмосфера сада. Простота конструкции и нейтральная цветовая гамма, использованная Андо в постройке, являются идеальным обрамлением для представленных на выставке полотен. А шум воды, слышный из любого уголка сада, помогает создать идеальное настроение, необходимое для созерцания.
Пространство всех трех этажей сада очень выразительно. На самом нижнем ярусе, под землей, водная стена контрастирует с зеленью, окружающей постройку Андо наверху. Зелень и вода обрамлены бетонными панелями, которые дополнят прозрачные зеленые перила. Необычная железобетонная опора для верхнего яруса, возможно, была вдохновлена к жизни узлами или сочленениями на бамбуковом стволе.
«Сад изящных искусств» является прекрасным примером пространства, созданного по правилам и в духе традиций японских садов дзен. Сад Тадао Андо умно и изящно соединяет просветительскую функцию с древним принципом созерцательности, помогая пересмотреть обыденные представления о том, из чего состоит сад, и вернуть людям способность видеть главное — для чего создан сад.