Австрийские архитектурные звезды мирового масштаба Вольф Прикс и Хельмут Свичински спроектировали не одно здание для родной столицы, и каждое из них теперь заслуженно считается местной достопримечательностью. Несмотря на то что жилые и офисные комплексы, в отличие от музеев и исследовательских центров, которыми в последние годы нас поражали Coop Himmelb(l)au, куда менее пригодны для пространственных экспериментов, «строители неба» придумали, как деконструировать и их. Здание на Шлахтхаусгассе, как и большинство работ этих авторов, – конструктивный ребус, или ребус деконструкции, впрочем не столь сложный, как кажется на первый взгляд.
Общие данные
объект: офисное и жилое здание на улице Шлахтхаусгассе
расположение: Schlachthausgasse 30, Вена, Австрия
заказчик: ProjektierungsgesgmbH (офисный корпус А1), GPA WBV (жилой корпус А2)
архитектура: Coop Himmelb(l)au
архитектурное сопровождение: Joaquín Casariego Ramírez y Elsa Guerra Jiménez
подготовка рабочей документации: Josef Weichenberger
разработка конструкций, управление проектом, авторский надзор: Fritsch, Chiari & Partner
конкурс: январь 2000 г.
проектирование: 2001 г.
начало строительства: апрель 2003 г.
завершение строительства: май 2005 г. (корпус А2), июль 2005 г. (корпус А1)
общая площадь участка, кв. м: 6 076
общая площадь застройки, кв. м: 3 580
этажность: 11 (из них 3 подземных
[градостроительная справка]
■ Здание занимает сильно вытянутый, почти треугольный участок на юго-востоке тихого района Ландштрассе, практически в самом центре Вены. Главной здешней достопримечательностью является дворец Бельведер, в котором размещается один из главных венских художественных музеев – Австрийская галерея. Здесь же расположены два центральных кладбища, где похоронены наиболее известные австрийцы, причем на обоих присутствует надгробие Моцарта. Кроме того, именно в этом районе стоит растиражированный на открытках разноцветный дом Фриденсрайха Хундертвассера и модернистское здание, спроектированное философом Витгенштейном для своей сестры.
Чтобы решить, что именно следует построить на этом участке вместо больницы, власти Вены провели специальное исследование, в ходе которого выяснилось, что район ощущает острую не-хватку как жилья и офисов, так и общественных зон. Сообразуясь с этой программой, власти организовали закрытый конкурс на выбор проектировщика, в котором заказ и достался Coop Himmelb(l)au. Фактически архитекторы спроектировали два здания, соприкасающиеся торцевыми брандмауэрными стенами, разместив в одном жилье, а во втором офисы и общественные пространства. Формально у этих зданий даже два отдельных технических заказчика.
Первый представляет собой Жилищно-коммунальный союз для частных служащих, второй – строительную компанию ProjekterrichtungsgmbH, которые, впрочем, относятся к одному и тому же частному фонду GPA. Две из трех организаций, занявших теперь офисную часть, также являются подразделениями этого фонда: GPA-DJP-ServiceCenter и его венским филиалом. Необходимо также сказать, что команда заказчик–архитектор–конструктор, работавшая над этим проектом, уже имела удачный опыт сотрудничества – известная всем реконструкция «Газгольдера В» выполнена этой же триадой. И результат достигнут подобный: нынешнее здание получилось не менее любопытным, в нем полно всевозможных архитектурных аттракционов. Авторы придумали довольно-таки сложную пространственную композицию: кажется, будто на участке расположено то ли четыре, то ли пять различных сблокированных зданий, а не одно длиной 175,5 м.
На юге, в самом углу участка расположена часть, названная проектировщиками «головой». Это простой прямоугольный объем, конструктивно представляющий собой отдельное здание, длина фасада которого по Шлахтхаусгассе составляет 23,5 м. По трем его сторонам возведена привлекающая внимание конструкция, в косых направляющих которой словно бы запутались балконы «головы». Эта «клетка» – самонесущая и выполнена на основе стального каркаса, который не служит опорой ни для каких частей здания. Каждая ее секция представляет собой единый кусок металла; их сечения варьируются от 100х100 см до 100х60 см, все узлы и сварены, и свинчены. При разработке конструкции архитекторы позаботились не только о защите от окисления, что естественно, но и покрыли ее специальным составом, отпугивающим голубей. Установку производили при помощи мобильного крана уже после возведения самого здания.
Два нижних этажа здесь занимают огромные холлы, где жители дома могут организовывать как камерные посиделки, так и большие совместные праздники (полезная площадь – 450 кв. м). На обоих этажах предусмотрены кухня и санузлы. Вход с улицы в нижнее пространство удачно завуалирован небольшой декоративной стенкой, украшенной барельефом. Тамбур первого этажа, в свою очередь, скрывает от пешеходов Шлахтхаусгассе лестницу, ведущую на второй этаж. Начиная с третьего этажа, в этой части находится жилье, по две квартиры различной площади на один лестнично-лифтовой холл. Так же сгруппированы квартиры и вокруг шести небольших холлов следующей после «головы» части. Лестницы четко артикулированы на фасаде со стороны Шлахтхаусгассе: они вынесены в вертикальные короба, при том, что стены самих квартир наклонны.
Графически объемы наполняют горизонтальные полосы внешних жалюзи. Кстати, вертикали заодно воспринимают основные горизонтальные нагрузки. Интересно, что при наличии такого количества лестниц и лифтов у жилого здания имеется всего один главный вход, от которого к нужному лифту придется пройти по длинному коридору мимо многочисленных общественных помещений. Всего в здании 82 муниципальные квартиры, различающиеся количеством комнат, размерами балконов, конфигурацией и, естественно, площадью, которая кверху уменьшается, поскольку наружные стены, как было уже сказано, наклонены внутрь. На последнем этаже размещены самые маленькие квартиры. Они занимают не всю площадь этажа, зато их жильцы имеют возможность пользоваться большими открытыми террасами, которые организовали на крыше, предусмотрительно снабдив перголами.
А еще в здании имеется одна двухэтажная квартира с винтовой лестницей, также обладающая собственным выходом на террасу. Во всем этом многообразии неизменна лишь вытянутость жилых единиц поперек корпуса и ориентированность на две стороны света, обеспечивающая качественное проветривание и соблюдение требований по инсоляции. По мнению архитекторов, им удалось наилучшим образом оптимизировать внутреннее пространство. Там блок ванна-кухня (кухни в большинстве случаев открытые) размещен по центральной оси здания, из-за чего каждая квартира получает четкое деление на общественную зону, выходящую на юго-восточную сторону, где шумит Шлахтхаусгассе, и приватную с противоположной стороны. Балконные ограждения создают многослойный ступенчатый рисунок, благодаря чему фасад приобретает интересную многоплановость. Внутри длинного «тела» здания, между жилым и офисным блоками, на уровне двух подземных и трех надземных этажей, размещен Молодежный центр Австрийского интеграционного фонда (Österreichischen Integrationsfonds). В его состав входят выставочный и актовый зал, а также несколько многофункциональных пространств. Он, как и положено «представителю молодежи», по своим планировкам и интерьерам несколько безумен, здесь все наперекосяк.
Блок как бы распирает окружение из чинных офисов и тихих квартир, в результате чего с обеих сторон дома из фасадов вылезают отдельные «куски» Центра. Главной достопримечательностью общественной части и, пожалуй, всего здания в целом является перекошенный объем выставочного зала, выламывающийся из тела основного здания и наиболее ярко выдающий авторство Coop Himmelb(l)au. Он, как рояль в кустах (кстати, ярко-красного цвета), скрывается среди деревьев Кляйнгассе. Длина консоли варьируется от 10,5 м до 12,5 м. Основными несущими элементами этой «слуховой трубы» являются ее боковые стены с переменной высотой 5,5–10 м, которые продолжаются в интерьере, углубляясь в тело здания на 5,5 м. Таким образом, расширяющийся раструб достигает нулевой отметки и передает нагрузку на опоры подвальных этажей.
Чтобы избежать обвисания консоли, конструкторы дополнительно усилили фундамент данной зоны, а сверху нагрузили все это несколькими этажами офисов. Кроме того, на соседних осях 13 и 17 по обе стороны от «трубы» установлены поперечные железобетонные рамы, соединенные обвязочной балкой (h – 50 см). Такие же есть и в офисной части. Со стороны Шлахтхаусгассе входы в офисы и в Молодежный центр объединены, но в центр можно попасть и из-под «трубы». Заявленные этим элементом косые продолжаются в интерьере – посреди пространства первого этажа параллельно стенам, пришедшим снаружи, установлена лестница. На втором этаже она приводит к двусветному актовому залу, на третьем, проходя над нижней наклонной плоскостью «трубы» с встроенными в нее окнами, – к двусветному же выставочному залу, чья плита перекрытия соединяется мостиком с балконом актовой части.
Любопытно, что этот балкон можно изолировать от зала при помощи специальных окон, закрепленных на верхних горизонтальных петлях. На главном фасаде актовый зал тоже выдается вперед относительно основной плоскости, хотя и не так эффектно, как выставочный. Тем не менее, опасаясь смещения моментов, консольную часть бетонировали уже по возведении основной рамы в осях 13–17. Пластическая игра поддержана ярким цветом, в который выкрашены бетонные элементы, обрамляющие «экран» сплошного остекления зала. Выше, на следующих этажах, общественный блок сменяется офисной частью. С четвертого этажа через остекленную часть стены офисные работники могут заглянуть на выставку.
Тут, как и в жилом блоке, при кажущемся единообразии можно обнаружить помещения различной конфигурации и площади, что отражено в фасадном решении в виде двухэтажных выступов с такой же красной окантовкой и сплошным остеклением, как и у актового зала. Эти элементы создают дополнительную дробность протяженных стен по обеим улицам. Ту же тему – создание иллюзии наличия на одном участке нескольких домов – поддерживает отступающий на 8 м вглубь блок главного входа в офисно-общественную часть. Если разобрать это здание на составные части, то можно найти много «фирменных» элементов Coop Himmelb(l)au, вроде наклонных наружных рам, вырывающихся из прямоугольного тела косых плоскостей или рваного ритма балконов. Однако все вместе складывается в оригинальную и органичную картину, что отметает возможность упрекнуть мастеров в тиражировании собственных проектов.