Ступы и чайтьи
Одни из самых ранних архитектурных сооружений Индии, сохранившихся поныне, связаны с буддизмом – религией, возникшей в Древней Индии в VI-V вв. до Р. X. Когда возникла необходимость хранить буддийские святые реликвии, стали строить ступы и чайтьи. Ступа – это прежде всего хранилище святыни и ведет свое происхождение от могильных холмов. Создавались и мемориальные ступы, в честь лиц или событий, чтимых буддистами. Со временем появилась необходимость в помеще-нии для реликвий и самих молящихся.
Ступы
Ранние ступы сооружались в виде земляной насыпи или из кирпича-сырца. Со временем выработалась форма ступы в виде полусферы на квадратном возвышении. Сверху ступа завершалась реликварием и символическими зонтами, символизирующими различные части вселенной. Сооружались ступы и отдельными лицами по обету, поэтому рядом с большими могли находиться ступы меньших размеров.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Ступа обносилась оградой с четырьмя воротами – торанами, ориентированными по сторонам света. Иногда они имели простую форму и состояли из двух столбов, соединенных архитравом, но часто ворота украшались рельефами со сценами, из жизни Будды, как, например, ворота ступы монастыря в Санчи.
Отделка
Ранние ступы были совсем простыми, более поздние богато декорировались скульптурой, резьбой по камню, особенно ступы II-III вв. до Р. X. Так, эта ступа из Аравати в Декане богато украшена скульптурой со сценами из жизни Будды, медальонами, венками.
Прадакшинапатха
Внутри ограды проходила дорожка – прадакшинапатха, по которой совершалась церемония обхода ступы с молитвами. Для этих целей служила чайтья, буддийский храм-молельня в которой совершался обряд поклонения ступе. Чайтьи строились из дерева и кирпича, но до наших дней дошли только вырубленные в скалах.
Ведика – ограда, окружающая ступу. Она обозначает границу священной территории и часто богато украшена медальонами с вырезанными изображениями птиц, животных и мифологических фигур.
Стамбхи
Существовала традиция устанавливать на дорогах в наиболее оживленных местах мемориальные столбы с царскими указами и буддийскими изречениями. Это монолитные каменные столбы, завершенные скульптурой. Они назывались стамбхи ставились вплоть до XVIII в.
Над колонной часто возвышалась большая скульптурная капитель, напоминающая капители из Персеполя. На рисунке изображена капитель, относящаяся к I в., украшенная изображениями лошадей и слонов со всадниками.
Самые ранние из сохранившихся стамбхи были возведены во время правления царя Ашоки (269-232 гг. до Р. X.). По всей видимости, они опирались на деревянную основу, а сами были из камня.
Чайтьи
Наиболее почитаемыми буддийскими строениями Индии были чайтьи. Это небольшие храмы-молельни, расположенные рядом со ступами, в которых собирались верующие. По своему значению они сравнимы с романскими и готическими церквами. Чайтьи, в основном, вырубались в скале. Некоторые чайтьи имели апсиду с торцевого конца. Наиболее ранний из сохранившихся храмов относится ко II в. до Р. X. Его строители, возможно, были вдохновлены примером искусственных пещер Персии и Малой Азии. Внутреннее пространство чайтьи было обычно разделено двумя рядами колонн на основной и боковые нефы. Ступа и чайтъя, сооруженные по обету, были огорожены, а внутри ограды проходила дорожка, по которой совершали обход с молитвой.
Фронтон
Фронтоны первых чайтьи, вырубленных в скалах, были деревянными. На фасаде была одна или несколько дверей и окно, пропускающее верхний свет. Хотя фронтон данной чайтьи утрачен, в камне остались отверстия для крепления. Более поздние фронтоны вырезались в камне.
Первые чайтьи, скорее всего, строились из дерева, и ни одна из них не сохранилась. Но до нас дошли их изображения, например, приведенный здесь рисунок. Похожие строения, относящиеся ко II-III вв.
Чайтья. Карли (I в. до Р. X.)
Эта чайтья высечена в скале, но в ней сохранились деревянные стропила, прикрепленные к каменному потолку. Его план следует устоявшейся схеме: зал, разделенный двумя рядами колонн, со ступой з торцовом конце.
Ступы, стоящие в интерьере чайтий, часто были вырублены в камне и богато украшены. Свет, проходивший через главное окно, падал прямо на ступу, оставляя интерьер в полумраке. В данном случае, ступа имеет двухъярусное основание в виде барабана, и искусно выполненный деревянный зонт.
Главное окно, или солнечное окно, является неотъемлемым архитектурным элементом чайтьи. Через него проникали внутрь потоки солнечного света. Подковообразная форма окна стала повторяющимся мотивом фасадов и использовалась строителями в течение многих столетий.
Как правило, чайтьи имели цилиндрический свод, опиравшийся на столбы. Здесь представлен внутренний вид чайтьи в Аджанте. Высокий центральный неф был оштукатурен и искусно расписан.
Вихары
Одним из важных типов ранней индийской архитектуры являлись вихары, или монастыри. Они известны со II в. до Р. X. Первоначально монашеские общины не имели зданий и собирались просто в пещерах, но позднее появились монастырские постройки. Монастыри должны были жить на подаяния мирян и не вели своего хозяйства.
На их территории не было помещений для скота или складов для зерна. Крестьяне близлежащих деревень приносили в монастыри продукты. Часто монастыри вырубались в скалах. Самый знаменитый из пещерных комплексов находится в Аджанте.
Вихары – это монастырский комплекс жилых зданий. Он состоял из одноэтажных монашеских келий, расположенных по трем сторонам прямоугольного двора, в центре которого стояла ступа.
Как правило, нал дверным проходом кельи располагалась подковообразная арка, повторяющая окно чайтъи. Позднее кельи перекрывались куполообразными крышами и украшались резьбой.
Ранние пещерные вихары располагались обычно рядом с чайтъями. В это время службы проходили в чайтъях.
В V в. вихары превратились в новый тип буддийского храма. Простейший вид вихары – это зал с массивными столбами в центре и вырубленными в стене целлами со статуями Будд, с портиком-террасой со стороны входа.
Колонный зал
По мере того, как вихары становились больше и роскошнее, в их интерьере появлялись колонны, поддерживавшие перекрытия. Вначале это были четыре колонны, потом двенадцать, затем двадцать и более. В этом зале из монастыря в Аджанте колонны, а также потолок и стены, покрыты росписью.
В Гандхаре (в настоящее время – Северный Пакистан), все вихары были отдельно стоящими зданиями, построенными из камня. Монастырь в Такхт-и-Баха и включает в себя квадратный дворик со ступой в центре, дворик с нишами, жилой дворик и зал для собраний.
Веранды
В передней части большинства вихар была расположена веранда, служившая переходом между внешним миром и полутьмой вырубленного в скале зала. Именно веранда была обычно наиболее богато декорирована. Колонны украшались резьбой, а стены и потолки были расписаны фресками.
Храмы, вырубленные из камня
К VI в. сложилась пространственная структура средневекового храма. Она была характерна и для брахманских, и для джайнских, и для буддийских храмов. Ядро храма составляет святилище в форме куба с внутренним помещением гарбхагриха для статуей божества. Над ним возвышается башенная пирамидальная надстройка – шикхара. Зал для молящихся – мантапам примыкает к святилищу. Вход в мантапам оформляет портик. Форма шикхар определяла основные типы храмов. Двумя главными были дравидийский (от древних поселенцев Индии – дравидов), распространенный на юге Индии, и индоарийский, характерный для Северной Индии. Третий тип, чалукийский, представлял собой смесь двух предыдущих и был распространен в Центральной Индии.
Ратхи
Принципы архитектуры дравидийского типа были заложены в храмах Махабалипурама, в VII в. Монолитные храмы – ратхи (буквально – колесница воина, или повозка для процессий) были высечены из валунов.
Для храмов Южной Индии дравидийского типа характерна возвышающаяся над святилищем шикхара в виде ступенчатой пирамиды, завершенной многогранным куполом.
В плане дравидийские храмы оставались простыми. Они состояли из одного квадратного помещения с колоннами.
Пещера Индра Сабха в Эллоре (IX в.).
Пластическое убранство храмов в Эллоре очень разнообразно и богато. Храмы близки к дравидийскому типу. Самый изящный из них – пещерный храм Сабха, показанный на рисунке слева. Колонны украшены резьбой в виде листьев, напоминающей греческий акант.
Колонна со львами в Мамаллапураме (VII в.)
Эта дравидийская резная колонна типична для Мамаллапурама. В основание колонны скомпонована фигура сидящего льва – это символ правившей в то время династии Паллавов. Поверх подушки расположены раскрытый лотос и широкая тонкая абака.
Храм Кайласанатха в Эллоре (VIII в.)
Этот храм, высеченный из камня, демонстрирует уже вполне сложившуюся композицию храмов дравидийского типа. Это один из самых совершенных храмов своего времени.
Скульптура Вишну, одного из наиболее почитаемых божеств, обычно есть в каждом брахманском храме. Здесь, в одном из самых ранних дравидийских храмов в Бадами, Вишну изображен сидящем на пятиглавом змее.
Храмы: расположение и интерьер
Планы индийских храмов всегда тщательно выверялись. Считалось, что правильные пропорции здания находятся в гармонии с Вселенной и могут привнести порядок в общество. Храмы были ориентированы с востока на запад, на восходящее и заходящее солнце, их устройство основывалось на геометрической диаграмме. Изначально все храмы состояли из простого святилища, часто с отдельно расположенным портиком с колоннадой. Со временем святилища становились все более богато украшенными, их башни становились все выше, а портик превратился в зал, соединенный со святилищем. Храмы на севере, юге и в центре Индии стали различаться в V-VII вв., дав начало трем основным типам.
Башни и крыши
Над гарбхагрихой снаружи возвышалась башня – шикхара. Крыша мантапы была ниже и, обычно, пирамидальной формы. Мантапама, показанная на рисунке справа, имеет крышу, характерную для Ориссы, для индоарийского типа параболических очертаний с амалакой наверху.
Святая святых индуистских храмов являлась гарбхагриха (комната-лоно), где располагалось изображение божества. Иногда между святилищем и мантапамом имелось промежуточное помещение – антарала.
Стиль колонн и столбов, использовавшихся в интерьерах индийских храмов, главным образом в мантапамах, развивался постепенно, в течение сотен лет. Данный пример относится к XVII в., когда резьба стала крайне богатой и разнообразной, с излюбленными дравидическими каплевидными висячими украшениями капители.
В Ориссе сохранилась характерная группа храмов X и XI вв. Они следовали северной традиции, с параболической шикхарой и амалакой – приплюснутым кольцом наподобие плода амалаки.
Стиль хойсала
Хотя три главных стиля преобладали в храмовой архитектуре, существовали и местные стили, получавшие свое название по имени правящей династии. Одним из них был стиль хойсала, по имени династии Хойсала. Со временем стили стали различаться не только по шикхарам, но и по композиции, строительным приемам и декору.
Центральная часть мантапам часто была перекрыта куполом, который украшался богатой резьбой. Характерным примером может служить представленный на крайнем правом рисунке джайнекий храм в Абу.
В более сложных планах храмов несколько мантапам располагались вдоль главной оси. Каждый из этих залов использовался для специальных целей, например для танцев, трапез или подношений.
В отличие от простых гарбхагрих, храмовые портики и мантапамы были очень богато украшены. Колонны с рельефами, изображающими богов и небесных существ.
Храмы: внешний вид
Очень много внимания уделялось месторасположению индийских храмов и точному соблюдению времени каждого этапа строительства. Это отражало веру в связь между храмами и космическими законами. Как правило, каменная кладка не связана раствором, но была устойчивой благодаря давящему весу блоков здания. Для того чтобы поставить камни на свои места, использовали земляные насыпи, и в некоторых случаях здания во время строительства были целиком заполнены песком или землей, которые затем убирали через дверные проемы. За строительством наблюдали главный архитектор и начальник работ, но храм расценивали как результат совместных усилий множества людей. Храмы обычно строили под патронатом могущественных царей, в результате чего архитектурные стили называли по именам династий.
Амалака
Шикхара индоарийского стиля. Она параболической формы с квадратным основанием и амалакой – приплюснутым кольцом, напоминающим плод амалаки, и на ней рас-полагалась декоративная ваза или сосуд для воды.
Самый простой способ различить два главных индийских храмовых стиля – это изучить их башни. Башни северных храмов имеют параболическое очертание, а для южных – характерны башни-виманы в виде ступенчатой пирамиды, завершенной многогранным куполом. Виманы, уподоблялась священной горе, обиталищу всех богов.
Храм в Паттадакалс, относящийся к середине VIII в., был богато украшен высокими пилястрами, скульптурными нишами и арками.
Пилястры, использовавшиеся в индийской архитектуре, были очень сходны с пилястрами Греции и Рима. Они представляли собой столбы колонны, выступающие из стены. Индий- пилястры имели капитель и основание.
Антаблемент
В индийской терминологии антаблемент известен как прастара.
Индийские скульптуры очень динамичны, их высокий рельеф делал изменения перспективы более очевидными.
Портики были щедро украшены и подобно буддийским оградам, обозначали границу между внешним миром и священным местом. Представленный на рисунке портик типичен для дравидийского стиля, так как имеет выступающий карниз, группы небольших колонн, скульптуры животных и богато украшенную платформу.
Башни чалукийских храмов
Башни храмов, построенных в чалукииском стиле, соответствовали дравидийским формам со ступенчатой пирамидой. Однако ступени были менее выражены и часто богаче украшены скульптурами.
В поздних храмах индоарийского стиля часто кроме одной большой шикхары было еще несколько малых шикхар.
Индийские храмы часто возводили на высоких платформах, благодаря которым скульптурное украшение оказывалось на уровне глаз. Платформы характерны для чалукийских храмов.
Храмовые комплексы
Последний период развития северного, индоарийского стиля пришелся на X в., но южный, дравидийский стиль продолжал развиваться в течение еще нескольких сотен лет. Период его расцвета пришелся на 1250-е гг. Многочисленные мантапамы служили для собрания молящихся. Массивные ворота иногда достигали высоты 52 м. Появился внутренний двор при храме с менее значительными святилищами. Роскошные башни над воротами демонстрировали достаток и силу, а также усиливали впечатление, производимое храмом. Во многих случаях храмовые комплексы продолжали достраиваться вплоть до XVIII в. Таким образом, индуистское строительство в течение долгого времени сосуществовало с мусульманским. Первые значительные мусульманские сооружения в Индии появились в 1100-е гг.
Гопурамы
Гопурамы – монументальные надвратные башни. Являются одними из самых изумительных строений Индии. Через них верующие попадали в священный храмовый комплекс. Основа их была каменной, но использовались еще кирпич, дерево и штукатурка. Верх часто украшался ступиками (маленькими cтупами).
В Южной Индии храмы стали ставить внутри прямоугольного замкнутого двора – пракарам. Здесь же размешались второстепенные святилища, залы и галереи для моля-щихся, бассейны для омовения.
Важной частью храмового комплекса был талар (бассейн), который использовался для омовения. Бассейн питали дождевые воды, источники или каналы. Он часто имел ступенчатые бортики. На рисунке представлен бассейн храма Рамешварам, окруженный с трех сторон колоннадой.
Джайнский храмовый комплекс (XVI в.)
Шатрунджая – джайнский храмовый комплекс, на территории которого не разрешалось селиться даже священнослужителям. Здесь на вершинах гор расположены одиннадцать ансамблей, называемых тук. Каждый тук имеет главный храм, окруженный более мелкими. Храмы были роскошно украшены драгоценными камнями, статуями, инкрустациями.
Храмовый комплекс Бубанешвар (XI в.)
Бубанешвар – древнейший религиозный центр Индии, где вокруг священного озера располагалось около семи тысяч храмов. Уцелело из них не более пятисот. Здесь главный храм с шикхарой оставался наиболее важной частью комплекса.