ОТЕЛЬ «ПУЭРТО АМЕРИКА», МАДРИД
Рейтинг пять звезд
Оператор Silken Group
Ближайший аэропорт «Барахас», 10 км
Этажность 12
Общее количество номеров 342
Количество полулюксов 22
Количество люксов 12 (все на последнем этаже)
Паркинг подземный, 644 машиноместа
Общая площадь отеля, кв. м 34 000
Общая стоимость строительства, евро 75 млн
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
1-й этаж Заха Хадид
2-й этаж Норман Фостер
3-й этаж Дэвид Чипперфильд
4-й этаж Эва Кастро и Холджер Кене
5-й этаж Викторио и Лючино
6-й этаж Марк Ньюсон
7-й этаж Рон Арад
8-й этаж Кэтрин Финдли
9-й этаж Ричард Глюкман
10-й этаж Арата Исодзаки
11-й этаж Хавьер Марискаль и Фернандо Салас
12-й этаж Жан Нувель
общественные зоны Джон Поусон
ресторан Кристиан Лиэгр
ландшафтный дизайн Гарриэт Борн и Джонатан Белл
освещение Арнольд Чен, Джейсон Бруджс
подземный паркинг Тереза Сэйпи
бар Марк Ньюсон
фасад Жан Нувель
общий архитектурный проект Фелипе Саез де Гордоа
Пятизвездочный отель «Пуэрто Америка» (Puerta America) наделал немало шума в мире дизайна, ведь это – первый пример здания, в котором каждый этаж создан по проекту одного из звездных мастеров. Гари Чанг, известный гонконгский архитектор, вскоре после открытия 30 июня побывал с инспекцией в этом мадридском отеле и провел по 24 часа в пяти разных номерах.
Рон Арад
Это наиболее интересный и смелый интерьер Пуэрто Америка. Он полностью сделан из LG HI-MACS, что создает непередаваемое ощущение – предметы словно перетекают друг в друга. Между сегментами материала не видно ни единого шва или стыка. В этом есть что-то морское – все переливается и изменяется, а граница между ванной и спальней фактически стерта. Я бы назвал работу Арада не интерьерным дизайном, а индустриальным. Такой подход позволил создать больше пространства в каждом из помещений и разместить немало полезных вещей, особенно в ванной, где удалось расположить сразу две раковины, ванну для двоих и большой полотенцесушитель. Функциональные зоны в спальне расположены по принципу карусели, в центре которой – круглая кровать. Мне понравилось, что вместо стандартного плазменного телевизора, который используется в номерах на других этажах отеля, Арад предусмотрел проекционный – это напомнило мне мою квартиру в Гонконге.
Хавьер Марискаль
Обычный прием расположения кровати поблизости от окна позволил создать просторную зону у дивана. Архитектору также удалось сделать достаточно объемной ванную комнату. Явным достоинством номера стали графические изображения на многих элементах – от многоцветной половой плитки и фабрично изготовленных пластиковых мебельных панелей до постельного белья и ковра. Я бы назвал этот интерьер чересчур смелым, но при этом достаточно комфортабельным. Сюрпризом для меня стал дневной свет в туалетной комнате, проникающий туда сквозь жалюзи на двери.
Арата Исодзаки
Идеальная комната для съемок Kill Bill-3. Исодзаки очень умело включил в интерьер национальные японские элементы, в частности ванну из кипариса и раздвижные модульные окна, а традиционные замысловатые ткани использовал в качестве постельного белья и покрывала. Номер очень театрален и построен на контрасте насыщенного черного цвета спальни и белой ванной комнаты. Это держит нервы в постоянном напряжении – через некоторое время чувствуешь себя немного уставшим. Сложно даже представить, что будет ощущать постоялец через несколько дней пребывания здесь. Даже в этом достаточно скромном интерьере очень заметна тяга Исодзаки к двусмысленности и пространственным коллажам. Мое предостережение: потратьте минимум 15 минут на проверку личных вещей и багажа – если они черные, как и мои, то запросто могут потеряться.
Дэвид Чипперфильд
Это наиболее сдержанный интерьер с точки зрения цвета, материалов и в особенности пространственных эффектов. Его основа – терракотовые плитки 7х21 см и 1 см толщиной, которые покрывают пол, формируют основание кожаного дивана и кровати. В основном Чипперфильд использовал черный и белый цвета, сделав акцентом синий потолок. Хотя этот интерьер кажется слишком прямолинейным и строгим по сравнению с проектами Арада и Хадид, его автору удалось добавить объема, которого обычно так не хватает стандартному гостиничному номеру площадью менее 30 кв. м. Особенно это касается ванной, а также пространства у дивана и стола. Очень удачна работа с деталями, позволившая избавиться от необходимости дополнительных декоративных приемов и разнообразить несколько монашескую обстановку
Заха Хадид
Для меня очень много значит проект Хадид «Пик Гонконга», который я изучал на втором курсе университета. Это невероятно – находиться 24 часа в созданном ею интерьере. Эффект воздействия перетекающих пространств усиливается использованием LG HI-MACS, качество работы с которым просто уникальное – швы практически незаметны. Я бы сказал, что по сравнению с номером Арада этот интерьер дает еще больше объема различным зонам, стирая границы между ними и создавая еще более сильное ощущение многомерности. Это позволило сделать большую раковину, а ванна превратилась в небольшой бассейн. Правда, было бы здорово, если бы вода падала водопадом сверху, а не текла из обычного смесителя. Предметы «вырезаны» из одного материалаи словно звучат в унисон – от небольшого мусорного ведра до элементов потолка, от входной двери с информационным табло до кресла. Возможно, здесь недостаточно пространства, которое можно было бы назвать плоским. Ты будто погружаешься в новый мир и теряешь ориентацию – ощущения просто мистические. Поэтому будьте осторожны – очень легко удариться головой о какой-нибудь выступ.
Фасад Жана Нувеля
Как часто бывает в проектах Нувеля, фасад становится информационным экраном. На этот раз на подобное решение француза вдохновило стихотворение Поля Элюара «Свобода», которое архитектор перенес на оконные жалюзи. Стихотворение достаточно большое, а на жалюзи одного окна помещается лишь несколько слов, из-за чего полностью его прочитать не так-то просто. Возможно, в этом и заключался трюк Нувеля – проходящий мимо фасада наблюдатель каждый раз будет добавлять новые строки к уже известным. Мне нравится это бескомпромиссное решение – использовать жалюзи на всем фасаде. Это дает ощущение временности структуры и необходимости изменений, которые проявляются, как только постоялец регулирует их расположение. В результате и днем, и ночью человек сам может изменить фасад.
Резюме
Отель «Пуэрто Америка» не только позволил исследовать архитектурные стандарты гостиничного бизнеса, но и стал настоящим музеем современного дизайна. Несомненно, в этом большая заслуга девелопера из Silken Group, давшего практически полную свободу действий дизайнерам, которые, правда, нарушили некоторые неписаные правила. В частности, Джон Поусон, разработавший интерьер вестибюля, сыграл достаточно злую шутку с постояльцами. Его невероятно красивая круговая скамья из камня при ближайшем рассмотрении оказывается небольшим искусственным ручьем – думаю, немало ничего не подозревающих путешественников промочили свою одежду. К тому же даже «продвинутым» пользователям отелей, особенно если они очень устали с дороги, будет непросто разобраться с тем, как применить те или иные интерьерные новшества. Отдельных комплиментов заслуживает работа Терезы Сэйпи, спроектировавшей интерьер подземного паркинга в духе концепции «тотального дизайна», объединив архитектурный и дизайнерский подходы. Помимо уже сложившейся практики создания творческих групп звезд, проектирующих здания, поселки или городские районы, я бы предложил более интересную и эффективную форму взаимодействия. На мой взгляд, в подобные акции стоит вовлекать более молодых архитекторов, небольшие проектные бюро, художников и представителей других специальностей, а также студентов, поддержанных опытными специалистами страны, в которой пройдет стройка. В любом случае подобное должно управляться авторитетным мастером, устанавливающим правила игры, роль которого на себя часто берет гуру японской архитектуры Арата Исодзаки.