В середине сентября в Казанском государственном архитектурно-строительном университете состоялся XV международный смотр-конкурс лучших дипломных проектов по архитектурно-художественным специальностям. В рамках смотра прошло несколько семинаров и «круглых столов», конференция «Вектор архитектурного образования – рациональный прагматизм или концептуальные фантазии», но главный интерес представляла сама выставка, на которой были продемонстрированы избранные работы выпускников архитектурных вузов по специальности «Архитектура и дизайн».
Количество участников заметно выросло – в прошлый раз, когда смотр-конкурс проходил в Томске, было представлено 336 работ. Впрочем, члены жюри отметили практически полное отсутствие коммерческих вузов как недостаток, не позволяющий сформировать абсолютно объективное представление об удачах и промахах сегодняшней архитектурной школы. С другой стороны, даже представленное количество работ освоить тяжело, и увеличение количества вузов-участников, скорее всего, заставит сократить численность их представителей. Тем не менее, увиденное на смотре-конкурсе вселяет оптимизм. Студенты выдают настолько интересные результаты, что возникает даже обманчивое ощущение, будто проблема изменения системы образования архитекторов неактуальна. В то время как в реальной жизни мы до сих пор не можем расстаться с обидным понятием «провинциальная архитектура» в смысле отсталости от основных мировых тенденций. При взгляде на студенческие работы мысли о провинциальности той или иной школы не возникает.
Естественно, какие-то дипломы выглядели сильнее, какието – слабее. Разумеется, работы бакалавров, проучившихся 4 года, отличались от работ студентов, окончивших шестой или седьмой курс. Снижает качество многих проектов и недостаточное знакомство с современными технологиями, материалами и конструкциями. Молодые проектировщики бросаются в крайности: либо их предложения настолько футуристичны, что все детали конструктива изображены условно, либо, если проект реален, все здания почему-то отделываются поднадоевшим уже алюкобондом – нет проработанной концепции остекления, фантазия не идет дальше окошек. Многие проекты «вытягивает» лишь хорошая осведомленность в области тенденций формообразования и, конечно, компьютерной подачи. Как это всегда бывает со студенческими проектами, во многих очевидно влияние звезд мировой архитектуры.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Были здесь работы почитателей Сантьяго Калатравы, Нормана Фостера, Захи Хадид, Даниэля Либескинда и других знаковых авторов. Кроме того, многими студентами были востребованы угадывающиеся стили и известных московских архитекторов, среди которых Член
Не секрет, что многим городам сложно дается экономически необходимый переход из индустриального века в информационный. В связи с этим хочется посетовать на отсутствие проектов, посвященных конверсии промышленных территорий. То ли такие темы вовсе не предлагаются преподавателями, то ли проекты не дотягивают до уровня, требуемого для представления на смотр-конкурс (точно известно, что в МАрхИ подобные работы выполняются не один год). Почти не было и проектов социальной направленности с ограниченными бюджетами. А вот количество исследовательских работ показывает, что студенты проявляют интерес не только к чистому проектированию, но и к научной работе, хотя востребованность практиков – архитекторов и дизайнеров – по-прежнему сохраняется. Весьма любопытны были немногочисленные, стоящие как бы особняком, но оттого вызывающие повышенный интерес дизайнерские работы: различные средства передвижения, коллекции одежды и ювелирных украшений, предложения по разработке фирменного стиля…
Уральская государственная архитектурно-художественная академия выставила даже один анимационный фильм. К сожалению, система судейства не соответствовала уровню смотра-конкурса, что отметили и сами члены жюри во главе с вице-президентом РААСН, председателем МООСАО, преподавателем МАрхИ академиком Александром Степановым. В соответствии с их собственной формулировкой, главная проблема – «размытость границ между номинациями». Получилось, что награды считают школы, но соревнуются-то проекты, а они весьма различаются по тематике и, что самое главное, выполнены на различных стадиях обучения. Первую проблему попытались решить, организовав альтернативное жюри из практикующих архитекторов, которое вручало тематические дипломы. В результате смотра-конкурса был вручен 41 диплом, некоторые сопровождались денежной премией. Несколько проектов удостоилось сразу двух, а то и трех дипломов.
При этом удивительно, что в списке лауреатов нет ни одного проекта не только промышленного или графического дизайна, но даже дизайна интерьера. Обидно, но большинство архитекторов, а жюри в основном состояло из них, до сих пор почитают свое занятие выше дизайнерского. Посмотрим, что будет на следующем Международном смотре-конкурсе лучших дипломов по архитектурно-художественным специальностям, который пройдет в Вологде.
Для нас посещение смотра стало счастливой возможностью ближе познакомиться со столицей Татарстана и ее будущими архитекторами. В один из вечеров мы представили наш журнал студентам КГАСУ. На нашу презентацию пришло около 70 человек. Еще в процессе изучения экспозиции смотра стало ясно, что казанская архитектурная школа достаточно сильна. О ее уровне можно судить по 3 работам, вызвавшим наибольший интерес актуальностью выбранных выпускниками тем и смелостью их проектных предложений.
Потенциал школы особенно важен, поскольку через несколько лет местным студентам придется столкнуться в реальности с непростой даже на первый взгляд ситуацией, сложившейся на данный момент в активно строящейся Казани. В ректорской речи, произнесенной на открытии смотра-конкурса, были такие слова: «Посмотрите вокруг – повсюду краны. Казань строится!» Так оно и есть, краны можно увидеть даже в самом центре города. Федеральные инвестиции к тысячелетию города сделали свое дело. В последние 10 лет городские власти реализовали масштабную программу по ликвидации ветхого жилья, переселив около 50 000 семей из старых деревянных домов, стоявших в центре, в новые, построенные в современных районах города. При этом почти все старые здания были снесены, несмотря на то, что многие из них представляли собой культурную и историческую ценность. На их месте стали возводиться новые здания, которые не всегда радуют архитектурную общественность своими эстетическими качествами, а также качеством строительства. Популярна здесь и практика «переодевания» и достраивания зданий эпохи советского модернизма. Ну да не это главное. Важно, что в результате столь масштабного вмешательства в сложившуюся городскую среду изменяется не только внешний облик города, но и его ткань, причем на данный момент стороннему наблюдателю сложно сказать, к лучшему ли эти изменения, поскольку масштаб потрясает.