Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Поль Андре — Жизнь и творчество

Поль Андре - Жизнь и творчество

Поль Андре говорит:

«Я всегда избегал замыкаться в рамках одного стиля или одной точки зрения: каждый проект требует особого подхода, особого поиска»

Поль Андре — зодчий с мировым именем, один из самых выдающихся современных архитекторов Франции, обладатель множества наград и бесчисленного количества премий. Поля Андре часто называют строителем аэропортов — и неслучайно. Вместе с группой проектировщиков (ADPI) он работал в большинстве крупных стран мира, создав более 40 аэропортов. Среди них аэропорт Парижа — Шарль-де-Голль, а также в Ницце, Абу-Даби, Дубае, Гвателупе, Джакарте, Бордо, Ницце, Брунее, Каире.

Строя десятки аэропортов, Поль Андре стал поэтом, а может, просто открыл в себе те качества, которые были у него всегда. Лирическое и философское отношение к своим проектам стало неотъемлемой частью работы архитектора. Он считает, что постройка аэропорта не должна ограничиваться решением функциональных вопросов. Поль Андре всегда был уверен, что аэропорт любой страны — это масштабный и яркий символ, позволяющий предъявить высокий уровень ее развития и в то же время обозначить традиции культуры.

Но каждый такой проект для архитектора — это еще и создание универсального пространства, удобного и понятного для любого человека, вне зависимости от его национальности, возраста и физических возможностей. Именно в решении этих многочисленных задач видел свою цель Поль Андре, принимаясь за работу над новым аэропортом.

Говорят, что истинным поэтом и философом может быть только серьезный математик. Поль Андре получил отличное техническое образование, он еще в детстве отличался математическими способностями, показывая прекрасные результаты в предмете. Во многом свою роль в этом сыграли наследственность и соответствующее воспитание. Будущий архитектор родился в 1938 году в Кодеране, что на юго-западе Франции. Среднее образование он получил в лицее Монтень Бордо, где преподавал математику его отец.

Начало карьеры

В 1958 году Андре окончил Политехническую школу в Париже и продолжил обучение в Национальной школе мостов и дорог Парижского технологического института. К 1961 году, получив блестящую техническую базу, он решил восполнить пробел в художественном образовании и поступил в Школу изящных искусств, в которой проучился семь лет под руководством архитектора Поля Ламанша.

Аэропорт Пудун. Шанхай, Китай

Работать молодой зодчий начал в 1968 году в компании «Аэропорты Парижа» на должности главного инженера отдела архитектуры. Талант и трудолюбие помогли ему сделать успешную карьеру. Уже в 1974 году, обретя знания и опыт, Поль Андре был назначен главным архитектором и директором проектов компании.

Когда в Китае зашла речь о строительстве нового международного аэропорта в Шанхае, вполне закономерным стал выбор Поля Андре для его создания. Одной из главных причин, конечно, был колоссальный опыт зодчего в возведении аэропортов. За его плечами к тому времени уже была работа над такими крупными международными узлами, как аэропорты в Париже, Джакарте, Сантьяго, Берлине, Афинах. С каждым новым объектом росли мастерство и известность Поля Андре.

Зал ожидания аэропорта Пудун

Еще одно детище Андре — аэропорт Абу-Даби. Это второй по величине аэропорт Объединенных Арабских Эмиратов, он справедливо считается самым динамично развивающимся в мире. Аэропорт обслуживает более десяти миллионов пассажиров ежегодно. У него три пассажирских терминала и две взлетно-посадочные полосы, способные принимать самые тяжелые самолеты на свете. Кроме того, этот аэропорт отличает высокая степень комфорта пассажиров. В 2010 году Международный совет аэропортов признал Абу-Даби лучшим аэропортом на Ближнем Востоке.

Проект по расширению аэропорта Абу-Даби, предложенный Полем Андре, предусматривал создание нового терминала. Он должен состоять из центрального корпуса и дополнительного объема. Сверху новый терминал напоминает плывущий парусный корабль.

Международный аэропорт. Абу-Даби, ОАЭ

Модернизированная транспортная система соединяет обе постройки, при этом продуманы различные варианты и пути передвижения между ними. Для посадки и высадки пассажиров архитектор спроектировал 11 мостов, расходящихся в разные стороны от основного объема. Поль Андре в своих проектах всегда уделяет большое внимание сложным системам организации движения людей. «Внутренние дороги», согласно выстроенной мастером логике, всегда пересекаются в центральном пространстве.

Новый корпус облицован стеклянными и титановыми панелями. Его художественный образ благодаря такой задумке строится на сочетании прозрачности и непрозрачности. Этот прием станет одним из самых узнаваемых в творчестве архитектора. Более или менее прозрачные части сооружения в каждом произведении Андре создают интригу кажущейся открытости здания, которая при более глубоком рассмотрении оказывается иллюзией.

Каждый из многочисленных аэропортов Поля Андре уникален и своей архитектурой, и дизайном интерьеров. В оформлении главного зала нового терминала аэропорта Абу-Даби использованы мотивы волшебного оазиса в пустыне. Центральное место в интерьере занимает «каменный цветок», поднятый над головами пассажиров. У основания он украшен золотым скульптурным декором и традиционным арабским орнаментом.

Шестиугольные элементы декора, по мере удаления от «цветка», становятся насыщенно синего цвета, что можно трактовать как символ воды, брызги которой разлетаются по всему потолку главного зала. Вода для Объединенных Арабских Эмиратов — это, без преувеличения, синоним жизни. Поэтому вода в интерьере аэропорта используется как настоящая — в фонтанах, так и в декоративных элементах.

Один из самых известных объектов-знаков Поля Андре — Большая Арка Дефанс.

Башня в ансамбле Дефанса. На переднем плане – арка Дефанса, вдали – Триумфальная арка на площади ЗвездыВ 1989 году по заказу президента Франции Франсуа Миттерана в районе Дефанс было выстроено офисное здание в виде пустого куба, ставшее, по мнению самого Миттерана, «триумфальной аркой XX века».

Поль Андре работал над такими крупными проектами, как французский терминал туннеля под Ла-Маншем, мост Берси в Париже, реконструкция стадиона «Себастьян Шарлети» в Париже и другие. Они требовали не столько художественного осмысления, сколько, прежде всего, точнейших инженерных расчетов.

Мост Берси. Париж, Франция

Ярчайший пример совмещения таланта инженера и архитектора — горнолыжный трамплин в Куршевеле. Он был построен к зимним Олимпийским играм 1992 года в Альбервиле и сразу же стал крупнейшим горнолыжным спуском во Франции. Длина трамплинов 70 и 90 метров, вместимость — около 24 000 человек. Внимание команды архитекторов, по словам Поля Андре, впервые было обращено к проблеме жесткой конкуренции, профессиональной подготовки и несгибаемой воли к достижению цели. «Нам казалось очень важным, что архитектурными средствами и механизмами возможно поощрять, направлять и определять последовательность, которая начинается от подготовки к полной концентрации и самого прыжка до спуска вниз. Сложно даже представить себе, какой стресс испытывает в это время спортсмен».

Архитектурное бюро Поля Андре

В 2003 году Поль Андре, уйдя из компании «Аэропорты Парижа», основал архитектурное бюро. В результате появились такие масштабные объекты, как Центр искусств Востока в Шанхае (2004), Центр технологии и науки в Чэнду (2006), Археологический музей в Тайюане (2007).

Мастер много работал над созданием объектов культуры. Очень часто заказчиком был Китай — страна, которая в настоящее время фактически выступает площадкой для реализации самых смелых экспериментов выдающихся архитекторов.

Оперный театр в Пекине

Крупнейшим объектом культуры Поля Андре стал Государственный оперный театр в Пекине. Его же можно назвать самой известной постройкой архитектора, к тому же самой обсуждаемой и наиболее неоднозначно воспринятой массовым зрителем. Созданию столь масштабного и значительного сооружения предшествовал международный конкурс, последний тур которого завершился в августе 1999 года. Проект Поля Андре был признан лучшим, несмотря на серьезную конкуренцию, ведь свои разработки на конкурс представили такие архитекторы, как Карлос Отт, автор Парижской оперы Бастилия, англичанин Терри Фаррелл, а также китайская группа архитекторов из университета Цинхуа.

Государственный оперный театр в Пекине

Государственный оперный театр возведен в самом центре города, недалеко от площади Тяньаньмэнь и совсем рядом с Запретным городом. Для того чтобы оставить внешнюю оболочку гигантской постройки целостной, архитектор решил для входа создать длинный туннель под бассейном, окружающим здание. Андре часто подчеркивает, что этот туннель — важный элемент архитектурного решения, поскольку он представляет собой переходное пространство между оживленным городом и островом культуры, спрятанным внутри. После окончания строительства Андре столкнулся с неприятием общества его проекта и в самом Китае, и за его пределами. Здание из-за формы получило в народе множество нелицеприятных сравнений и эпитетов.

В ответ на широкомасштабную критику, развернувшуюся в СМИ, Поль Андре в одном из интервью заявил: «Самым важным для меня при создании любого проекта является внутренняя согласованность его частей, четкость и прозрачность их связей. Но в то же самое время принципиальным я считаю отношение к контексту, то есть первостепенного решения требует вопрос, насколько возможным становится деликатная постановка нового объекта в существующее окружение».

Большой театр Цзинань в Китае

Одной из последних крупных работ архитектора в области театрального строительства стал Большой театр Цзинань в Китае, работа над которым завершились совсем недавно. Театр решено было разместить на пересечении двух главных городских осей. Ось «восток — запад» простирается от новой станции высокоскоростной железной дороги до центра города, ось «север — юг» идет вдоль реки Лашан. Обе оси включают в себя зоны отдыха, состоящие из общественных пространств и парков.

Большой театр Цзинань в Китае

Характер парков, Центрального и Водного, расположенных на разных осях, существенно различается. Центральный парк — место для активных людей, связанное, главным образом, с повседневной деятельностью работников соседних офисов и просто прохожих, спешащих по делам. Водный парк, наоборот, отличается большим единством и замкнутостью и создан для вдумчивого и приятного продолжительного отдыха.

Место, где оба парка пересекаются, конечно, стало рассматриваться как особо важное и даже символическое в перспективе развития города. Именно там был построен самый престижный многофункциональный комплекс города «Центр Плаза», в котором сосредоточились главные амбиции городских властей. Три башни комплекса, отданные под офисы, гостиницы и апартаменты, объединены общим основанием. Значение комплекса для города столь велико, что к нему сразу провели новую линию метро.

Большой театр Цзинань находится к югу от бизнес-центра «Центр Плаза». Каждый зал театра фактически занимает отдельную постройку — так появились его разновеликие «лепестки», в которых расположились оперный, концертный и многофункциональный залы и аудитории.

Пейзаж, панорамы и видовые перспективы играют в этом проекте одну из главенствующих ролей. Разноуровневое пространство и искусственный рельеф затрудняют прямой доступ к зданию театра, позволяя увидеть постройку лишь частично. Самые высокие точки тщательно разработанного ландшафта открывают перед посетителями изумительные панорамные виды на комплекс Большого театра и бизнес-центр, а на нижнем уровне создана общественная зона отдыха, можно прогуляться к реке, насладившись тишиной и спокойствием.

Три самые большие независимые «оболочки» формируют основные залы Большого театра. Оперный зал расположен на западе, многофункциональный — в центре и концертный зал на востоке. Общая площадь строительства заняла 250 000 квадратных метров.Правительственный комплекс в Ченду

Площадь масштабной сцены оперного зала, вмещающего 1800 зрителей, — около 1000 квадратных метров. Зал представляет собой в плане прямоугольный параллелепипед. Его интерьер выполнен в золотых тонах. Эффектные изогнутые линии балконов являются главным архитектурным акцентом дизайна. Их асимметричная форма противопоставляется строгому геометрическому плану зала.

Многофункциональный зал, декорированный серебряным цветом, включает 500 мест, а концертный, отделанный древесиной, рассчитан на 1500 человек. Потолок концертного зала оформлен в голубых тонах, на контрасте с теплым цветом дерева, преобладающим в интерьере. Фойе общее для всех залов. Одна из его стен — сложная внешняя стена здания, поэтому форма вестибюля причудливо изогнута.

Археологический музей Тайюань

Концепция Археологического музея, построенного Полем Андре в китайском городе Тайюань, основывалась, прежде всего, на преимуществах выделенного участка. Для размещения музея была выбрана окраина города, территория рядом с рекой и парковой зоной. Поль Андре решил подчеркнуть эти неоспоримые достоинства, вписав в природный оазис яркую современную архитектуру. Вокруг музея появились пышные зеленые сады, украшенные гигантскими необработанными камнями, разбит пруд.

Ядро музея составляет стеклянное здание — коридор, на который «нанизаны» пять овальных в плане чаш, выставочных залов. Каждый выставочный зал облицован полупрозрачными красными панелями, через которые в интерьер поступает приглушенный естественный свет, и создается мягкая атмосфера,  располагающая к созерцанию.Археологический музей Тайюань

В Археологическом музее четыре этажа, что из-за его полностью прозрачной структуры прекрасно прочитывается снаружи. Первый этаж используется для проведения лекций, семинаров и других публичных мероприятий, на втором находятся площадки для временных экспозиций, а третий и четвертый этажи занимают основные выставочные залы.

Заключение

Поль Андре

Поль Андре — очень разносторонний человек. Он ведет активную проектную деятельность, читает лекции, пишет. За творческую биографию мастер опубликовал семь книг, объясняя свой взгляд на современную архитектуру и ее проблемы, рассуждая о миссии и ответственности архитектора в нашем мире. В настоящее время он стал одним из самых востребованных зодчих. Его приглашают в разные страны разрабатывать ключевые объекты крупных городов, доверяя его французскому вкусу, позволяющему получить в итоге яркое и неповторимое сооружение. Самого же Поля Андре все чаще тянет в мир математики. Мастер постоянно сетует на то, что совсем нет времени ею серьезно заняться. Он объясняет, что именно через точные науки понимает бесконечность архитектурных возможностей и видит будущее архитектуры.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал