Одна из интереснейших работ Холляйна позднего периода — Европейский парк и музей вулканизма Вулкания в Оверни, во Франции. В 1993-1994 годах уже прославленный на весь мир архитектор выиграл конкурс на создание первого в Европе вулканологического парка. Инициатором этого строительства выступил президент Франции — Валери Жискар д’Эстэн, который задумал превратить малонаселенную провинцию в образцовый центр европейского «умного туризма», созданный по последним мировым технологиям.
Овернь имеет репутацию едва ли не самого глухого угла Франции: это социально-экономическая периферия в территориальном центре. Главный город Оверни, Клермон-Ферран, находится в 10 километрах от высочайшей в этом крае горы Пюи-де-Дом, давшей имя всему департаменту. Безлюдный и странный пейзаж местности оставляет сильное и двойственное впечатление. Странно уже то, что мирно зеленеющая цепочка гор, так называемая «гирлянда пюи», — на самом деле цепочка вулканов. Почти всю территорию регионального природного парка Оверни занимает гигантский, в прошлом действующий вулкан (высотой около 3000 метров), окруженный обширной цепью вулканов меньших размеров.
Сегодня вулканы пюи — давно потухшие, лишь горячие источники кое-где напоминают о продолжающейся подземной жизни. По данным геологов, последнее извержение здесь было около 4000 года до н. э., но и поныне окружающий пейзаж напоминает фантастические «марсианские» ландшафты.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Возможно, это связано с тем, что вулканы, привычные в зонах крупных разломов или на островных дугах, в области равнинной кажутся особенно невероятными. К тому же зафиксировано, что земная кора под Овернью тонка, и в ее недрах ждет своего нового часа характерное вспучивание магмы диаметром в 100 километров.
Неудивительно, что, хотя тысячелетия и стерли следы вулканических катастроф, в самом ландшафте остались настороженность и напряженность. Кажется, будто подземные инфернальные силы надолго заняли этот край, обозначив свое присутствие вулканическими куполами и конусами, озерами-маарами и термальными источниками, и только ждут срока, чтобы выйти наружу во всей своей ужасающей мощи. «Однако, какая красота: меланхолическая, суровая, почти вызывающая страдание. Она притягивает, но и вызывает желание убежать», — писал об этом месте французский филолог Ж. Верньо. А писатель Ги де Мопассан называл цепочку пюи чудовищными волдырями. Возвышающийся надо всей местностью самый крупный вулкан — Пюи-де-Дом (1463 метра) — в древности считался у галлов священным, а римляне построили на его вершине храм Меркурия, ставший объектом почитания и трепета. И сегодня с горой Пюи-де-Дом связаны многочисленные предания, полные страха перед царящей здесь нечистой силой.
И вот именно здесь, в самом «сердце» Оверни, в местечке Сен-Урс-ле-Рош, на 57 гектарах земли бывшего военного полигона Холляйн должен был построить музейный комплекс. Очевидно, что в подобном «сюрреалистическом» пейзаже традиционная «коробка» музейного здания смотрелась бы инородно и даже кощунственно. Поэтому Холляйн последовал своему основному многолетнему принципу — ориентироваться на заданный ландшафт и атмосферу и сделать архитектуру их естественным продолжением. Он использовал кратер потухшего вулкана и превратил музейные объекты в часть окружающего пейзажа.
Экспонаты разбросаны по всему пространству парка, но их объединяет продуманная линейно-пластическая композиция: гибкие змеевидные контуры разноуровневых террас, часто повторяемый мотив спирали, скругленные архитектурные формы — все направлено к высокому конусу, центру и вертикальной доминанте комплекса. Музейно-парковый комплекс выстроен вокруг возвышающегося в центре грандиозного 28-метрового «расколовшегося» конуса, две трети которого спрятаны под землю. Огненное горение «золотых» титановых пластин внутри него напоминает о кипящей магме. По замыслу архитектора, конус имитирует настоящий вулкан и окаменевшие потоки базальтовой лавы.
Половина Музея вулканизма находится под землей, лестницы и коридоры ведут вниз и вверх, фуникулер отвозит посетителей в буквальном смысле вглубь земли, позволяя заглянуть в сердце вулкана, почувствовать его адскую силу и мощь. Сам Холляйн так говорил о своем замысле: «Совсем недавно я проектировал европейский парк и Музей вулканизма в Оверни. Это место чем-то напоминает Камчатку: скалы, вулканы, кратеры… Вход в музей я сделал из двух пересекающихся конусов, которые внутри облицованы титановыми плитами и подсвечены. Создается впечатление, что ты движешься внутри живого вулкана.
Дальнейший путь был вдохновлен образами дантовой поэмы “Божественная комедия”: посетители, словно герои Данте, ходят по подземным коридорам, в перспективах которых вдруг возникает живой горный пейзаж». Эта величественная программа сегодня разыгрывается по нескольким эффектным сценариям.
Посетитель оказывается участником захватывающего и одновременно пугающего спектакля. Сначала ему приходится спускаться на дно кратера, вагончик фуникулера мчит его на большой скорости по тоннелю, проложенному в застывшей лаве. Затем происходит «землетрясение», вулкан оживает и начинает брызгать горячей лавой. Дальнейший спуск на 35 метров приводит к удивительной красоты «вулканическому саду» с обильной зеленью, одна из стен сада выложена из циклопических фрагментов вулканов.
Здесь собраны модели самых красивых и живописных вулканов Европы, а также представлен поствулканический пейзаж, поражающий многообразием красок и буйством трав. И хотя искусственные сооружения являются всего лишь метафорой вулканов, в их оформлении использованы естественные породы.
Комплекс дополняют площадки под открытым небом с экспозициями, посвященными развитию Земли и жизни вулканов, кинозал с огромным экраном, зал-лекторий, ресторан и многое другое. Учебнопознавательная программа комплекса не имеет аналогов в Европе: здесь можно подробно изучить внутреннее строение Земли, происхождение и движение различных пород, воочию увидеть «огненную магму», пережить «землетрясение» и ощутить запах серы, пройти над «лавовыми потоками» и опуститься в самые «недра земли» к «подземному очагу вулкана».
Сама сложная структура комплекса, сочетание надземной и подземной частей, позволяет Холляйну во всем блеске развернуть свою любимую концепцию многоуровневого музея, музея-театра, где посетитель становится одновременно и зрителем, и участником захватывающего действа.
Посещение экспозиций превращается в игру-приключение, интересное путешествие, в котором яркие эмоциональные впечатления последовательно сменяют друг друга. Архитектор не устает удивлять зрителя, преподносить ему бесконечные «сюрпризы». Он сочетает различные материалы, фактуры и формы: легкие стеклянные поверхности, тщательно отполированные каменные плиты и мощные лавообразные пласты, «стекающие» по стенам «вулканического сада», четкую геометрику и природную гибкость форм. Замкнутые пространства сменяются открытыми и прозрачными, горизонтали террас переходят в диагонали лестниц и вертикали стен. У Холляйна все — архитектура и все — движение.
Его вдохновляли Гималаи и Камчатка, Данте и Доре, европейский XVIII век и постройки южноамериканских индейцев. История, поэзия, города и континенты — все представлялось Холляйну нескончаемым «театром архитектуры», который он не уставал воспроизводить в своих «пространственных сценариях», вдохновенно играя всем сложным инструментарием архитекторадизайнера и активно вовлекая зрителя в свою игру.