Основные факты:
- ДАТА: Строительство начато в 1624 году
- СТИЛИ: Французское Возрождение и неоклассицизм
- МАТЕРИАЛ: Камень
- ПОСТРОЕН по приказу кардинала Ришелье
- Когда-то был игорным домом
Когда в 1624 году Людовик XIII сделал кардинала Ришелье главой правительства Франции, тот решил, что ему понадобится новая резиденция на новом месте, подобающая его высокому статусу. Он выбрал место почти напротив Лувра, где в то время жили французские короли, и попросил знаменитого архитектора Жака Лемерсье (ок. 1585-1654) построить великолепный Пале-Кардинал (Дворец кардинала, так он назывался вначале) в стиле классической городской резиденции.
Городская резиденция – это частный дом, где жил обеспеченный человек, один или с семьей. Здания в таком стиле появились во Франции в XVI веке, когда замки стали приспосабливать под городские условия. Дворец кардинала был одной из самых лучших и дорогих резиденций своего времени.
Строительство началось в 1624 году. Относительно плоский фасад, с входом в два этажа высотой, выходил на улицу. Арочный проход вел в передний двор, с трех сторон окруженный двухэтажными зданиями с покатыми шиферными крышами и люкарнами (окнами в мансардах).
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Справа находился личный театр, который построили для того, чтобы Ришелье мог удовлетворять свои актерские И драматургические амбиции. За передним двором открывался более широкий «почетный двор», там стояли жилые здания, где также проходили приемы.
На северной стороне, за массивной аркадой, располагался огромный сад с ровными аллеями тутовых деревьев по обе стороны прямой главной дороги. Немного правее был «задний двор», второй, где находились жилища слуг, сараи и конюшни.
В 1642 году Ришелье завещал свой дом королевской семье, тогда его и стали называть Пале-Рояль. Жак Лемерсье тогда занялся дополнительными пристройками, от которых сейчас осталось только одно крыло.
К сожалению, почти все здание, которое построил Лемерсье, ожидала печальная судьба. С 1717 по 1720 годы в здании поменяли всю обстановку, а в 1750-е годы очень многое изменили как внутри, так и снаружи. В 1760-е годы Пьер-Луи Моро-Депру пристроил к главному фасаду здания знакомые нам ионические и тосканские колонны.
Времена перемен
Самые значительные изменения, возможно, произошли при Луи-Филиппе Орлеанском, которого прозвали Филиппом Эгалите. Он нанял архитектора Виктора Луи, и в период с 1781 по 1783 годы сделал сад Пале-Рояля таким, каким знаем его мы.
Это просторный сад с павильонами-аркадами по трем сторонам. Главные фасады украшают коринфские пилястры, в аркадах полно магазинчиков, кафе и ресторанов, а частные квартиры на верхних этажах сразу же превратились у парижан в места для романтических встреч.
Кроме того, Луи-Филипп, прежде чем умереть на гильотине в 1793 году, построил новый театр у южного края здания (будущий театр «Комеди Франсез», главный национальный театр Франции).
Пале-Рояль потом превратили в игорный дом и восстановили только в 1815 году. Во время восстания 1871 года он сгорел почти целиком. Его долго восстанавливали, и после этого, наконец, сделали государственной собственностью.
В саду при Пале-Рояле снова закипела бурная жизнь, появились игорные клубы, бордели, дорогие рестораны, ярмарки и развлечения – так было много лет. Сегодня в аркадах расположены дорогие бутики и отели, все выглядит роскошно и благородно.
В наши дни в Пале-Рояле размещаются разные правительственные организации, такие, как Конституционный совет и Министерство культуры. Еще одно спорное (хотя и весьма удачное) дополнение возникло в 1980-е годы, когда художник Даниэль Бюрен украсил главный двор черно-белыми колоннами разного размера, которые стоят над водой.