Основные факты:
- ДАТА 1895-1898 годы
- СТИЛЬ Ар-нуво
- МАТЕРИАЛЫ Железо, камень и стекло
- АРХИТЕКТОР Барон Виктор Орта
- Орта создавал здания вне исторических стилей, так началась архитектура модерн
С 1982 года Брюссель был средоточием авангардного искусства Европы, там жил один из главных творцов стиля ар-нуво, барон Виктор Орта. Особняк ван Этвельде, который Орта построил для Эдмонда ван Этвельде, первого министра и советника короля Леопольда II, представляет собой прекрасный образец жилого дома в стиле ар-нуво.
Виктор Орта (1861-1947) родился в Генте, он стал одним из самых знаменитых бельгийских архитекторов и построил в Брюсселе множество зданий в стиле ар-нуво.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Главные его шедевры – интерьеры, в которых модерновые материалы, железо с замысловатыми украшениями на поверхности (арабесками), сочетаются с потрясающим освещением комнат. Изгибы кованого железа и извилистые линии украшений прекрасно вписывались в плавные очертания интерьеров, в комнаты, залитые естественным светом через окна в крыше. Мрамор холодных тонов в интерьерах только подчеркивает эту воздушность.
В ПРОСТРАНСТВЕ
Стиль, который Орта выбрал для своих особняков, частично определялся тем, что пространство в городах было ограниченным. Началась промышленная революция, и с 1870-х годов Брюссель начал быстро расти.
Окрестные села и деревни присоединялись к городу, цены на землю в центре города взлетели, и купить можно было только небольшой, но длинный участок.
Заказчик, ван Этвельде, хотел большие залы для светских приемов и праздников, а наверху – более скромные жилые комнаты. Дом состоит из трех частей, их строили по очереди. Сначала главную (1895), потом две по бокам.
В западной пристройке 1898 года сейчас есть отдельный вход. Снаружи три верхних этажа главного дома немного нависают над каменной стеной первого этажа, где вход. Клумбы с кустами, панели верхнего этажа и рамы окон выполнены в едином стиле, с плавными, аккуратными изгибами линий. Вынесенный вперед фасад двух средних этажей только подчеркивает это единство, а заметные металлические опорные конструкции подчеркивают вертикальность и высоту.
Приемный зал возвышается над улицей на полтора этажа, оттуда можно по лестнице пройти в восьмиугольный зимний сад, куда солнечный свет попадает через верхние этажи и льется из-под стеклянного купола.
Восьмиугольные комнаты повторяют форму зимнего сада, и получается спиральное архитектурное пространство – оно перекликается с изысканными арабесками, которыми Орта украсил весь особняк.
Плавность линий и игра света на стеклах всячески повторяются во всех комнатах дома, свет преломляется в стеклах и льется из комнаты в комнату. Чтобы подчеркнуть свой взгляд на красоту, Орта использовал и другие материалы, кроме стекла – мрамор, редкое африканское дерево и кованое железо. Все это сплеталось в извилистые узоры с природными мотивами.
Новая эстетика Ар-нуво
Суть движения ар-нуво была в том, что в прикладных искусствах надо отказаться от возрождения ранних стилей и обратиться за вдохновением к природе, к естественным формам. Распространенные мотивы – изгибы, волны, языки пламени, виноградные лозы, стебли цветов и пряди волос.
Стиль ар-нуво родился в 1880-е годы из работ Уильяма Морриса и английского Общества Искусств и Ремесел. Он появился в архитектуре, дизайне, работе с железом, стеклом, драгоценными металлами; в этом стиле начали делать ювелирные изделия, обои, ткани, гравюры и книжные иллюстрации.
Но некоторые ревностные поклонники ар-нуво, такие, как архитектор из Глазго Чарльз Ренни Макинтош и бельгиец Генри Клеменс ван де Вельде, в итоге обратились к более геометрическим формам и отошли от природных. Эти изменения в современной эстетике XX века постепенно привели к отказу от ар-деко.