Город Осака с давних времен являлся центром морских перевозок Японии. Отсюда на протяжении многих веков отправлялись тысячи кораблей, чтобы вывезти или, наоборот, привезти товары в страну. Осака даже получила прозвище Восточная Венеция из-за обилия каналов и рек. Поэтому в конце XX века администрацией города было одобрено перспективное направление развития музейного дела, согласно которому приоритет отдавался созданию музеев, отражающих морскую историю порта. В рамках этой программы было запланировано строительство нового крупного морского музея, для чего выделили мелиорированные земли в заливе.
На этой территории, как часто говорят японцы — отвоеванной у моря, появились офисные здания, многофункциональные и огромные торговые центры: Азиатский торговый центр (АТС) и Всемирный торговый центр (WTC). Район был обеспечен высоким уровнем развития инфраструктуры. При всем этом сохранялась потребность в здании-символе, яркой постройке, которая привлекала бы в эту часть Осаки людей из центра города и способствовала бы дальнейшему развитию района.
Уже на предварительных эскизах Поль Андре предложил разместить музей прямо в воде и обеспечить к нему доступ по подводному туннелю. «Для меня было очень важно, чтобы здание морского музея было объединено с природной стихией», — говорил архитектор. В результате он создал проект музея, объединяющего в себе три масштабных блока: входной павильон, сам музей, находящийся в 15 метрах от берега, и туннель, соединяющий эти два здания.
Над разработкой всех деталей комплекса трудилась целая команда профессионалов. Фирма «Агир» была ответственна за расчет структурных и антисейсмических инженерных решений для купола, создав также его «умное» остекление, а японская фирма «Tohata» обеспечивала техническое оснащение входного здания и подводного туннеля.
Главное требование, которое предъявлялось к музею, сводилось к его сейсмостойкости. Для Японии, расположенной в зоне повышенной сейсмической активности, этот критерий всегда являлся одним из основных при проектировании любого сооружения. Участок же, выделенный под строительство морского музея, находится в одной из самых сейсмоактивных зон. Здание музея представляет собой огромный купол диаметром 80 и высотой 40 метров, стоящий прямо на воде. Постройка обладает такими техническими характеристиками, что способна выдержать сильнейшие волны и ветровые нагрузки. Поэтому в 2002 году Морской музей в Осаке получил специальный приз «за структурное совершенство» от Института инженеров-строителей Великобритании.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Устойчивость здания обеспечивают сваи длиной 40 метров. Для предотвращения угрозы проседания фундамента в случае землетрясения и, соответственно, разжижения грунта, верхние 10 метров свай представляют собой сборные железобетонные конструкции со стальными кожухами. Чтобы предотвратить плавучесть постройки, над сваями отлито цокольное перекрытие толщиной от 1,6 до 2,5 метра. Вес здания при этом составил 1200 тонн.
Форма музейного купола основана на кривой Вивиани — части шара, выстроенной внутри цилиндра. Эта элегантная кривая названа по имени итальянского математика XVII века Виченцо Вивиани, который доказал ее свойства, создав теорему Вивиани. Такая форма купола идеальна для получения большого внутреннего пространства.
Уникальность купола заключается еще и в том, что он обеспечивает комфортные условия внутри в любую погоду и любое время года. Его покрытие было специально разработано для солнечной морской среды.
Сфера состоит из плоских ромбовидных участков, которые становятся меньше по мере того, как приближаются к вершине. Их форма и размер зависят от того, на какой высоте они находятся. Правый и левый углы каждого ромба расположены строго по окружности купола, угол же их размещения по вертикали от ряда к ряду постоянно изменяется. Инновационное остекление выполнено по системе, получившей название «фасад ламелла».
Большинство стеклянных секций состоит из двух 15-миллиметровых стекол с листом перфорированной оцинкованной стали между ними. Перфорация изменяет плотность для того, чтобы сокращать попадание прямых солнечных лучей внутрь и свести необходимость кондиционирования помещения к минимуму, ведь чувствительные экспонаты музея требуют определенной температуры и влажности, которые должны быть точно контролируемы.
Покрытие поверхности купола находится в прямой зависимости от положения солнца в течение года. Когда солнечная энергия достигает максимума, то остекление становится практически непрозрачным. В те дни, когда солнечная энергия уменьшается, стекло становится ясным и прозрачным. Общая плотность специального остекления была точно рассчитана таким образом, чтобы получить наилучший баланс между видимостью и комфортом.
Под куполом музея четыре этажа, на каждом из которых представлена коллекция экспонатов кораблей, инвентаря и прочих вещей, связанных с морем. Самой главной достопримечательностью музея является точная копия японского торгового судна XIX века «Нанивамару», представленного в натуральную величину. Нанива — это имя первой столицы Японии, которое переводится как «Стремительные волны». Это имя было дано городу первым императором страны. Позже отстроенный на этом месте уже новый город стал именоваться «Большой холм», то есть — Осака. На корабль «Нанивамару» можно зайти и осмотреть его изнутри.
В музее можно увидеть симулятор управления баржей, который позволит попробовать свои силы в этом непростом занятии, и множество экспонатов, в том числе интерактивных, посвященных темам морской торговли, истории Осаки и роли моря в истории города. Также в музее есть открытая площадка, на которой можно отдохнуть, наслаждаясь удивительным видом на залив.
Вход в музей представляет собой видимое над землей одноэтажное здание, полукругом огибающее площадь со стороны залива. В нем расположены кассы и вестибюль, а служебные помещения и хранилища занимают два этажа подземного пространства. От входа к самому зданию музея ведет туннель длиной 60 и шириной 15 метров. Спуск в туннель сильно затемнен, он должен напоминать посетителям погружение в морские глубины. Несмотря на то что кратчайшее расстояние от купола музея до берега составляет всего 15 метров, туннель в четыре раза длиннее. Он, пожалуй, самая важная часть морского музея. Он построен из железобетона и включает остекленные фрагменты, поэтому во время продвижения по длинному просторному туннелю посетители получают яркое впечатление еще до осмотра самого музея.
Морской музей в Осаке сразу после открытия считается величайшим достоянием Японии, став одним из крупнейших музеев в мире. Однако постепенно наплыв посетителей, который казался неиссякаемым, уменьшился настолько, что в 2013 году музей решено было закрыть.