Дом Призрака Оперы.
Основные факты:
- ДАТА: 1861-1875 годы
- СТИЛЬ: Боз-ар
- МАТЕРИАЛЫ: Камень, дерево и лепнина
- АРХИТЕКТОР: Жан Луи Шарль Гарнье
Как говорят историки, любой уважающий себя столичный город XIX века никак не мог обойтись без трех зданий: железнодорожного вокзала, телеграфа и оперы. Париж во времена Второй империи обзавелся всеми тремя.
После революции 1848 года президентом Второй республики был избран Наполеон III (Шарль Луи Наполеон, 1808-1873), племянник Наполеона Бонапарта. В 1851 году он провозгласил себя императором и следующие 20 лет посвятил модернизации страны. Париж должен был стать самой яркой европейской столицей.
Просторное здание занимает 1,2 гектара
Префект Сены, барон Осман, получил абсолютную власть и начал перестраивать город. Осман проложил те самые широкие бульвары, без которых теперь нельзя представить Париж, но он безжалостно уничтожил старые кварталы города, и переселил с привычных мест множество людей – иначе было невозможно.
Богатство Второй империи ярче всего проявилось в просторной и пышно украшенной Парижской опере. Фасад с двойными колоннами (скопированный с Лувра), декоративные фризы и скульптуры, три купола на крыше – это облик, объединяющий классицизм, Возрождение и барокко. Некоторые люди говорят, что пышный фасад напоминает стилистическую кашу, пошлый свадебный торт. Другие, наоборот, считают, что он прекрасен.
Эпоха великих планов
Идею о новом здании оперы некоторое время просто обсуждали, потом перестали. Во времена Второй империи идею вернули к жизни. Наполеон III тогда уже начал расширять Лувр, и его захватили великие планы, Осман прорезал город новыми широкими дорогами. Место для оперы присмотрели уже в 1858 году, нужно было только подходящее здание.
В 1861 году Шарль Гарнье выиграл конкурс, его проект понравился императору и императрице Евгении. Началась работа, но вскоре начались и проблемы. Сначала возникли сложности с жалобами на то, что Гарнье украл свою идею у других участников конкурса.
Потом выяснилось, что под строительной площадкой протекает приток Сены, и надо строить новый сложный фундамент, чтобы защитить здание от подземных вод. Да еще государство постоянно требовало сократить расходы. Гарнье пообещал, что здание будет готово в 1867 году, к Всемирной выставке в Париже, но к этому времени удалось достроить только основу.
Роскошные интерьеры тоже создавались дольше, чем заявил Гарнье, работа постоянно откладывалась, что-то мешало – то бюрократия, то пожар, то нескончаемые пожелания императора.
Самое суровое испытание для Гарнье случилось в 1870 году, когда пруссаки осадили Париж. Наполеон III был вынужден в январе 1871 года подписать унизительный мирный договор, и вскоре он отрекся от престола.
Новое правительство народу не нравилось, в Париже началось восстание. Революционеры заняли недостроенную Оперу и водрузили на крыше красный флаг. В здании разместились казармы, склады и полевой госпиталь, но к маю 1871 года восстание было подавлено.
Теперь Гарнье должен был убедить новое правительство в том. что нужно достроить
оперный театр, который заказал свергнутый император. К счастью, архитектор оказался незаурядным дипломатом, и убедил правительство, что это не памятник их врагу, а благородное дело во славу Франции.
Образцовый театр
Театр открылся в январе 1875 года, публика услышала отрывки из разных опер, и это был триумф. Ослепительные интерьеры Гарнье люди тут же назвали шедеврами. Только и разговоров было, что об извилистой парадной лестнице из мрамора в стиле высокого барокко, о мозаичном потолке в большом фойе да о бархатно-позолоченном зале, где 2200 зрителей размещались на пяти ярусах.
Парижскую Оперу тут же начали копировать по всей Европе, от Вены и Бухареста до Одессы. Театр считался образцовым вплоть до Первой мировой войны.
Опера Гарнье – так стали называть театр после того, как в 1989 году открылся удивительно строгий стеклянный театр Опера Бастилия – теперь представляет зрителям классику балета под потолком, который в 1964 году расписал Марк Шагал. Туда можно попасть на экскурсию или просто полюбоваться театром, сидя напротив за столиком «Кафе де ла Пэ», которое тоже создал Гарнье.