Поразительный эксперимент с натяжными навесами и объединением под крышей большого пространства.
Основные факты:
- ДАТА: 1972 год
- СТИЛЬ: Экспрессионистский модерн
- МАТЕРИАЛЫ: Акрил, сталь и стекло
- АРХИТЕКТОР: Фрай Отто
Архитектура и инженерная мысль неразделимы. Но современная архитектура не всегда может угнаться за инженерной мыслью, ведь в наши дни постоянно возникает что-то новое.
Хрустальный дворец сэра Джозефа Пакстона, который был построен в 1851 году, позже стал прообразом для многих строений. Но архитекторы-современники просто не замечали смелости, с которой Пакстон использовал железо и стекло, чтобы создать совершенно новую архитектуру.
Несколько выдающихся инженеров, среди которых были Бакминстер Фуллер, Роберт Майларт и Пьер Луиджи Нерви, все-таки начали работать с новыми материалами, проявлять их силу и красоту, но и о старых технологиях они не забыли.
Среди этих инженеров был и немецкий архитектор Фрай Отто, он родился в 1925 году. Отто вслед за новаторами XIX века Пакстоном и Густавом Эйфелем в своей работе продолжал экспериментировать с новыми конструкциями.
Архитектура как скульптура
Фрай Отто родился в семье скульпторов, он ценил мастерство и изобретательность таких скульпторов, как Константин Бранкузи. Он перенял у них минимализм, полностью рациональный и прекрасный в своей простоте подход. Архитектура Мюнхена, как и другие города и страны, которые завоевали право проведения международных Олимпиад, активно включилась в соревнования архитектурных достижений.
Отто изучал архитектуру, а потом получил научную степень в области инженерии за разработку висящей кровли. Он заинтересовался устройством кровли и начал с самого простого варианта – с навеса. Так Отто разработал удивительный и хитроумный способ создания укрытий – временных навесов, крыш для садов и катков. Проектировались даже крыши над целыми поселками в Арктике.
Отто проводил свои исследования тихо, и целых 10 лет о нем почти никто не знал. А потом сияющие крыши немецкого павильона на выставке Экспо 67 в Монреале привлекли внимание всего мира, и архитектора пригласили в Берлин.
Ему предложили оформлять город к Олимпиаде 1972 года. Но вскоре Олимпиаду перенесли в Мюнхен, и в том же году огромные акриловые навесы над мюнхенскими стадионами прославились на весь мир.
Когда Отто создавал навесы, он думал о том, что со стадионов будут вести телевизионные трансляции. Лучше всего подходили прозрачные крыши, они не мешали зрителям смотреть, отбрасывали тень, и при этом не мешали телевизионным камерам.
Отто со своим инновационным предложением победил на конкурсе проектов стадиона, но судьи засомневались в реальности такой идеи и еще два года не давали проекту ход.
Над окончательным видом олимпийских стадионов Отто работал вместе с другими архитекторами. Арены расположены ниже уровня земли, на склонах вокруг них – ряды мест для зрителей. Гибкие сетчатые крыши нависают над разными аренами, переходят одна в другую.
Уважение к природе
Фрай Отто первым использовал западные инженерные идеи в XX веке, но при этом он стремился к тому, чтобы строения не угрожали земле. Вот такое парадоксальное стремление. Архитектор видел свою задачу в том, чтобы создать удобное временное укрытие, и как можно меньше повредить природе. Однако, стадион в Мюнхене до сих пор стоит на месте, а ведь со времен той Олимпиады прошло более 30 лет.