В Базеле, столице европейской медицинской промышленности, на площади 20 гектаров строится городок из административных и лабораторных корпусов для Novartis Pharma – одной из крупнейших фармацевтических компаний мира. Вложения в проект составили 2 миллиарда швейцарских франков – более полутора миллиардов евро. На каждый квартал объявляется отдельный международный конкурс, и архитектурные звезды Европы, Америки и Японии соревнуются за право строить здесь. Первое здание кампуса – легкую каркасную постройку в полупрозрачной оболочке из цветного стекла, развешенного на натянутых струнах, – в 2005 году возвело швейцарское бюро Diener & Diener Architekten.
[общие данные]
объект: офисное здание Novartis
программа: офисы, зона отдыха, бар, конференц-залы
расположение: Novartis Campus, Forum 3, Базель, Швейцария
заказчик и девелопер: Novartis Pharma AG
архитектура: Diener & Diener Architekten при участии Brunnschweiler Heer Beratende Architekten
экономика: Büro für Bauökonomie AG
генподрядчик: Morath + Crottaz
конструкции: Ernst Basler + Partner AG
фасады: Emmer Pfenninger Partner AG
инженерия: Sytek AG
интерьеры: Sevil Peach Gence Associates
ландшафтный дизайн: Vogt Landscape Architects
конкурс: сентябрь 2002 г.
проектирование: октябрь 2002 г. – октябрь 2003 г.
строительство: октябрь 2003 г. – май 2005 г.
площадь территории, га: 20
площадь застройки, кв. м: 1 215 – площадь первого этажа, 664 – пространство под нависающим верхним этажом
общая площадь здания, кв. м: 8 848
этажность: 5 надземных этажей, 1 подземный
отметка максимальной высоты, м: 22
Офисное здание, стоящее в кампусе Novartis по адресу: Форум,дом 3, располагается у самой его южной границы. Цветной фа-сад здания – первое, что видит посетитель, когда входит в кампус через главные ворота. Северный же фасад обращен к центральной площади района – собственно Форуму. Напротив него – главное здание кампуса, построенное в 1930-е гг., где находится его администрация.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Это единственная уцелевшая постройка фабрики, которая стояла здесь раньше. Таким образом, здание занимает в ансамбле базельского наукограда одно из важнейших мест. Вот почему компания Novartis, задумав застраивать кварталы кампуса по результатам открытых архитектурных конкурсов, первым делом объявила конкурс на этот участок. Архитекторы из бюро Diener & Diener Architekten оказались в удивительной ситуации. С одной стороны, им пришлось проектировать в своеобразной архитектурной пустыне. Все окружающие здания шли под снос. Старый административный корпус в силу архаичности своего языка не мог послужить камертоном стиля. Таким камертоном для окружающих строений предстояло стать новостройке.
С другой стороны, архитекторы были связаны по рукам и ногам жесткими требованиями генплана. Красные линии и намеченные градостроителями линии карнизов очертили в пространстве невидимый куб. Его требовалось заполнить архитектурной массой. Сделать здание выше или ниже, шире или уже, придать ему какую-либо иную форму, кроме формы простого параллелепипеда, было нельзя. Функция – офисы с максимально свободной планировкой – не предполагала никакой иной конструкции, кроме стандартных монолитных плит на равномерно расставленных колоннах. При таких исходных данных возвести что-то оригинальное было трудным делом.
Архитекторы начали с того, что не просто выполнили требования генплана, а перевыполнили их. Дома, выходящие на восточную сторону Фабрикштрассе, по градостроительному регламенту должны были иметь на первых этажах галереи. Кроме того, рекомендовалось первые этажи этих домов по возможности отвести под общественную функцию. Здание на участке Форум, 3 главным фасадом обращено к площади, а на Фабрикштрассе выходит узким торцом, причем не на восточную, а на западную ее сторону. Таким образом, все эти требования на него не распространялись. Архитекторы, однако, решили их выполнить. Вдоль главного фасада устроена галерея, и почти все пространство первого этажа занимают зона отдыха с баром и вестибюль, открытый для публики.
Стеклянные перегородки, отделяющие нижний этаж от улицы, можно сдвинуть в сторону, и тогда все его пространство превращается в гигантскую нишу, открытую к площади широким створом. Фабрикштрассе проходит через площадь по касательной, и ряд домов с галереями, очерчивающий ее с востока, – это одновременно и восточный фронт застройки Форума. Получилось, что галереи заворачивают на углу и продолжаются на его южной стороне. Архитекторы развили замысел градостроителя: раз уж портики обрамляют центральную улицу, логично, если они будут окружать и площадь, тем более носящую такое «античное» название. Внутренняя структура здания чрезвычайно проста: над первым этажом, открытым в сторону площади, надстроены четыре одинаковых офисных этажа. Внутренних офисных перегородок в них нет. Среди открытых пространств островами стоят три глухих короба: два лестничных и третий с лифтами. Кроме того, верхние этажи дополнительно связывает деревянная винтовая лестница, которая на первый этаж не опускается и доступна только для работников офиса. Все офисные этажи окружены по периметру открытыми галереями. На продольных сторонах они достаточно широки, чтобы люди могли выходить на них, а на торцах гораздо уже и служат сугубо технической цели – обеспечить доступность фасадов на всем их протяжении. Таким образом, у здания двойная оболочка.
Внутренний периметр галерей очерчивают стеклопакеты, которые создают теплый контур. А вдоль их внешнего края натянуты тонкие стальные струны, заметные только вблизи. К ним крепятся стекла разного цвета и разного размера. Конструкция зажимов позволяет закреплять их в три слоя, поэтому стекла иногда перекрывают друг друга (отчего цвета смешиваются), а иногда образуют промежутки. Проходя мимо дома, время от времени можно видеть в глубине внутренний слой остекления и интерьеры. В устройстве здания есть и другие эффектные новшества. Среди них наименее заметное, но, пожалуй, самое важное – овальное сечение колонн. Это позволило существенно растянуть сетку опор с севера на юг и обойтись всего тремя их продольными рядами. Впрочем, на первом этаже колонны стоят в два ряда: из-под навеса их убрали, отчего без малого треть здания гигантской консолью повисла в воздухе. Это потребовало усилить перекрытия над первым этажом: на чертежах видно, что они существенно толще. Но при взгляде снаружи это едва заметно, так как края перекрытий трудно разглядеть под маревом сверкающих стеклянных лоскутов. Для тех, кто поднялся на верхние этажи, архитекторы подготовили последний сюрприз. В западном торце постройки помещается небольшой сад с несколькими высокими деревьями. Перекрытия здесь убраны, и деревья могут расти вверх до самой кровли. Однако растут они не от земли. Их корни уходят в толстое перекрытие первого этажа, и посетители общественной зоны, сами о том не догадываясь, прогуливаются прямо под ними.
Задумывая эффектные фасады, архитекторы следовали пожеланиям градостроителя, который рекомендовал при застройке кампуса особое внимание уделять именно внешнему виду зданий. Черпать архитектурные впечатления, как уже говорилось, было неоткуда: место представляло собой сплошную строительную площадку. Впрочем, с южной стороны здания, между границей кампуса и Voltastrasse, был разбит небольшой парк. Он, кажется, и послужил прототипом фасада. Листья деревьев, то перекрывающие друг друга, то обнаруживающие в кронах провалы, отбрасывающие друг на друга тень, а осенью окрашивающиеся в разные цвета, имеют тем больше сходства с фасадом здания, что этот фасад служит им фоном. Недавно на Форуме разбили сквер, и теперь здание со всех сторон окружено зеленью. Его пестрая оболочка с просветами между пластинами стекла видна сквозь такие же просветы между деревьями. А если подойти к нему с западной стороны, то вдобавок за стеклянной «листвой» можно разглядеть листву настоящую – заросли внутреннего сада. Впрочем, архитектор несколько иначе рассказывает о том, как были придуманы многоцветные стеклянные фасады. Отталкиваясь от идеи одухотворенного города, которую пропагандирует градостроитель, он, за неимением вокруг здания городского пейзажа, стеклянными пластинами разных форм и размеров восполнил недостаток в силуэтах домов за окном, которые в реальном городе хаотически заслоняют дальние виды.
Разглядывая, с каким изяществом сделаны эти фасады, можно подумать, что его структура разработана какой-нибудь сложной современной компьютерной программой. Ведь сейчас многие архитекторы пользуются ими, чтобы создать форму, которая должна выглядеть так, словно возникла спонтанно. Здесь, однако, не тот случай. Рисунок фасада разработал художник Хельмут Федерле. Это один из самых именитых живописцев Швейцарии. Он работает с рубежа 1950–60-х гг. и, следовательно, принадлежит к знаменитому послевоенному поколению абстракционистов. Как известно, в середине XX века абстрактная живопись пережила второе рождение. Самые известные художники этого направления – Джексон Поллок и его американские последователи; но их было немало и в Европе, и, к слову сказать, в Советском Союзе. В духе своего времени Хельмут Федерле подходил к абстракции аналитически. Он исследовал психологическое воздействие на человека тех или иных композиций, пытаясь обозначить его в простейших понятиях: неустойчивость – стабильность, открытая форма – замкнутая форма и так далее. Он исходил из убеждения, что абстрактная картина, хоть и не имеет того ясного и точного значения, какое имеет человеческая речь, все же, как и речь, состоит из элементов, наделенных определенным смыслом. У Хельмута Федерле большой опыт работы с архитектурой. В 1993 году вместе с Адольфом Кришанитцем, который сейчас тоже строит в кампусе Novartis, он работал над интерьерами детского приюта в Вене. Затем с Херцогом и де Мероном оформлял музей Гётца (Goetz) в Мюнхене. В 1996 году Федерле создал из стекла алтарный образ в капелле, которую архитектор Герольд Видерин построил в Лохербодене (Locherboden). Затем он оформил витражами вестибюль одного из банков Майнингена, а в 2001 году придал рельеф глухой бетонной стене швейцарского посольства в Берлине.
Кстати, это была его первая работа с Роджером Динером. Когда Динер задумал построить в кампусе здание с фасадами из цветного стекла, он вспомнил о маленькой капелле, которую воздвиг Герольд Видерин с Хельмутом Федерле, и предложил мастерам поработать вместе. Дело в том, что цветное стекло – непростой материал, и умение с ним обращаться – особый архитектурный навык. Цвет в нем – это не окрашенная поверхность, а окрашенный свет. Стена, сделанная из цветного стекла, состоит как бы не из твердой материи, а из самого света. Именно такое впечатление производят витражи готических соборов. В сущности, и фасад здания на Форуме – витраж, по примеру пуантилистов нарисованный раздельными «мазками». Роджер Динер отлично понимает силу эмоционального воздействия лучей, проходящих сквозь цветное стекло, и хорошо помнит, что этот мотив – родом из церковной архитектуры. Как, однако, девальвировался этот мотив: от алтарного образа – через витражи банка – к фасадам офисного здания, имитирующим буйство зелени. Скованные слишком детальными требованиями заказчика и градостроителя, архитекторы искали выхода в легкости конструкции, красоте детали и изяществе приема.
Однако при этом они утратили два важнейших качества, присущих архитектуре как особому виду искусства: композиционную завершенность и масштаб. Фасады здания могут быть продолжены в любую сторону: влево, вправо, вверх. И то, что они внезапно обрываются у кромки красных линий, усиливает впечатление, что здание – аморфная масса, залитая в невидимый куб блока застройки. Архитектурный объем не членится на фрагменты. Перекрытия за многослойным стеклом почти не видны. Нижняя галерея из-за отсутствия в ней колонн выглядит абстрактной выемкой из кубического блока. Рисунок фасада не модульный. Из-за этого кажется, что здание может быть любого размера: в два раза больше, в несколько раз меньше. Оно выглядит как увеличенная копия какого-то эстетского предмета мебели, если не ювелирного украшения. Его авторы – канатоходцы, искусно балансирующие на грани между архитектурой и предметным дизайном.
[конструкции]
фундамент: бетонная плита
конструктивная система: каркасная
несущие конструкции: стальной каркас, железобетонные ядра жесткости
перекрытия: стальные балки, бетонные плиты
ограждающие конструкции: трехслойное открытое беспереплетное цветное остекление
из ламинированного стекла (VSG, Verbund-Sicherheitsglas) со сквозной окраской, закрепленного с помощью зажимов на натянутых тросах; каркас внутреннего остекления первого этажа – нержавеющая сталь, полированная (на северном фасаде) и шлифованная (на остальных); верхние этажи – стойки и раскосы из анодированного алюминия
кровля: плоская, озелененная
[инженерия]
свет: Licht Kunst Licht GmbH
расчет естественного освещения: Institut fuer Tageslichtplanung, Stuttgart
акустика и оптимизация климатических показателей здания: Ehrsam & Partner AG
вентиляция и кондиционирование: Voirol AG
отопление: Tschantré AG
электрика: Kriegel & Schaffner AG, AZ Elektro AG
противопожарные системы: система оповещения Colt International (Schweiz) AG спринклеры Jomos Brandschutz AG
консультант по пожаробезопасности: профессор Марио Фонтана (Mario Fontana), Eidgenoessische Technische Hochschule Zuerich
лифты: ThyssenKrupp Aufzüge AG, Rümlang ZH
[интерьер]
полы: бетон – Repoxit AG, камень – Vittorio Dalla Bona AG, керамика – Keramik AG,
текстиль – Ruckstuhl AG (укладка – Abt Bodenbeläge AG)
стены и потолки: штукатурка Canonica + Lotti, энкаустика – Schüpfer + Debon
двери: Vosseler AG, Norma Reiden AG
столярные изделия: Gläser Innenausbau AG, Baden AG
светильники: Ansorg AG, Ingo Maurer GmbH