“Дом-самолёт” – здание в стиле конструктивизма, по форме напоминающий самолёт, расположен по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрунзенская, д. 3а. Его построили в 1933 году как главный павильон Всесоюзной строительной выставки, и долгое время он являлся одним из мест проведения мероприятий по строительству, архитектуре и дизайну.
Позже здание использовалось как административное, а в 2012 году было внесено в российский реестр объектов культурного наследия. В настоящий момент начались реставрационные работы. По словам одного из авторов проекта приспособления здания инженера и архитектора Ильи Машкова, нынешним владельцем здания было принято решение не приспосабливать его под арендный офис, что потребовало бы, безусловно, нарезку мелких лотов и нарушило бы внутреннюю организацию здания.
Дом оставят в качестве фронт-офиса компании-инвестора, что позволит сохранить все характерные черты здания не только снаружи, но и внутри – в противном случае, при множестве арендаторов, такие работы были бы невозможны.
Кроме того, подобное решение позволяет архитекторам сохранить не только ту структуру здания, которая является предметом охраны, но и некоторые его части, которые не были описаны в предмете охраны: например, брекчиевые полы и фрагменты лестниц.
Общая реставрационная концепция здания предполагает, что оно будет более современным, сохраняя свою функцию. Для того, чтобы пространство воспринималось целым и его можно было функционально использовать, реставраторы используют много стекла и прозрачных перегородок — в частности, на первом этаже, где располагаются основные элементы, которые нужно сохранить.
К основным проблемам дома-самолёта относятся следующие:
Во-первых, он не предназначалось для длительного использования — после завершения Всесоюзной строительной выставки его должны были снести, что означает не больше 10-20 лет. Поскольку здание прослужило намного дольше, все конструкции находятся в плачевном состоянии, и некоторые из них просто не предполагают возможности реставрации.
Во-вторых, очень плохое состояние фундаментов и даже более того — полноценного фундамента у здания нет, его основание уже сгнило, и работа над этой частью требует особого внимания. Гораздо проще было бы сохранить здание дореволюционной постройки, которому сейчас уже больше ста лет, но предназначенное не для временного использования.
В-третьих, кроме указанных проблем, есть еще одна, современная: требуется обеспечение подъездов для парковки на территории, т.к. в районе Хамовники данная проблема стоит весьма остро. Поэтому подземное парковочное пространство имеет особо важное значение для «дома-самолета», для его дальнейшего функционирования. Его планируется сделать в подземной части. Охранное законодательство позволяет устраивать незаметные подземные пространства даже в охранной зоне памятника. Очевидно, что это потребует больших затрат – сохранение самого здания и устройство подземного парковочного пространства.
В целом, отмечает архитектор, это дорогостоящий проект, предполагающий большие вложения в историческое наследие Москвы.