Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Небоскреб «Поворачивающийся торс» (Turning Torso) Калатравы

Объект: жилой дом с офисами — Небоскреб «Поворачивающийся торс» (Turning Torso)
Расположение: Lilla Varvsgatan, 14, Western Harbour, Мальмо, Швеция
Заказчик: HSB Malm ö Ek F ör
Застройщик: HSB Malm ö and NCC Construction Malm ö
Архитектурное бюро: Santiago Calatrava SA, Цюрих/Валенсия
Дизайн интерьера: Samark Arkitektur & Design AB
Генподрядчик: NCC Construction
Фасады: Grupo Folcra Edificacion SA, Испания
Стальная внешняя конструкция: Emesa, Испания
Проектирование: 1999–2001 гг.
Строительство: 14 февраля 2001 г. – 28 августа 2005 г.
Площадь застройки, кв. м: около 500
Общая площадь квартир, кв. м: 13 500
Общая площадь офисной части, кв. м: 4000

Нижние два этажа в «Поворачивающемся торсе» занимают офисы. На остальных разместились 147 роскошных квартир. В этом доме есть все: автостоянка, прачечная, конференц-залы и даже винный погреб
Небоскреб «Поворачивающийся торс» (Turning Torso)

Прообразом здания Калатравы стала скульптура Twisting Torso, которую он создал еще в 1991 году. Это была скрученная прямоугольная призма, разделенная на несколько блоков. Ее верхнее поворачивалось относительно нижнего на 90°. Придумана она архитектором исключительно как художественный образ, как упражнение в пластике. Но жизнь сложилась так, что скульптуру увидел Джонни Орбак, руководитель одной из девелоперских компаний Мальмо. Именно ему пришла идея создания на основе этой скульптуры жилого здания.

Застройщик Turning Torso был знаком с одноименной скульптурой Калатравы, представляющей набор сегментов, изгибающихся по спирали вокруг ствола, и потому попросил автора воссоздать эту форму в виде небоскреба в Мальмё, Швеция. После успеха этого архитектурного проекта Калатраву пригласили проектировать 610-метровый Чикаго-Спайр (нач. 2007), однако работы были приостановлены в связи с экономическим кризисом.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Надо отметить, что Сантьяго Калатрава не сразу согласился на предложение HSB Malmö. Тем не менее, сегодня мы можем увидеть 54-этажный результат безумной идеи Орбака.

Испанец по рождению, Сантьяго Калатрава (1951-) обучался в Швейцарии. Все его творения отличаются динамичностью. Окончив учебу в Валенсии и Цюрихе, в 1981 году он основал собственную компанию.

Первоначальную известность ему принесли экспрессивные скульптурные мосты, такие как Мост Аламильо (1992) в Севилье и Кампо-Волантин (1997) в Бильбао. Архитектор является автором пластичных сооружений более крупного масштаба, включая Монжуик-скую телебашню (1992), приуроченную к Олимпийским играм в Барселоне, и пристройку к Художественному музею Милуоки (2001) с гигантским солнцезащитным экраном размером с крыло Боинга-747. В основе творений Калатравы лежат произведения искусства — картины и скульптуры. Примером тому может служить дизайн небоскреба Turning Torso, вызывающий в памяти скульптуру из белого мрамора Кала-травы с одноименным названием.

После проектирования многочисленных общественных зданий Сантьяго Калатраве, наконец, удалось построить жилой дом. Он появился в шведском городе Мальмо, на родине жены архитектора. Первый раз проект был представлен мировой общественности в нью-йоркском МоМА на выставке небоскребов. Здание, похожее на закрученную тянучку, возвышается над Оресундским районом на зависть жителям Копенгагена, живущим через пролив. Раньше в Скандинавии самым высоким жилым зданием являлось Domus Vista в Копенгагене.

ТАНЦУЮЩИЙ У МОРЯ

Вид на башню со стороны города Мальмо. Turning Torso

В переводе с английского Turning Torso означает «поворачивающееся туловище». Кроме этой скульптуры у Калатравы было и «бегущее туловище» (Running Torso), представляющее собой те же кубы, но вытянувшиеся по диагонали. Сама тема человеческого тела присутствует во многих работах архитектора.
Так, проект железнодорожного вокзала в Люцерне сопровождается эскизом лежащего изогнувшегося женского тела, а известную телебашню в Барселоне предварял эскиз с изображением человека, стоящего на коленях и держащего в согнутых руках чашу. Новой башне и впрямь не откажешь в изяществе балерины. Большинство произведений Калатравы завораживают зрителя тем, как он умудряется придать столько изысканности и чувственности тоннам грубого бетона и металла. Наверное, именно эта способность позволила испанскому инженеру стать всемирно признанным архитектором. По всей видимости, инженерное мастерство сыграло роль и при получении данного заказа. Так же, как и сложнейшие мосты, сделавшие знаменитым их создателя, небоскреб – сооружение в первую очередь инженерное.
При переработке скульптуры в полноценное здание структура несколько изменилась, так, например, кубы превратились в пятигранные призмы. Девять таких блоков (именно это количество элементов позволяло создать поворот верхнего основания относительно нижнего на 90° без особых изменений на отдельном этаже) крепятся к центральному железобетонному ядру, внутри которого расположены лифты и лестницы.
Центральный несущий ствол имеет переменную толщину, плавно уменьшающуюся к вершине. Поэтажно возводились часть ствола с лестницей и лифтовыми шахтами и монолитная плита перекрытия, внутри которой были заложены металлические консольные балки. На каждый этаж уходило не меньше 10 дней. Перекрытия под каждым блоком усилены, их толщина меняется от почти метра у ствола до 40 см с внешней стороны, благодаря этому они выполняют роль аутригеров.
Колонны по периметру здания передают на это усиленное перекрытие часть нагрузок от вышележащих, что позволило сократить толщину межэтажных плит до 27 см. При этом верхние перекрытия каждого блока поддерживаются стальными балками, связанными с внешней стальной изогнутой колонной. Этот сваренный «хребет» служит дополнительной
поддержкой здания и ограничивает амплитуду колебания его вершины под порывами ветра, работая как стабилизатор. Принятые меры позволили добиться отклонения вершины от вертикали максимум на 30 см.

Небоскреб «Поворачивающийся торс» (Turning Torso)

Общий вес металлической структуры составляет приблизительно 820 т. 20 горизонтальных и 18 диагональных стержней связывают стальную колонну, монолитные перекрытия и центральный ствол в единую конструктивную систему. Все нагрузки передаются на усиленные фундаменты, которые не только заглублены на 15 м в землю, но еще и врезаны на 3 м в скальное основание.

Бетонный 57-этажный небоскреб достигает в высоту 190 м и насчитывает 147 апартаментов с 5 лифтами. Дизайн представляет собой девять пятиугольных сегментов по 5 этажей каждый, вращающихся вокруг «ядра» здания. Два нижних этажа отведены под офисное пространство.

Непросто проходило само возведение здания – мешали холода, ветер (работы останавливали при ветре 20 м/с), короткий световой день, непривычными оказались и сами масштабы задачи. Бюджет строительства превысил затраты города для вложений в развитие школ, парков и дорог за год. Только аренда 2 высотных кранов (высотой 212 м и грузоподъемностью 12,5 т) стоила по $123 000 за каждый. При этом даже краны не могли справиться с подъемом диагональных стоек внешней металлической структуры и некоторых плит облицовки. Для их монтажа использовались специальные подъемники, обычно применяемые шахтерами. А при монтаже самого крана однажды упала верхняя секция.

При создании бетонной подушки фундамента Turning Torso потребовались 72 бетономешалки, работавшие на протяжении 60 часов. Учитывая, что водители должны были работать посменно, что стало понятно в последний момент, задействовали чуть ли не всех водителей бетономешалок этой части Швеции. Процесс заливки бетона моделировался на компьютере, чтобы соблюсти оптимальное соотношение прочности и температуры уже уложенного бетона с консистенцией следующего слоя. Несколько раз во время производства работ приходилось увеличивать и так не малый бюджет.

Подорожал фасад, улучшились кухни, бюро Калатравы ошиблось в расчетах – количество металла для внутреннего каркаса пришлось увеличить почти в два с половиной раза. Прибывшие из Испании секции внешнего «хребта» пришлось на месте переваривать, заводские узлы не выдерживали нагрузки. Десятидневная забастовка электриков по всей стране, задержав работы, удорожила строительство на $1,2 млн. Каждый 5-этажный блок, общей площадью – 2000 кв. м, является своеобразной субструктурой, зданием в здании. Пространство между  кубами используется для технических целей, включая обслуживание фасада.

Кстати, застройщику, который на данный момент эксплуатирует здание, пришлось включить в пакет услуг, предоставляемых всем жильцам, мытье окон. Для этого на крыше установлен кран. Тут открывается лишь каждое второе окно и не больше, чем на 10 см. Дело в том, что любой предмет, выпавший с верхнего этажа, за время падения наберет скорость от 150 до 200 км/ч, что смертельно опасно для человека, прогуливающегося внизу. По той же причине здесь нет балконов, кроме технических. Также, для того чтобы избежать несчастных случаев, вокруг дома организован обширный бассейн с водой. Лаконичность силуэта требовала простоты фасадных решений – фасад навесной. Окна были встроены в навесные блоки в заводских условиях, этим объясняется некоторая «топорность», единственная их особенность – наклонные вертикальные стойки.

Подобно другим архитекторам, от Фрэнка Ллойда Райта до Фрэнка Гери, раздвинувших границы дизайна, вклад Калатравы в архитектуру является предметом горячих споров. В его недавнем проекте Оперный дом Валенсии (2008), по словам очевидцев, уже слезает краска, а конструкция низкокачественная.

В здании всего 152 квартиры, они размещены в 7 верхних кубах. Все они сдаются в аренду, хотя сначала предполагалась продажа (сейчас владельцем всего здания является застройщик). Площадь самой маленькой квартиры, однокомнатной, составляет 45 кв. м, а самая большая квартира – пятикомнатная (190 кв. м). На каждом этаже – от одной до пяти квартир. Разновидностей планировки – 23, во всех за основу принят принцип перетекающих пространств: большинство дверных проемов выполнены во всю высоту этажа; в больших квартирах применены раздвижные перегородки; везде кухни раскрываются в гостиную (на границе размещена обеденная зона).

Разрабатывая планировки, архитекторы исходили из необходимости разместить гостиные с учетом лучшего вида из окна. Несмотря на разнообразие планировок, все они просты, особых изобретений здесь не обнаруживается. И хотя избалованного москвича или жителя другого мегаполиса может порадовать наличие окон во всех ванных комнатах, может он найти также и недочеты вроде входа в единственный санузел через спальню. Столь скромные во всех отношениях планировки квартир Turning Torso объясняются не скромным опытом в жилищном строительстве архитекторов, а спецификой скандинавских представлений о престижном жилье.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал