Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Национальный центр искусств в Токио (арх. Курокава)

Национальный центр искусств в Токио (арх. Курокава)

Среди музеев, спроектированных Кисё Курокавой, особого внимания заслуживает Национальный центр искусств в Токио. Это не только последняя крупная работа архитектора, но и один из самых больших художественных музеев в Японии. Курокава задумывал свое произведение как международный культурный центр. По его замыслу в Центре можно будет экспонировать практически любой тип произведений искусства и устраивать различные культурные мероприятия.

Здание Центра возвели в центральном токийском квартале Роппонги. Модный Роппонги известен ресторанами, бутиками, офисами крупнейших зарубежных фирм, также там находятся новый Музей изобразительного искусства Мори и комплекс обновленного Музея Сантори.

Вход в музей
Вход в музей

Чрезвычайно плотная застройка Токио является характерной чертой и района Роппонги. С трех сторон Национальный центр искусств окружают дороги, за которыми начинается сетка тесно застроенных кварталов. Только с южной стороны, куда обращен главный фасад музея, есть большое общественное пространство.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Размеры широкой эспланады перед музеем рассчитаны на возможность охватить взглядом узнаваемый фасад здания, его высота — 21 метр. Облик постройки определяют сложные линии гиперболического параболоида, образующие фасад здания. На этой части произведения сделан основной архитектурный акцент. Благодаря своему необычному фасаду здание узнаваемо как в кругу специалистов, так и у подавляющего числа жителей мегаполиса.

Фасад шестиэтажной постройки часто называют стеклянной волной — и неслучайно. Возможно, решение архитектора должно напоминать о волнах в токийской гавани, которые являются характерным дополнением урбанистического пейзажа, но также могут стать и угрозой, исходящей от могущественной природной стихии.

Вид на музей сверху
Вид на музей сверху

Одно из важнейших преимуществ южной оболочки здания — экономия энергии, затрачиваемой на кондиционирование помещений. Перпендикулярно всей внешней стороне волнообразного фасада укреплены полупрозрачные ребра, повторяющие его сложные контуры. Ребра выполняют функцию жалюзи, не позволяя проникать в интерьер прямым солнечным лучам, рассеивая их для создания комфортной атмосферы внутри здания. Стеклянный экран пропускает дневной свет, но задерживает более 90 % солнечного тепла и ультрафиолетового излучения.

Вход в Национальный центр искусств нарушает симметрию, он — в правой части фасада и определен двумя фигурами — плоской и объемной, кругом и конусом. Большой круглый козырек призван создавать тень, приглашая всех прохожих спрятаться от жара раскаленного асфальта. Кроме того, преувеличенные масштабы козырька должны служить ярким маркером входной зоны, помогая посетителям быстро сориентироваться.

Второй элемент, конус, смело и эффектно врезан в плоскость фасада так, что одна половина его выступает наружу, а вторая украшает интерьер. Нижняя широкая часть конуса как раз и представляет собой зону входа.

Фрагмент фасада
Фрагмент фасада

Стеклянная волна фасада создает промежуточную зону, отделяющую от внешнего окружения этажи с выставочными залами. Прекрасный вид на это промежуточное пространство, единое, не разделенное на уровни, открывается с галерей, проходящих вдоль каждого этажа. Именно эти галереи играют роль связующего звена между экспозиционными залами. Многочисленные лифты, эскалаторы и лестницы соединяют между собой галереи всех уровней. В результате внутреннее пространство получилось достаточно сложным.

Из-за большого количества мостов и балконов, размещенных на разной высоте, а также из-за движущихся между ними эскалаторов, оно воспринимается как очень динамичное. Кисё Курокава так комментировал организованное им пространство музея: «Великое искусство и архитектура не должны быть до конца понятны. Когда людям все понятно, они могут точно сказать: “Это вход, а это выход”. Но это не искусство. Я хотел привнести немного двусмысленности и даже путаницы. Это то, что заставляет людей думать».

Главным акцентом промежуточного пространства, по замыслу архитектора, стали два перевернутых конуса разной высоты, на вершине которых устроены кафе и ресторан. Оттуда открываются настолько прекрасные виды, что посетители стоят в очереди, чтобы подняться к столикам и насладиться всеми преимуществами своего положения. Поистине космическую атмосферу зала каждого кафе создает световой круг, образующийся за счет как будто парящего над столиками кольца с многочисленными лампочками, имеющими сквозное крепление. Световое кольцо очерчивает пространство зала по полу кафе, а также круг проецируется на потолок музея, что вечером выглядит совершенно фантастически.

Промежуточное пространство музея опирается на основы мировосприятия японцев и передает древние традиции культуры, остающиеся актуальными и по сей день. В культуре Японии еще много веков назад на уровне мировосприятия сформировалось поле, способное соединять противоположности, взаимоисключающие друг друга — некая промежуточная зона. Идея такой промежуточной зоны развивается как ведущий принцип миропонимания, с плавным перетеканием одного в другое и отсутствием резких границ. В архитектуре принцип промежуточности позволяет достичь наивысшей гармонии произведения.

Вид сверху на кафе в музее
Вид сверху на кафе в музее

Промежуточная зона в традиционной архитектуре Японии очень функциональна, она связывает постройку с природой: сооружение открывается ей, и в то же время она включается в архитектурную постройку. Следовательно, ведущее значение получает именно этот промежуток между внешним и внутренним пространствами. Такая промежуточная зона между интерьером и природным окружением в домах всегда являлась многоцелевым пространством, где можно отдохнуть или принять посетителей за чашкой ароматного чая. Причем, располагаясь на галерее, посетители находятся уже не в саду, но еще не дома. Традиционные приемы организации пространства архитектор привнес в современную постройку.

В интерьере Национального центра искусств Кисё Курокава использует контрастные материалы. Наряду с серым цветом металла и металлизированных пластин широко представлены элементы из дерева как дань японской традиции. Деревянные полы, панели на стенах и включение деревянных полос на разных поверхностях добавляет пространству тепла и мягкости.

На верхнем ярусе предусмотрен открытый внутренний двор, в центре которого высажена бамбуковая роща. Этот изящный штрих также призван напомнить об организации пространства в традиционном японском доме, где небольшой садик во внутреннем дворе является его обязательной принадлежностью.

Национальный центр искусств создавался как музей без экспонатов, а если точнее, сам музей выполняет роль огромного экспоната — шедевра современной архитектуры. У него действительно нет постоянной коллекции, но он рассчитан на экспонирование различных произведений искусства, проявляя гибкость в отборе стилей и направлений, что выгодно отличает его от большинства других музеев. Концепция архитектора заключалась в создании некоего «художественного аэропорта», где люди будут собираться вместе, чтобы увидеть современное искусство разных стран.

Архитектурные особенности:

  • Главный фасад постройки — южный, поэтому прежде всего нужно было решить проблемы баланса освещения и кондиционирования помещений.
  • Большой круглый козырек создает затененное пространство перед входом.
  • В плоскость фасада врезан конус — излюбленная геометрическая фигура архитектора
  • Стеклянный экран фасада задерживает более 90 % солнечного тепла и ультрафиолетового излучения.
  • Нижняя часть конуса представляет собой зону входа.
  • По фасаду здания закреплены полупрозрачные ребра, выполняющие функцию жалюзи и не позволяющие прямым солнечным лучам проникать внутрь.
Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал