Испанский архитектор Рафаэль Монео (1937-) окончил архитектурный факультет Мадридского университета в 1961 году. Некоторое время жил в Дании, проходя практику у Йорна Утзона, автора Сиднейского Оперного дома. Монео восхищался его простыми монументальными замыслами «героического» периода свершенной архитектуры.
В 1962 году он вернулся в Испанию, одержав победу в конкурсе с проектом Испанской Академии в Риме. В 1965 году начал преподавательскую деятельность в Испании и основал собственную компанию: его первые зажиме заказы – простые массивные здания Фабрики Pfestre И 967) е Сарагосе и жилой комплекс с множеством балконов Urumea (1972) в Сан-Себастьяне.
Однако проектом, принесшим ему международную славу, стал Bankinter (1976) в Мадриде – простое кирпичное офисное здание, оконные проемы которого перекликаются с творениями итальянского архитектора Альдо Росси.
Простой и дерзкий дизайн Монео Национальном музее омского искусства в Мериде, принес ему еще большую известность. Последовали более крупные заказы, включая железнодорожный вокзал Аточа в Мадриде (1992) и здание Одри Джонс бек Билдинг (2000) в Музее изящных искусств в Хьюстоне, Техас. Все творения Монео отличаются простыми геометрическими формами и использованием каменной кладки В1996 году он стал обладателем Притцкеровской премии в области архитектуры.
Два кирпичных сводчатых сооружения обрамляют древнеримскую дорогу. Выставочное здание имеет три этажа и крипту. Световые фонари обеспечивают естественное освещение основного экспозиционного пространства с поперечными арками с десятью пролетами внутри. Монео является автором инсталляций артефактов и самого здания.
Город Мерида прославился своими древнеримскими руинами, поэтому сводчатое здание Монео должно было сливаться с археологическим контекстом, еще больше, чем застекленное крыло Египетского храма Дендеры в Нью-Йорке.
Инициатива строительства Национального музея римского искусства зародилась еще в 1975 году, совпав с празднованием двухтысячного юбилея города. В ходе археологических раскопок были найдены древнеримские дома, некрополи, часть дороги и фрагмент акведука, и Монео в ходе реализации проекта поставил задачу сохранить это археологическое наследие. Выбор на него пал в 1979 году, а работы начались в 1981.