К концу XX столетия итальянцы, которые всегда гордились своей культурой, поняв, что их столица — единственная в Европе, не обладающая музеем современного искусства, решительно приступили к исправлению этого упущения. В 1998 году были подведены итоги двухэтапного международного конкурса на проект, а в мае 2010 года, после 11 лет строительства, республиканский музей был открыт.
Здание Национального музея современного искусства XXI века (MAXXI — Museo nazionale delle arti del XXI secolo), возведенное по заказу Министерства культуры Италии за 150 миллионов евро, стало самым крупным на тот момент сооружением из построек по проектам Хадид (соавтор — Патрик Шумахер). Общая площадь его, включая экспозиционные залы, конференц-зал и другие пространства для различных мероприятий и мастерские, занимает 27 000 квадратных метров.
Римский район Фламинио был известен до того, как здесь появился музей, и выделялся двухэтажным комплексом центральной казармы Монтелло, архитектура которой, как и рядом расположенных скромных малоэтажных домов, резко контрастировала с окружающими высотками.
Хадид учла привычные парадоксы районной застройки, проектируя музей: ему была отведена территория на месте казармы, и архитектор использовала ее протяженную форму. При этом, как дань прошлому, со стороны улицы Гвидо Рени она сохраниля старый, очень скромный фасад казармы, устроив именно здесь парадный вход. Весьма длинные корпуса за ним змеятся некрутым изгибом к параллельной улице Мазаччо.
Бетонная галерея, а вернее, «галереи», стыкуются друг с другом и расходятся, как река в дельте как наплывы лавы, заставляя вспомнить однокоренное слово «лавировать» — именно лавирующим может ощущать себя посетитель внутри их длящихся пространств. (Впрочем, после открытия музей получил прозвище «макаронина».) В одном из интервью Заха Хадид рассказывала об особенностях работы над проектом: «В моих рисунках было много штриховых линий. Они превратились в макеты с прожилками, затем оказались частью диаграмм для музея МАХХI».
Традиционным (с оглядкой на знаменитую Венецианскую биеннале) является и основное подразделение помещений: предназначенные для визуальных искусств в «МАХХI Art» и для показа и фиксации новых тенденций в зодчестве в «МАХХI Architecture» (музей располагает фондом современного искусства и фондом современной архитектуры). Естественно, здесь есть сервисный ареал разного толка: для работы и отдыха (библиотека и медиатека, комнаты для просмотра видеоматериалов и занятий с детьми, кафе, мастерские, книжный магазин и т. д.). Помещения для временных выставок окружают залы основной экспозиции.
Выкрашенные в белый наливные бетонные корпуса MAXXI, пронизанные на выступающих объемах ленточными окнами, Хадид устанавливает на тонкие алюминиевые стойки, позволяя вспомнить ее первую постройку (пожарная часть компании «Витра» в немецком Вайле-на-Рейне), прочувствовать ее желание следовать архитектурным правилам Ле Корбюзье (пешеходные асфальтовые тротуары проходят между стойками под объемами верхних ярусов) и, одновременно, — восточному зодчеству и нимейеровской пластичности. Однако сложность переплетений архитектурных абрисов и маршрутов, неожиданность визуальных перспектив по мере им следования — «визитная карточка» самой Хадид. Как и понимание символики архитектуры. Над старой стеной вентрального входа нависает цементный корпус, словно отсылая знатоков к Риму как к палимпсесту культур.
Хадид утверждает: «В Риме фантастический свет. Главная идея проекта — заполнить помещение естественным светом, а также предоставить кураторам как можно больше свободы для формирования экспозиций». Стекло, из которого сделаны в основном стены первого этажа и крыша, стало инструментом для воплощения этого замысла.
Двухъярусный атриум формирует главное ядро музея, вокруг него группируются выставочные залы и другие служебные пространства. В интерьере главным выразительным элементом являются изгибы сплошных черных ограждений лестничных маршей, текучие ленты которых создают яркий контраст с белизной стен. Экспозиционные помещения оформлены тактично нейтрально.
Из-за сложных переплетений внутренних галерей и переходов для строительства использовался самоуплотняющийся бетон. Хадид хорошо понимает специфику музейного дела и музейного пространства сегодня: это уже не отвратительный набор комнат, соединенных общим проходом. Галерея искусств теперь место, где вы можете экспериментировать со светом и движением, изучать поведение людей, помогать возникновению диалога. Новый музей должен стать форумом для обмена информацией и постоянно меняющегося искусства, дающего силы городу… Для музея MAXXI в Риме разработали ступенчатую систему стен, которая развертывается из существующей городской ткани и сливает ее с новым зданием…
Знаете, что больше всего вдохновляет в проекте MAXXI? Это местное сообщество, для которого пространство музея стало новой римской пьяццей. Это место для всех, как ярмарочная площадь, и днем, и вечером. Это уже не просто музей, но часть общей городской системы Рима. Традиционно основным местом действия здесь оставался исторический центр. Но с открытием в 2010 году MAXXI в городе появилось со-общество современных художников, которые ведут невероятно интересную работу».
В год открытия римский музей современного искусства MAXXI был удостоен премии Джемса Стирлинга — главной награды Великобритании от Королевского института британских архитекторов (RIBA).
Архитектурные особенности музея MAXXI:
• Постройка трехуровневая;
• Пересекающиеся галереи. По словам Хадид, MAXXI не должен восприниматься как одно здание — только как несколько;
• Модернистские стойки должны ассоциироваться с колоннадой главной площади Рима перед собором Святого Петра и создавать ощущение пьяццы;
• Здание занимает 27 000 м2;
• Крутые изгибы современной архитектуры вторят линиям древних сводов;
• Кажущаяся массивность внешнего облика в интерьере трансформируется в легкие динамичные пространства;
• MAXXI расположен в районе Фламинио.