Объект название проекта: Музей искусств в Денвере (The Frederic C. Hamilton Building)
- расположение: West 14th Avenue Parkway, Денвер, штат Колорадо, США
- заказчик: Музей искусств в Денвере и городские власти
- архитектурное бюро: Studio Daniel Libeskind
- архитектурное сопровождение: Davis Partnership Architects
- генеральный подрядчик: М. A. Mortenson Company
- разработка конструкций: Arup
- архитектурный конкурс: 2000
- начало строительства: июль 2003
- завершение строительства: начало 2006
- открытие: 7 октября 2006
- общая площадь здания, кв. м: 13 140
- общая площадь залов постоянной экспозиции, кв. м: 3000
- общая площадь залов временной экспозиции, кв. м: 2000
Колорадо – один из центральных штатов США. Его столица Денвер расположена в 19 км от Скалистых гор. Это относительно молодой город, который стремительно вырос за последние 30 лет: на сегодня численность его населения составляет более 2 млн человек. Средний житель Денвера моложе, чем в других североамериканских городах, и, пожалуй, именно этим объясняется наличие здесь большого количества кинотеатров, клубов и прочих развлекательных и культурных центров. Каждый год в Денвере проходит популярный фестиваль искусств Cherry Creek Arts Festival, а в 2008 году вдобавок к нему состоятся два крупных культурных события национального значения: съезд представителей исполнительских искусств и съезд американской ассоциации музеев.
В США столицу Колорадо принято считать городом интеллектуалов: здесь есть свои театральная труппа и оркестр, снискавший известность во всей стране, 8 высших учебных заведений, фундаментальная библиотека, а также множество музеев, количество которых постоянно растет. Сейчас, например, идет работа над проектом музея современного искусства, который заказан английскому архитектору Дэвиду Аджайе (David Adjaye). Музей искусств в Денвере – один из наиболее популярных в городе. Он был основан в 1893 году. Сегодня его собрание насчитывает около 60 000 предметов искусства разных стран и эпох. Подлинной жемчужиной музея считается коллекция прикладного искусства индейцев плейнс и хопи, а также миниатюры Центральной Америки доколумбова периода.
Долгое время коллекции музея скитались по временным помещениям: публичная библиотека, несколько особняков в центре, здание городской администрации… Лишь в 1949 году музей получил собственное помещение. То здание, которое с появлением корпуса, спроектированного Либескиндом, стали называть старым, было построено в 1971 году по проекту итальянского архитектора Джио Понти (Gio Ponti). Тогда оно казалось весьма экстравагантным – похожее на средневековую крепость, 28-гранное, семиэтажное, с двумя башнями, облицованное серыми фактурными плитками с фацетом.
С появлением корпуса Фредерика С. Гамильтона музейщики получили возможность извлечь из хранилищ более 700 работ. Экспонаты между двумя корпусами разделили следующим образом: в северном (старом) разместили европейскую живопись, скульптуру и текстиль, искусство Азии, Америки доколумбова периода и периода испанской колонизации, а также образцы искусства американских индейцев; в южном (новом) представлены искусство США, Африки, Океании и современное искусство различных стран. Кроме того, в новом корпусе будут проводиться временные выставки. Даниель Либескинд за годы своей работы спроектировал не один музей. Только еврейских музеев на его счету три: два реализованных и один – в процессе строительства. А еще нельзя не вспомнить Военный музей в Манчестере, новый корпус Королевского музея Онтарио и многие другие объекты. Некоторые критики обвиняют Либескинда в том, что он банально экспортировал в Денвер свой проект Еврейского музея в Берлине, однако архитектор утверждает, что концепцию будущего здания придумал, подлетая к Денверу и глядя из иллюминатора самолета на Скалистые горы.
Надо отметить, что в последние годы появилось несколько получивших мировую известность проектов, при создании которых архитекторы пытались «ответить» горному пейзажу, выступающему фоном для новой постройки. Среди них – Миланский выставочный центр (New Milan Trade Fair) Массимилиано Фуксаса, четвертый терминал мадридского аэропорта «Барахас» Ричарда Роджерса, многие проекты Захи Хадид. Силуэт музея, поблескивающего титановой чешуей под солнцем, которое светит в Денвере в среднем 300 дней в году, действительно перекликается с абрисом горных хребтов, видных практически из любого уголка города. И в то же время Музей искусств в Денвере обладает всеми характерными чертами либескиндовского деконструктивизма: динамика образа, сочленения плоскостей под острыми углами, наклонные стены, активные вертикальные пространства. В любом случае здание достаточно эффектно для того, чтобы привлечь туристов (руководство музея рассчитывает на 1 млн посетителей в первый год функционирования нового корпуса).
Продолжая свой фирменный стиль, архитектор в очередной раз задал сложную задачку конструкторам – предложенное ими решение уникально для США. При взгляде на здание Музея искусств в Денвере кажется, что оно разваливается на несколько частей. В конструкции нет ни одного центрованного узла, при этом все узлы – разные, в них может пересекаться до восьми стержней. Однако в целом структура стабильна, что достигается благодаря использованию стальных плит, вмонтированных в железобетонный фундамент. К ним прикреплены все несущие колонны. Таким образом, пол становится своеобразной стяжкой для стен, а все балки конструкции в основном работают на растяжение. Для расчета конструкторы использовали специальную 3D-модель. Кстати, при всей нестандартности конструкции благодаря этой модели все элементы удалось выполнить на заводе, а на площадке их лишь собирали.
Были просчитаны не только все стыки основной конструкции, но и размещение отверстий в несущих элементах для прокладки инженерных коммуникаций. Тем не менее, на случай возникновения каких-либо проблем на строительной площадке постоянно работали в общей сложности 19 архитекторов и инженеров. Для организации строительного процесса использовалась так называемая 4D-модель (четвертое измерение – время). Внешние формы здания точно отражают его внутреннее устройство. Авторы проекта предложили большой спектр разновеликих пространств весьма замысловатых форм. На входе посетитель попадает в атриум высотой 37,2 м, пронзающий здание насквозь. Он образован стенами, расположенными под разными углами друг к другу, – среди них нет ни одной вертикальной. Вытянутое вверх пространство как бы извивается в первобытном танце. Вторит движению стен и главная лестница, ведущая с 1-го на 4-й этаж. Освещает все это фонарь верхнего света, и на стенах появляются причудливые тени. На 1-м этаже посетитель обнаруживает большое лобби, стойки информации, кассы, музейный магазин и один зал для временных экспозиций Gallagher Family Gallery.
Сейчас в нем выставлено 120 образцов японского искусства, созданных на протяжении семи веков, из коллекции Кимико и Джона Пауэрсов (Kimiko and John Powers). На 2-м этаже есть еще два зала для временных экспозиций: Anschutz Gallery и The Martin & McCormick. Все эти залы названы по фамилиям наиболее активных членов попечительского совета музея, сделавших самые крупные взносы в фонд строительства нового здания. Вообще же на 2-м этаже располагается экспозиция искусства США: холсты Альберта Бьерстадта, Фредерика Ремингтона, Энди Уорхола, Александра Калдера и других известных художников. Выше – залы искусства Океании и современного искусства.
В последних можно увидеть произведения Пикассо, Матисса, Модильяни. Здесь же – второй, или малый, атриум. Кроме того, на этом уровне прямо под «носом» конструкции находится открытая терраса с экспозицией скульптуры, откуда открывается вид на горы и даунтаун. На последнем этаже выставлены предметы африканского искусства. Есть и один подземный уровень, почти целиком отданный под хранилища; там же организован лекционный зал на 280 мест. Надо сказать, что в этом здании площадь вневыставочных пространств, предназначенных для посетителей, равна площади залов постоянной экспозиции. Отчасти это заслуга музейных работников, которые в процессе проектирования просили архитекторов увеличить размеры проходов и холлов. Многие критики считают обилие невертикальных стен недостатком здания. Однако работники музея настроены не столь категорично: они убеждены, что архитектура здания – один из музейных аттракционов. Кураторы нашли удачное применение пологим стенам: на них остроумно разместили текстиль и ковры. А для помещений, где были необходимы вертикальные стены, разработали план расстановки перегородок.
Причем сами стены выкрашены белым, а выставочные перегородки – цветные, пастельных тонов. В ответ критикам Музей искусств в Денвере подготовил выставку Building Outside the Box («Здание вне коробки»), посвященную новой достопримечательности Денвера. Еще один знак признания нового здания жителями города – повышение спроса на жилье в непосредственной близости от музея. Студия Либескинда уже получила от владельцев соседнего с музеем участка заказ на проектирование двух многоквартирных жилых домов и парковки. Актуальность предложенного Либескиндом проекта подтверждает и его финансовая история. Дело в том, что в США, в отличие от России, большая часть музеев существует за счет попечительских фондов. Денверский музей – не исключение. Так что здание Фредерика С. Гамильтона было построено исключительно на благотворительные взносы. Кстати, названо оно именем самого активного мецената музея.