Огромная белая улитка, космический корабль, воронка, кухонный комбайн, раковина моллюска, огромный барабан, стиральная машинка – что же это вообще такое? Странное новое здание-спираль, которое построил Фрэнк Ллойд Райт, как только не называли. Обожатели и ненавистники навешивали на него кучу странных ярлыков, но никто не смог бы поспорить с одним-единственным фактом: Музей Гуггенхайма – чистая провокация.
Основные факты
- ДАТА: 1956-1959 годы
- СТИЛЬ: Органический
- МАТЕРИАЛЫ: Железобетон и стекло
- АРХИТЕКТОР: Фрэнк Ллойд Райт
- Необычная винтовая форма музея предполагает новый способ осмотра выставки.
Его заказали, чтобы было куда поместить растущую коллекцию произведений искусства, которую собирал Соломон Р. Гуггенхайм, один из семи сыновей магната горной промышленности, успешный человек и меценат. Он начал собирать живопись в 1920-е годы, и вскоре собрал одну из самых больших коллекций современного искусства в мире. У него были картины Кандинского, Модильяни, Мондриана, Клее и Пикассо, но не было постоянного места для выставок.
Именно поэтому баронесса фон Эренвайзен, искусствовед и управляющая коллекцией Гуггенхайма, обратилась к знаменитому архитектору, которому тогда было уже 76 лет. Она сказала ему: «Мне нужен храм духа, монумент!» В общем, нужно было настолько же удивительное и потрясающее здание, как и сама коллекция картин.
НОВЫЙ ВЗГЛЯД
Для музея выбрали отличное место на Пятой авеню, с видом на Центральный парк Манхэттена. Райт, который никогда не любил городскую обстановку, считал, что Нью-Йорк – неподходящее место для музея, и даже хотел перенести музей прямо в парк. Но потом он увидел возможность поэкспериментировать со своими идеями о естественной архитектуре и открытой планировке.
Он начал с первичной природной формы – со спирали. Кроме того, он думал о специфической форме зиккурата (древнего ступенчатого храма, похожего на пирамиду), и это определило итог. Райт понял, что подвижность и изменчивость спирали прекрасно дополнит современное искусство.
Райт воспользовался скульптурными возможностями железобетона и довел технологию до предела. Чтобы сделать огромные формы для отливки бетона и достичь эффекта, при котором кажется, что никаких опор вообще нет, понадобилось множество инженерных изобретений.
Вообще планы Райта были настолько грандиозными, что отпугнули нескольких подрядчиков. Говорили даже, что гениальный архитектор от старости сошел с ума, забыл о реальности и физике, забыл, как надо строить. Проект был закончен в 1943 году, но война остановила все. Строительство началось в 1956 году (Гуггенхайм тогда уже умер) и закончилось в 1959-м, через полгода после смерти Райта.
В результате получилось одно из самых необычных строений XX века. Кроме того, Райт придумал новый способ хождения по залам музея, новый принцип. Большая спираль расширяется снизу вверх, и галерея становится шире, поднимаясь к небу и к свету. Райт говорил, что это «один большой зал, один длинный отрезок».
Многие посетители поднимаются на лифте наверх, и потом идут по спирали вниз. Другие снизу идут пешком, постепенно поднимаясь к свету. Как бы ни шли посетители, через какое-то время они все замечают кое-что интересное: сначала все смотрят на картины, которые висят на внешних стенах спирали, но потом постепенно отходят к перилам внутри нее, и смотрят на картины (и на людей) напротив.
Подходит ли музею такая архитектура, которая перетягивает на себя внимание и «заигрывает» с посетителем? Или она мешает воспринимать искусство? Критики заявляют, что искусство не воспринимается, когда пол и стены не под прямым углом. Но Райт хотел большего: «…сделать здание и картины единой симфонией, такой прекрасной, какой до сих пор не было в мире искусства».
Динамичные пространства спиралеобразного интерьера музея по проекту Райта должны контактировать с произведениями современного искусства, представленными здесь. Он «скрестил шпаги» с представителями музея, настаивая на нейтральном интерьере и естественном освещении, а также на выбранной цветовой гамме. Персонал видел музей белым, тогда как архитектор склонялся к более теплому оттенку слоновой кости. Необычная форма музея Гуггенхайма оказала влияние на другие музеи, от мюнхенского до музея в Атланте.
Спиралевидный дизайн легко осуществим за счет бетонных конструкций. По словам Райта: «Бетон пластичный материал, поддающийся воображению». С практической точки зрения он дешевле камня, который планировался изначально для музея бюджетом 2 млн долл. США. (По факту строительство обошлось значительно дороже).
Музей Гуггенхайма по проекту Фрэнка Ллойда Райта (1867-1959) – шедевр архитектуры середины 20 столетия, который можно поставить на одну планку с другим его модернистским творением – Домом над водопадом (1936-1939) и Роби Хаус в стиле Школы прерий (1910). Райт приступил к разработке дизайна в 1943 году по заказу коллекционера современного искусства Соломона Р. Гуггенхайма. В основу спиралевидного дизайна лег проект Райта планетария Gordon Strong Automobile Objective (1924) на горе Шугарлоф в Мэриленде. Несмотря на то, что Райт был против строительства музея в урбанизированном Нью-Йорке, были изучены несколько участков, прежде чем в 1944 году был сделан окончательный выбор -место напротив Центрального парка.
Открытие модели состоялось в 1945 году, однако строительные работы продвигались медленно из-за сомнений Гуггенхайма в нестандартном музейном пространстве и возражений со стороны гражданских учреждений. Даже сегодня многие нью-йоркские сооружения с дерзким дизайном сталкиваются с критикой местных ассоциаций и городских комиссий. Некоторые из них были против пристроек к музею в 1992 году по проекту компании Gwathmey Siegel Kaufman, несмотря на то, что они соответствовали первоначальному замыслу Райта. В 2008 году компания WASA Studio с группой специалистов отреставрировала знаменитый атриум музея и застекленную крышу.
Открытые прямолинейные пространства сооружений Райта в стиле Школы прерий перекликаются с холмами его родного Висконсина. Округлые формы можно встретить в таких проектах, как Джейкобс-Хаус (1948) в Мидлтоне, Висконсин, 140 Мейден Лейн (1948), Сан-Франциско, и Дэвид Райт Хаус (1952), Феникс