В 2011 году по приглашению известного японского предпринимателя и коллекционера Ацуро Токоро Тойо Ито завершил работу над проектом Музея архитектуры своего имени. Новый комплекс появился на японском острове Омисима префектуры Эхимэ. Он стал первым музеем в Стране восходящего солнца, который посвящен творчеству одного архитектора.
Казалось бы, возведение музея, за которым закреплены и имя, и проект зодчего, должно рассматриваться как показатель нарциссической личности мастера. Но Музей архитектуры Тойо Ито — бесспорное исключение из правила. Невозможно представить себе менее самовлюбленную или диктаторскую фигуру, чем Ито, по крайней мере, среди архитекторов первой величины. Как же такому скромному человеку, как Тойо Ито, пришло в голову ставить памятник самому себе? Все произошло во многом благодаря случайному стечению обстоятельств.
Прежде всего необходимо вспомнить историю острова Омисима, воспетую в древних японских эпосах. Она связана, прежде всего, с тем, что на острове размещалось пиратское логово. Жемчужиной Омисима с давних времен считается древний синтоистский храм Оямадзуми, который наравне со святилищами Исэ и Идзумо считается одним из самых почитаемых мест в Японии.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
В древности храм Оямадзуми служил для пиратов местом поклонения и молитвы об успехах в их лихих набегах. В храмовом музее до сих пор хранится одна из богатейших в стране коллекций средневековых доспехов и оружия.
Через дорогу от синтоистской святыни в 1986 году был построен художественный музей Омисима, где собрана коллекция современного японского искусства. Решающую роль в открытии этого музея сыграл известный токийский галерист Кодзи Хасэгава. Он был пленен красотой острова и рекомендовал именно это место коллекционеру Ацуро Токоро для открытия нового музея, который и был построен в 2004 году. Ацуро Токоро за свою жизнь собрал значительную коллекцию современной скульптуры и после появления Музея Токоро стал мечтать о его расширении и наполнении музея новыми функциями. Другими словами, он грезил о культурном и образовательном центре, в котором, по его мнению, так нуждается современная молодежь Японии. Для разработки концепции и проекта нового здания музея был приглашен Тойо Ито.
Когда все трое зачинателей идеи строительства, Кодзи Хасэгава, Ацуро Токоро и Тойо Ито, стояли на вершине скалы в югозападной части Омисима, они, по словам самого архитектора, были поражены красотой и таинственной, почти мистической, силой этого места. Они смотрели, как множество лодок курсировало между небольшими островами, и решили, что лучшего места для расположения музея, чем мыс острова Омисима, им не найти.
Однако, несмотря на неоспоримую красоту, участок был малопригоден для строительства. Рядом с синтоистским храмом сохранился реликтовый лес, деревья которого достигают возраста трех тысяч лет. Любому японцу станет страшно от мысли, что рядом развернется стройка. А если отступить от бесценного леса на безопасное для него расстояние, то рельеф становится таким холмистым, что даже небольшой плоский участок там найти совершенно невозможно. Но решено было строить, несмотря на сложнейший рельеф.
Под музейный комплекс была выделена площадь около 350 м2, начался период активного обсуждения проекта. В одну из таких встреч Тойо Ито поделился с заказчиками и коллегами своей давней мечтой — открыть школу для обучения молодых архитекторов. Тогда, как он вспоминал впоследствии, и Кодзи Хасэгава, и Ацуро Токоро в один голос сказали: «Почему бы вам не построить ее здесь?»
По идее Тойо Ито музейный комплекс состоит из двух построек, каждая из которых описывается как «хижина», что должно наталкивать на мысли об основных и первичных архитектурных темах. Стальная и Серебряная хижины задумывались как антиподы по форме и материалу, но, тем не менее, они должны дополнять друг друга. Придание постройкам дополнительных качеств — одна из любимых тем в творчестве Тойо Ито. В Стальной хижине разместились основные выставочные залы, главный вестибюль, лекторий и хранилище, а Серебряная хижина — это собственный дом Тойо Ито, перенесенный из Накано и точно воссозданный на новом месте. В нем также обустроены экспозиционные пространства, аудитории, кабинеты и даже небольшой кинозал.
Первоначально при создании проекта Стальной хижины архитектор хотел разработать форму, которая передавала бы сложный рельеф участка. Однако после многочисленных обсуждений он решил разработать геометрическую структуру, которая бы не зависела от ландшафта. Архитектор продумал четыре типа многогранных модулей со стандартной стороной три метра, которые могут свободно собираться и использоваться в разных комбинациях.
В основе архитектурного облика Стальной хижины лежат геометрически правильные и неправильные фигуры: тетраэдр, октаэдр и кубооктаэдр. Главный объем состоит из четырех стальных многогранников, которые возвышаются над мысом острова как гимн кубизму. Внешний вид конструкции напоминает палубу корабля. Сходство с кораблем является намеренным, ведь первый экспонат музея был назван «достойным судном». В залах этого комплекса демонстрируются фотографии объектов, проектная документация, наброски и макеты зданий Тойо Ито. Архитектурные макеты, как творческие «острова» в море выставочного пространства, призваны вдохновлять зрителя.
Рядом с громоздкой и геометрически сложной Стальной хижиной выстроена Серебряная хижина, объединившая группу арочных павильонов. Они расположены на возвышенном месте, поэтому каждый из них можно рассматривать как удачную смотровую площадку с прекрасным видом на море и соседние острова, а также причудливо изрезанную береговую линию Омисима с редкими и экзотическими деревьями и кустарниками. Здесь размещены библиотека и мастерская Ито, практически полностью открытые взглядам посетителей. Эта постройка, после ее возведения в 1984 году, получила премию Японского архитектурного института. Структура состоит из простых сборных единиц — арок разной высоты и диаметра, образованных ромбовидной сеткой, опирающейся на бетонные столбы. Созданная на контрасте со Стальной хижиной, структура Серебряной хижины легкая, воздушная и очень простая.
В этом здании три типа пространства: архив архитектора, собранный специально для посетителей, мастерская и зал для проведения лекций и семинаров. В выставочном пространстве, занятом архивом, можно рассмотреть архитектурные чертежи примерно 90 работ Тойо Ито. В лекционном зале проводятся образовательные программы, освещающие различные направления в современной архитектуре и, конечно, представляющие творчество Тойо Ито. Лекционный зал, кстати, — это открытое пространство, продуваемое морским бризом. Предполагается, что в отсутствие занятий он будет открыт для посетителей как место отдыха и любования панорамой Внутреннего моря.
За несколько десятилетий остров Омисима стал одним из самых интересных культурных центров Японии, объединив на своей территории древний синтоистский храм с музеем при нем, художественный музей Омисима, Музей Токоро, Музей каллиграфии, площадку современной скульптуры и комплекс Музея архитектуры Тойо Ито.
Оглядываясь назад и размышляя о главных трудностях и препятствиях, возникших в результате работы над музейным комплексом, знаменитый японский архитектор вспоминает не участок под строительство, где имелись такие перепады высоты, что невозможно было найти подходящую площадку под строительство, а время, когда Омисима вошел в состав города Имабари. Это произошло на стадии создания проекта и привело к серьезной заминке в полете творческой фантазии Тойо Ито. Дело в том, что Имабари — родной город великого Кэндзо Тангэ, непревзойденного мэтра японской архитектуры. И, как признавался впоследствии Ито, то, что он будет проектировать музей своего имени для родного города Тангэ, заставил его колебаться. На то, чтобы обрести мужество и продолжить работу, архитектору потребовалось значительное время.
Результатом стало появление на Омисима музея одного архитектора, построенного по его же проекту и сделавшего остров местом притяжения широкой публики и профессионалов не только из Японии, но и из многих других стран мира.
Архитектурные и конструктивные особенности:
- На крыше музея оборудована смотровая площадка с прекрасным видом на Внутреннее японское море
- Башня музея представляет собой кубооктаэдр (фигура с 14 гранями)
- Один из выставочных залов имеет форму октаэдра (восьмигранника).
- В саду рядом с музеем в рамках постоянной экспозиции выставлены макеты нескольких известных построек Тойо Ито. Макет библиотеки Университета искусств Тама выполнен в масштабе 1:20.
- Главная постройка музейного комплекса получила название.
- Стальная хижина из-за покрытия стальными листами.
- Постройка прекрасно вписана в сложный рельеф.