Конте дали прозвище да Понте – в честь того, какой мост он построил.
Общие факты:
- ДАТА 1591 год
- СТИЛЬ Арочный мост
- МАТЕРИАЛ Дерево и камень
- СОЗДАТЕЛЬ Антонио Конте
Венеция была когда-то независимым, влиятельным портовым городом-государством, она похожа на лоскутное одеяло из островов и каналов. Туристы там быстро понимают, что осматривать город приятнее, если гулять пешком по многочисленным мостам.
Многие из каналов так узки, что строить мосты через них не представляло труда даже до появления специальных технологий. Но, например, Большой канал, главная водная улица Венеции, намного шире. В наше время его пересекают всего три моста, а до XIX века был только один – мост Риальто, построенный в самой узкой части канала.
Первый мост на этом месте был сооружен в XII веке. Он держался на понтонах, которые разводили, когда нужно было пропустить лодки. В следующем веке его заменили однопролетным деревянным мостом под крышей, который не раз приходилось чинить: в 1400 и 1431 году, и в 1450-м. после того как он рухнул под тяжестью толпы, собравшейся посмотреть на торжественный въезд в город императора Фредерика VII.
В 1512 году пожар уничтожил большую часть окружающего торгового посада. Хотя сам мост уцелел. Сенат Венеции наконец-то вынес решение заменить его на каменный.
Дерзкая и прочная постройка
Свои предложения на конкурс представили самые известные мастера из инженеров и архитекторов эпохи Возрождения, включая Микеланджело и Андреа Палладио. Сенатская комиссия выбрала смелый проект Антонио Конте – каменный мост с одним пролетом, сравнимым по длине с мостами Древнего Рима -27 метров длиной и 6.5 метра в высоту.
Если римляне строили полуциркульные арки, то Конте использовал пониженную, сегментную радиусом 38 метров. Несмотря на это подниматься на середину моста со сравнительно низкого берега приходится по ступеням.
Большой пролет позволяет лодкам проплывать по всей ширине канала, а его высота оставляет достаточно места для прохода судов. Главное, что под мостом свободно могут проходить церемониальные суда во время морских парадов -важной части жизни Венеции.
Ширина моста – 23 метра, на нем размещаются два ряда лавок, где раньше торговали сплошь ювелиры. Посередине между ними есть проход шириной 6,5 метра, и еще два прохода по краям, между рядами лавок и парапетом, каждый шириной 3,5 метра.
Почва в Венеции мягкая, а мост – тяжелая конструкция, поэтому Конте тщательно продумал фундамент. Были вырыты котлованы глубиной около 5 метров со стороны канала, и немного меньшей глубины у берега, чтобы не повредить фундаменты окружающих зданий. В дно забили 6 тысяч деревянных свай, используя молот по образцу древнеримского.
Поверх свай проложили подошву фундамента из крест-накрест уложенного лиственничного бруса. Сверху идут наклонные ряды каменной кладки, в которые уходит распор арки моста.
Эта новая технология казалась столь необычной, что завистники потребовали прекратить строительство моста – они говорили, что мост может оказаться непрочным, и это опасно. Работы продолжились только после того, как провели официальное исследование.
Прочность конструкции подтвердилась вскоре после постройки моста. В городе произошло землетрясение, а мост как стоял, так и остался стоять, целый и невредимый.
Мост Риальто открылся в июле 1591 года, и Антонио Конте получил прозвище да Понте -имя, под которым его знают и в наше время.