В Древнем Риме умели делать водостойкий бетон, но это искусство было утрачено на долгие века после падения Римской империи.
Основные факты:
- ДАТА: 62 год до н. э.
- СТИЛЬ: Арочный мост
- МАТЕРИАЛ: Камень
- ПОСТРОЕН: при Луции Фабриции
Для древних римлян качество дорог через их владения значило очень многое – жизнь огромной империи зависела от хорошего сообщения, а значит, нужно было строить мосты через реки и ущелья. В результате именно древнеримские архитекторы-строители разработали первую настоящую технику строительства мостов.
Римляне научились возводить фундаменты для опор прямо в воде, заливая особо прочный водостойкий бетон пуццолану во временную опалубку.
Самое важное, что они открыли – преимущества полуциркульной арки – конструкции, ставшей впоследствии чем-то вроде их личной подписи. Такая арка может перекрывать гораздо более широкие пролеты, чем прежняя опорно-балочная система.
Несмотря на то что арки складывали просто из каменных блоков, без применения известкового раствора, это была самая прочная и устойчивая конструкция из всех возможных в то время. Некоторые из построенных римлянами мостов используются до сих пор.
Сделано на века
Мост Фабриция, самый древний из сохранившихся в Риме мостов, – прекрасный пример мастерства древнеримских зодчих. Он практически не изменился с тех пор, как был построен в 62 году до н. э., чтобы соединить остров Тиберина, единственный остров на реке Тибр, с восточной частью разросшегося Рима.
С западным берегом остров соединял мост Цестия, который много раз перестраивали (последний раз – в 1892 году, когда расширяли западный рукав Тибра).
Мост Фабриция построен в основном из вулканического туфа и облицован более прочным камнем. Он состоит из двух арок (по 24,2 и 24,5 метра) и широкой центральной опоры с проемом, куда во время наводнений стекала вода. На обеих сторонах одной из арок видны надписи на латыни: L. FABRICIVS.C.F. CVR. VIAR. FACIVNDVM. COERAVIT. и дата постройки.
Это означает: «Луций Фабриций, сын Гая, куратор дорог построил и одобрил этот мост». Также на камнях выцарапаны имена М. Лоллия и К. Лепида – двух консулов, ответственных за восстановительные работы после наводнения в 21 году до н. э. Единственное позднейшее дополнение – ограда, построенная в 1679 году при Папе Иннокентии XI.
Если не обращать внимания на эти небольшие изменения, мост остался точно таким же, каким был более 2 тысяч лет назад – по нему по-прежнему можно пересечь Тибр, хотя сейчас им пользуются только пешеходы.
Этот впечатляющий мост с такими широкими пролетами – несомненное свидетельство инженерного мастерства древних римлян.
Как они это делали?
Закрепленный между двумя подвесками гибкий трос провисает до тех пор, пока не примет форму, в которой растяжение будет максимальным. Переверните эту систему, и вы получите арку – сжатую структуру, лишенную или почти лишенную внутреннего распора.
Римляне использовали этот принцип при строительстве моста Фабриция и прочих мостов. Арки из одинаково стесанных камней строились поверх временных деревянных опор (так называемой опалубки), которые поддерживали их стороны.
Когда обе стороны арки были закончены, в середину вбивали замковый камень трапециевидной формы. Внутренние силы сжатия и точно подогнанные камни окружающей кладки обеспечивали прочность конструкции даже без связующего известкового раствора.
Мосты были так важны для Римской империи, что установка замкового камня -завершающей части арочного моста – сопровождалась особой церемонией. На ней проводил богослужение глава Верховной коллегии жрецов, которого называли Pontifex Maximus – «глава мостостроителей».