Градостроительство Москвы второй половины XVIII — первой половины XIX века характеризуется противоборством и в то же время синтезом в его композиции старого и нового, средневековой и классической художественных систем. Украшением города послужили правительственные и общественные здания, дворцы и усадьбы, выстроенные Казаковым в «новом» стиле, и градостроительные доминанты — храмы и колокольни, формирующие силуэт Первопрестольной.
Одна из примечательных черт архитектурных поисков мастера, которая представляет не только его творческий метод, но и общую тенденцию развития типов и композиций храмов второй половины XVIII века, — сочетание ротондального построения храма и традиционных осевых композиций церковных сооружений.
Зодчий создал типы небольших центрических храмов — круглых, треугольных, кубических, с использованием портиков и купольных перекрытий, отличающихся необыкновенной пропорциональностью и масштабностью форм. Изящные и простые в декоративном убранстве фасадов, они гармонично вписались в пейзаж и ансамбль города.
Великолепным образцом подобных зданий является церковь Святителя Филиппа, митрополита Московского на Второй Мещанской улице (ныне улица Гиляровского) в Москве — это одна из первых и наиболее известных «казаковских ротонд». Она была возведена в 1777-1788 годах по проекту Казакова и под руководством архитектора С. А. Карина взамен старой, несколько раз перестраивавшейся от деревянной до каменной.
Храм сооружен на том месте, где 9 июля 1652 года царь Алексей Михайлович торжественно встречал мощи митрополита Филиппа, которые переносили из Соловецкого монастыря в Успенский собор Кремля. В конце XVIII века в Мещанской слободе предполагалось устроить подворье митрополита Платона, и Филипповская церковь должна была стать домовой. Но этот замысел так и не осуществился, и храм остался приходским.
Центрический объем небольшой церкви-ротонды с двумя четырехколонными ионическими портиками, примыкающими к нему с северной и южной сторон, перекрыт куполом на барабане, заверщенном ступенчатым аттиком. Апсида храма трактована как ризалит, повторяющий ордер боковых портиков. Купол увенчан легким фонариком с колоннами ионического ордера. Между колоннами портиков на стенах находятся скульптурные изображения, сюжеты которых посвящены жизни, деяниям и смерти святителя Филиппа.
От древнего храма сохранились трапезная и колокольня 1750-1752 годов, примыкающие с запада к объему церкви-ротонды. Сдержанная трактовка фасадов с целостной и тектонической силой массивных форм контрастирует с пышным интерьером, динамичным подкупольным пространством, дробной пластикой форм и изящными деталями.
Композиция храма — уникальный пример сочетания купольного пространства ротонды с системой двух ордеров, четко разграничивающих интерьер на две основные литургически разные зоны: алтарную и внеалтарную. Внутри церкви четыре каннелированные колонны большого ионического ордера и полукруглая стена алтаря образуют ротонду, поддерживающую световой купол.
В алтарной части такой же полукруг выполнен из колонн малого ордера. Между колоннами и наружной стеной расположены хоры. Покрытый лепкой, тонко прорисованный кессонированный купол с люкарнами, роскошно декорированный антаблемент и пышный иконостас придают интерьеру церкви необычайную торжественность и великолепие. Яркий пример использования Казаковым принципов классики в храмовых сооружениях — церковь Вознесения Господня на Гороховом поле (1788-1793), очаровательная по пропорциям и простая по композиции. Она стала редким и лучшим образцом раннего московского классицизма. Церковь строилась как приходская рядом с усадьбой А. К. Разумовского — на месте домового обветшавшего храма. Необходимые деньги собирали прихожане, также крупное пожертвование внес Н. А. Демидов.
Основной объем храма — ротонда, в нижнем этаже опоясанная колоннами ионического ордера, к ней примыкает трапезная с скругленными углами, за ней — трехъярусная колокольня со шпилем над западным входом. Все они расположены на одной оси. Второй ярус ротонды перекрыт прорезанным люкарнами куполом, увенчанным казаковским фонариком. В интерьере главенствует огромный иконостас, занимающий основную часть храма.
Построенная на холме, церковь Вознесения Господня стала местной градостроительной доминантой — ее мощный купол и колокольня были видны издалека. Сама крупная форма ротонды, врезанная в другую закругленную форму, и стремление трактовать массы как вырастающие друг из друга при абсолютной четкости их геометрического строения — свойственны Казакову. Характерным образцом его церквей является небольшой храм Святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Его строительство велось с 1791 по 1793 год (с отделкой интерьеров по 1803 год) по заказу М. Р. Хлебникова на месте обветшавшей каменной церкви.
Новый храм на крупной магистрали Белого города Москвы стал примером усложненной структуры объемно-пространственной организации: многократного использования ротонд, перекрытых куполами, при сохранении традиционного принципа осевой композиции. При этом он отвечает всем каноническим требованиям. В основе храма находятся четыре цилиндрических объема: основная часть, апсида и приделы, равные по высоте. Пятый цилиндр был помещен в верхнем ярусе колокольни.
Со стороны улицы на глади стен контрастно выделяется пара двухколонных портиков, фланкирующих выступающий придел. Строгий антаблемент и плоская вертикальная ниша придела образуют членения фасада. Рустовка захватывает вместе с нижним ярусом колокольни западный угол трапезной. Подчеркнуто традиционные люкарны и волюты, фигурные главки контрастируют с лаконичными основными объемами, создавая живописный силуэт в облике здания. Построение внутреннего пространства церкви точно соответствует ее наружным объемам. Трудная задача объединения группы цилиндрических объемов была решена зодчим с удивительным мастерством. Космодемьянская церковь в своей основе предстает целостной и монолитной. Ее монументальность, подчеркнутая почти полным отсутствием мелкой пластики, свидетельствует о тесной связи образного выражения с его важной градостроительной функцией — быть главным объемным акцентом в этом районе.
Очень ясно здесь видно, что развитие классицизма шло ко все большему лаконизму, когда на первый план выдвигалась пластика основных масс здания. За свою долголетнюю работу Казаков выстроил сравнительно небольшое количество церквей, но все они отличаются композиционной целостностью, совершенством архитектурных форм и мастерски выполненным убранством.