Содержание
Монументы и памятники строились в честь богов, героев легенд и войн, великих предков. Это, наверное, самые величественные и впечатляющие строения в мире.
Монументы и памятники не были личными .укрытиями или общими зданиями для молитв, работы и развлечений – это всегда были священные символы народной памяти.
Около 7000 лет назад ирландские кельты построили Ньюгрейндж, а древние египтяне создали пирамиды в Гизе.
Это были места для захоронений, построенные из огромных каменных плит, направленных к небесам. Мы мало знаем о том, зачем и для кого были построены эти гробницы, поэтому о них до сих пор сочиняют разные небылицы и легенды.

А вот о мемориале ветеранов Вьетнама мы, наоборот, знаем все – он был построен в XX веке в Вашингтоне, округ Колумбия, но все равно хранит свои загадки, и не оставляет равнодушными людей, которые приходят туда.
Почтение к мертвым
Некоторые памятники увековечивают жизнь и смерть отдельных личностей – терракотовая армия защищает императора, ушедшего в последний путь под землю, а Тадж-Махал построен в честь жены правителя. Как и пирамиды, эти памятники говорят нам о том, насколько обеспеченными и организованными могли быть люди в древние времена, они значат гораздо больше, чем надгробные камни, – они показывают нам культуру своего времени.

Совершенно иное значение у купола атомной бомбы в Хиросиме – он постоянно напоминает людям о том, как они жестоки, но в то же время символизирует стремление к мирной жизни и надежду на то, что кошмар никогда не повторится.
Триумфальные арки – тоже памятники военного времени, но они посвящены не трагедии, а героическим подвигам. Арка Тита в Риме построена в честь завоевания Иудеи, а триумфальная арка в Париже напоминает нам о победах Наполеона в начале XIX века.
Сначала парижская арка говорила только о победах, а трагедии оставались в тени, но после Первой мировой войны рядом с ней появилась могила неизвестного солдата, на которой горит вечный огонь – это память о тех, кто погиб в боях.

Древний египетский храм Рамсеса II в скале Абу-Симбел, который появился за несколько веков до расцвета Греции и Рима, – не гробница и не то, чтобы памятник, скорее это таинственный храм давно забытой религии.
Японский Великий Будда из Нары – памятник человеку, который стал богом. В японском храме до сих пор живут монахи той самой буддийской секты, для которой его построили в VIII веке. В последние годы Великий Будда стал символом национальной религии, его часто вспоминают, когда говорят о своеобразии Японии.
Это стремление воплощать культуру в памятниках особенно важно, когда мы пытаемся понять, что произошло с цивилизацией Рапа-Нуи на острове Пасхи в южной части Тихого океана. Считается, что эта цивилизация больше 1000 лет жила на маленьком острове в полной изоляции.
Во времена расцвета цивилизации, с X по XVI век, люди на острове создали сотни мегалитических статуй, которыми усеян весь берег. Но в XVIII веке им было уже не до статуй, цивилизация постепенно вымирала. Только к концу XX века статуи были восстановлены.

Современные святыни
В XIX веке при участии французского инженера Густава Эйфеля появились два самых известных символа того времени. Статуя Свободы была даром французского народа, она олицетворяла дружбу французов с американцами. Американцы ответили взаимностью и построили для статуи огромный пьедестал у берега залива в Нью-Йорке. Никто тогда не мог предположить, насколько важной станет эта статуя, международный символ защиты и свободы.
Эйфелеву башню некоторые критики поначалу считали удивительно огромным и уродливым механистичным строением, которое своим видом портит утонченный облик столицы Франции. Башню построили к международной выставке 1889 года и предлагали потом ее демонтировать, а всего лишь через век никто не может представить Париж без этого шедевра.