Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Многоцелевая арена «ВОК-центр» — многоцелевая крытая арена, Оклахома

Многоцелевая арена «ВОК-центр» — многоцелевая крытая арена, Оклахома Архитектура

«ВОК-центр», или «Банк Оклахома-центр», — это многоцелевая крытая арена на 19 000 зрителей в Талсе, столице штата Оклахома в США. Она предназначена для проведения спортивных мероприятий, концертов и торжественных церемоний. На стадионе соревнуются в мини-футболе, хоккее, баскетболе, и для каждого вида сорта предусмотрена своя площадка.

Ход строительства арены имел огромное значение для жителей города, так как большую часть денег предполагалось выделить из городского бюджета. План был одобрен городскими избирателями в 2004 году, и сразу после этого началась работа над проектом. Арена заняла в структуре обновленного города одно из ключевых мест.

Заказ на это многопрофильное спортивно-концертное сооружение Пелли получил благодаря успеху своих многочисленных предшествующих общественных построек. Помимо опыта и мастерства архитектора здесь требовалось уникальное образное решение. Чиновники Талсы попросили Сезара Пелли создать арену, способную сразу стать ярким городским памятником, своего рода архитектурным знаком города. Ради этого Пелли исследовал Талсу с точки зрения культуры и архитектуры и постарался отразить в проекте традиции примитивизма коренного населения Оклахомы, а также образы городских башен арт-деко, особо ценимых жителями.

 Только все эти смысловые нагрузки были поданы мастером не через прямую стилизацию и цитирование, а переосмыслены в более современных формах и материалах. В итоге сложился полноценный диалог с прошлым городской архитектуры, в которую вступил равноправный член — памятник новейшего времени.

Кроме «Пелли Кларк Пелли» под руководством самого мастера над проектом работали сотрудники местных проектных бюро, а разработку сложных конструктивных и инженерных решений обеспечивали специалисты из авторитетной международной компании «Торнтон Томасетти». Закладка первого камня на строительстве арены состоялась в августе 2005 года, и через три года, в августе 2008-го, прошло торжественное открытие многоцелевого стадиона.

Основной композиционный прием, использованный Пелли в облике «ВОК-центра», — это наслоение нескольких интенсивно скручивающихся дуговых сегментов различной высоты и толщины, отделанных стеклом и металлом. Длина «закрученного» стеклянного фасада составляет 180 метров, а дополнительную остроту композиции придает устремленность общего движения вверх, от уровня земли к символическим новым высотам и достижениям. Элегантные внешние стены чуть наклонены внутрь, к центру объема арены. Полученный художественный эффект динамической легкости достигается благодаря использованию стекла и облицовочных панелей из нержавеющей стали. Интерьер повторяет характер движения, читающийся на фасаде. Динамику внутренних пространств поддерживают большие лестницы, оборачивающиеся по зданию вокруг главного вестибюля.

Но главной изюминкой внутреннего оснащения центра считается круговой HD-экран, опоясывающий трехуровневую гостевую зону с барами, роскошными номерами и VIP-зоной. Для спортсменов предусмотрены многочисленные тренажерные залы и кабинеты гидротерапии, комфортные раздевалки. Судейские помещения также оборудованы по последнему слову техники. Дополнительное удобство «ВОК-центра» для зрителей состоит в ширине его 17 300 кресел, которые на пять сантиметров шире, чем кресла промышленного стандарта (56 сантиметров вместо 51), в том числе и по сравнению с другим стадионом города. В Центре оборудованы 14 ресторанов с кулинарными традициями разных стран и торговая зона.

После открытия арены Пелли отметил, что она начала «жить своей интенсивной жизнью» и он, уже в качестве пользователя, впечатлен тем, как в придуманном сложном здании легко все взаимодействует. С его точки зрения, работы местных художников и скульпторов, украсившие интерьер, очень удачно вписались в общий замысел, что позволит и дальше интегрировать локальные традиции и стилистику ар-деко в современную жизнь города и даст толчок к его гармоничному развитию.

Сезар Пелли всегда стремится создать сооружение, которое будет не только эффектно и занимательно с архитектурной точки зрения, но окажется удобным, полезным и приятным в эксплуатации максимально долго. В случае с «ВОК-центром» это получилось в полной мере. Пелли, как настоящий мастер современной архитектуры, придумал для «ВОК-центра» яркое концептуальное решение, которое впитало в себя смелость деконструктивистских контрастов и утилитарность модернистского подхода к организации пространств, умело сочетая наивную простоту традиционного искусства коренных народов Америки с возможностями новейших технологий.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал