Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Международный аэропорт Астаны (арх. К. Курокава)

Международный аэропорт Астаны (арх. К. Курокава)

Аэропорт в Астане появился еще в 1931 году, когда сам город носил название Акмолинск. Аэропорт Акмолинска долгое время был скромным областным авиавокзалом, соединяющим город с другими населенными пунктами Советского Союза. Международные авиалинии тогда были только в Алма-Ате.

С 1997 года, после провозглашения Астаны новой столицей Казахстана, встал вопрос и о развитии аэропорта как в отношении технических характеристик, так и в повышении уровня обслуживания пассажиров.

Строительство новой ультрасовременной столицы — это заявление о Казахстане на международной арене как о сильной, интенсивно развивающейся стране. Республика начинает демонстрировать уверенный экономический рост, а пример Астаны должен давать представление о происходящих в Казахстане переменах. Соответственно, столичный аэропорт должен стать визитной карточкой государства.

Вид на аэропорт сверху. Макет
Вид на аэропорт сверху. Макет

Поэтому Нурсултан Назарбаев с самого начала пригласил проектировать новый аэропорт создателя архитектурного замысла застройки Астаны — великого Кисё Курокаву.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

В 2002 году крупномасштабный проект реконструкции и модернизации терминала начал реализовываться, а в 2005 году состоялось торжественное открытие аэропорта. Он заработал на полную мощность и завоевал титул самого современного и инновационного в стране. Сейчас аэропорт казахской столицы является одним из наиболее крупных и модернизированных во всей Средней Азии.

Задачей архитектора было спроектировать здание настолько яркое, чтобы его образ остался в сердцах путешественников. В то же время аэропорт должен стать символом новой столицы и равноценно воплотить в себе образ страны.

Центральный купол аэропорта
Центральный купол аэропорта

Для достижения поставленной цели, конечно, можно было ограничиться использованием национального орнамента, передающего образ Казахстана, — этот способ простой и эффективный, отказываться от него совсем неразумно, но и ограничиться только этим нельзя. Использование национального орнамента — это лишь декоративный метод, он не сможет повлиять на создание удобного пространства аэропорта, но сможет прекрасно дополнить авторский замысел.

Для архитектора решающим фактором была задача спроектировать привлекательное и необыкновенное, выделяющееся архитектурное пространство, которое должно отвечать ряду нестандартных требований. Поскольку аэропорт — место встреч и расставаний, то необходимо сделать его удобным и уютным, с ненавязчивым дизайном для чувствительных в такие моменты людей. Кроме того, для иностранцев аэропорт — первый пункт пребывания в Казахстане, именно по нему составляется первоначальное впечатление о стране.

Поэтому архитектура аэропорта Астаны должна сформировать у гостя нужное представление о стране, а для вернувшихся издалека местных жителей — ассоциироваться с образом родного дома. В любом случае, куда бы люди ни ехали и откуда бы ни возвращались, каждый раз аэропорт призван вызывать у них спокойные чувства. Иными словами, он должен стать «вторым домом», ненавязчиво создавая ауру покоя и умиротворения, и тогда здесь люди будут испытывать приятные эмоции.

Международный аэропорт Астаны
Международный аэропорт Астаны

Помимо прочего, аэропорт новой столицы Казахстана также должен был олицетворять направление развития архитектуры страны, так как архитектура всегда несет в себе образ той или иной культуры. Предпроектные исследования бюро Курокавы определили многие современные постройки Казахстана как имитацию мировой архитектуры, то есть смешение восточных и европейских черт для выработки собственного неповторимого пути, по которому пойдет развитие национального зодчества.

В результате был разработан футуристический дизайн нового пассажирского терминала аэропорта Астаны, сочетающий в себе восточную и западную традиции. Центральный объем здания аэропорта создан в виде огромного, светящегося в темноте купола со срезанной лицевой стороной. Диаметр купола 45 метров при высоте 36 метров. Снаружи купол окрашен в цвет национального флага. Пространство под куполом напоминает традиционную юрту. Интерьер аэропорта украшает яркая мозаика, передающая два типа исламских узоров.

Еще одна задача архитектора заключалась в разработке не только удобного и функционального, но и безопасного пространства. Здание аэропорта создавалось для использования в суровых природных условиях: зимой в Казахстане температура опускается до –40 градусов, а иногда и ниже, тогда как летом — превышает 40-градусную отметку. Поэтому японский мастер сотрудничал с казахстанскими архитектурными фирмами, эффективно применяя местные материалы и методы строительства.

Кисё Курокава был убежден в том, что аэропорты необходимо создавать экологически безопасными. В первую очередь, этого можно достичь за счет снижения теплоотдачи. При разработке проекта Международного аэропорта Астаны, архитектор спроектировал высоту потолка ниже, чем обычно. Это было продиктовано двумя причинами: необходимостью сократить потери тепла, а также желанием подчеркнуть горизонтальность разворачивания пространства. В интерьере присутствуют зеленые насаждения, деревья и цветы, которые способствуют созданию неповторимой атмосферы аэропорта.

Главный зал аэропорта
Главный зал аэропорта

Здание международного пассажирского терминала общей площадью свыше 24 000 квадратных метров состоит из пяти уровней: два уровня прилета и вылета пассажиров и три уровня, которые располагаются в куполе. Новый терминал оснащен по последнему слову техники: у него шесть телескопических трапов, новый перрон международных линий для приема всех типов самолетов. В здании есть все необходимое, чтобы оставить у пассажиров только приятные впечатления о пребывании в нем: сувенирные магазины, просторные и уютные залы ожидания, кафе, бары и рестораны, сервис для VIPперсон, Duty free и обзорная площадка с великолепным панорамным видом аэропорта.

Новый терминал включает в себя корпус для длительного пребывания экипажей и пассажиров (он находится у въезда в аэропорт), а также гостиницу для транзитных пассажиров. Для удобства пассажиров предусмотрен въезд на автомобилях внутрь купола, где создана парковка на 420 мест.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Высота купола — 36 м.
  • Купол окрашен в цвет национального флага.
  • Срезанная лицевая сторона купола имеет зеркальную поверхность, которая отражает всю площадь перед терминалом.
  • Общая площадь терминала — 23 892 м2
  • Диаметр купола — 45 м.
  • Пространство под куполом призвано напоминать о традиционном национальном жилище — казахской юрте.
  • В куполе расположена смотровая площадка.
  • Выраженно наклоненная центральная часть фасадов второго яруса служит своего рода огромным зеркалом для каждого посетителя аэропорта.
Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал