Аэропорт в Астане появился еще в 1931 году, когда сам город носил название Акмолинск. Аэропорт Акмолинска долгое время был скромным областным авиавокзалом, соединяющим город с другими населенными пунктами Советского Союза. Международные авиалинии тогда были только в Алма-Ате.
С 1997 года, после провозглашения Астаны новой столицей Казахстана, встал вопрос и о развитии аэропорта как в отношении технических характеристик, так и в повышении уровня обслуживания пассажиров.
Строительство новой ультрасовременной столицы — это заявление о Казахстане на международной арене как о сильной, интенсивно развивающейся стране. Республика начинает демонстрировать уверенный экономический рост, а пример Астаны должен давать представление о происходящих в Казахстане переменах. Соответственно, столичный аэропорт должен стать визитной карточкой государства.
Поэтому Нурсултан Назарбаев с самого начала пригласил проектировать новый аэропорт создателя архитектурного замысла застройки Астаны — великого Кисё Курокаву.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
В 2002 году крупномасштабный проект реконструкции и модернизации терминала начал реализовываться, а в 2005 году состоялось торжественное открытие аэропорта. Он заработал на полную мощность и завоевал титул самого современного и инновационного в стране. Сейчас аэропорт казахской столицы является одним из наиболее крупных и модернизированных во всей Средней Азии.
Задачей архитектора было спроектировать здание настолько яркое, чтобы его образ остался в сердцах путешественников. В то же время аэропорт должен стать символом новой столицы и равноценно воплотить в себе образ страны.
Для достижения поставленной цели, конечно, можно было ограничиться использованием национального орнамента, передающего образ Казахстана, — этот способ простой и эффективный, отказываться от него совсем неразумно, но и ограничиться только этим нельзя. Использование национального орнамента — это лишь декоративный метод, он не сможет повлиять на создание удобного пространства аэропорта, но сможет прекрасно дополнить авторский замысел.
Для архитектора решающим фактором была задача спроектировать привлекательное и необыкновенное, выделяющееся архитектурное пространство, которое должно отвечать ряду нестандартных требований. Поскольку аэропорт — место встреч и расставаний, то необходимо сделать его удобным и уютным, с ненавязчивым дизайном для чувствительных в такие моменты людей. Кроме того, для иностранцев аэропорт — первый пункт пребывания в Казахстане, именно по нему составляется первоначальное впечатление о стране.
Поэтому архитектура аэропорта Астаны должна сформировать у гостя нужное представление о стране, а для вернувшихся издалека местных жителей — ассоциироваться с образом родного дома. В любом случае, куда бы люди ни ехали и откуда бы ни возвращались, каждый раз аэропорт призван вызывать у них спокойные чувства. Иными словами, он должен стать «вторым домом», ненавязчиво создавая ауру покоя и умиротворения, и тогда здесь люди будут испытывать приятные эмоции.
Помимо прочего, аэропорт новой столицы Казахстана также должен был олицетворять направление развития архитектуры страны, так как архитектура всегда несет в себе образ той или иной культуры. Предпроектные исследования бюро Курокавы определили многие современные постройки Казахстана как имитацию мировой архитектуры, то есть смешение восточных и европейских черт для выработки собственного неповторимого пути, по которому пойдет развитие национального зодчества.
В результате был разработан футуристический дизайн нового пассажирского терминала аэропорта Астаны, сочетающий в себе восточную и западную традиции. Центральный объем здания аэропорта создан в виде огромного, светящегося в темноте купола со срезанной лицевой стороной. Диаметр купола 45 метров при высоте 36 метров. Снаружи купол окрашен в цвет национального флага. Пространство под куполом напоминает традиционную юрту. Интерьер аэропорта украшает яркая мозаика, передающая два типа исламских узоров.
Еще одна задача архитектора заключалась в разработке не только удобного и функционального, но и безопасного пространства. Здание аэропорта создавалось для использования в суровых природных условиях: зимой в Казахстане температура опускается до –40 градусов, а иногда и ниже, тогда как летом — превышает 40-градусную отметку. Поэтому японский мастер сотрудничал с казахстанскими архитектурными фирмами, эффективно применяя местные материалы и методы строительства.
Кисё Курокава был убежден в том, что аэропорты необходимо создавать экологически безопасными. В первую очередь, этого можно достичь за счет снижения теплоотдачи. При разработке проекта Международного аэропорта Астаны, архитектор спроектировал высоту потолка ниже, чем обычно. Это было продиктовано двумя причинами: необходимостью сократить потери тепла, а также желанием подчеркнуть горизонтальность разворачивания пространства. В интерьере присутствуют зеленые насаждения, деревья и цветы, которые способствуют созданию неповторимой атмосферы аэропорта.
Здание международного пассажирского терминала общей площадью свыше 24 000 квадратных метров состоит из пяти уровней: два уровня прилета и вылета пассажиров и три уровня, которые располагаются в куполе. Новый терминал оснащен по последнему слову техники: у него шесть телескопических трапов, новый перрон международных линий для приема всех типов самолетов. В здании есть все необходимое, чтобы оставить у пассажиров только приятные впечатления о пребывании в нем: сувенирные магазины, просторные и уютные залы ожидания, кафе, бары и рестораны, сервис для VIPперсон, Duty free и обзорная площадка с великолепным панорамным видом аэропорта.
Новый терминал включает в себя корпус для длительного пребывания экипажей и пассажиров (он находится у въезда в аэропорт), а также гостиницу для транзитных пассажиров. Для удобства пассажиров предусмотрен въезд на автомобилях внутрь купола, где создана парковка на 420 мест.
Архитектурные и конструктивные особенности:
- Высота купола — 36 м.
- Купол окрашен в цвет национального флага.
- Срезанная лицевая сторона купола имеет зеркальную поверхность, которая отражает всю площадь перед терминалом.
- Общая площадь терминала — 23 892 м2
- Диаметр купола — 45 м.
- Пространство под куполом призвано напоминать о традиционном национальном жилище — казахской юрте.
- В куполе расположена смотровая площадка.
- Выраженно наклоненная центральная часть фасадов второго яруса служит своего рода огромным зеркалом для каждого посетителя аэропорта.