Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Мемориальный художественный музей Аллена (арх. Р.Вентури)

Мемориальный художественный музей Аллена (арх. Р.Вентури)

Расширение Мемориального художественного музея Аллена (AMAM) в городе Оберлин (штат Огайо), осуществленное по проекту архитектурного бюро Роберта Вентури и Дениз Скотт-Браун, стало одним из самых ранних и лучших образцов архитектуры постмодерна в Соединенных Штатах Америки.

В сложном диалоге с оригинальным зданием Гилберта свежий подход Вентури к использованию декора сыграл решающую роль в новой оценке архитектурного символа и контекста, разработанного в 1970–1980-х годах. Основанный в 1917 году Мемориальный художественный музей Аллена сегодня признан одним из пяти лучших университетских художественных музеев в США.

Старая галерея (арх. Касс Гилберт)
Старая галерея (арх. Касс Гилберт)

С момента своего открытия он предлагал бесплатный доступ к коллекции всем желающим. А собрание действительно заслуживает внимания. Изначально оно занимало только одно здание, удивительно элегантное, воспроизводящее образ итальянского палаццо эпохи Возрождения, возведенное по проекту Касса Гилберта и названное в честь доктора Дадли Питера Аллена, выдающегося выпускника Оберлинского колледжа 1985 года.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Доктор Аллен и его жена Элизабет Северанс-Аллен (позже Прентисс) были главными донаторами нового музея. В галереях здания Гилберта и сегодня представлена основная часть коллекции живописи старых мастеров и произведения искусства XIX века, а также скульптуры и шедевры декоративно-прикладного искусства. В 1977 году к зданию Гилберта пристроили галерею для экспонирования современного искусства.

Дизайн-проект, заказанный архитектурному бюро Вентури и Скотт-Браун, был профинансирован Рут Котес Руш. Это новое музейное крыло посвятили профессору истории искусства оберлинского колледжа Эллен Джонсон. В нем разместились библиотека с 10 000 изданий, галерея современного искусства, реставрационные и исследовательские лаборатории, скульптурные студии, лектории и магазины.

Фрагмент фасада новой галереи
Фрагмент фасада новой галереи

В каком-то смысле Касс Гилберт в своем здании создал феномен постмодернистской архитектуры еще в 1917 году. Тогда, правда, этот подход назывался историзмом и не предполагал иронии в отношении к архитектурным элементам. Зодчие и, в частности, Гилберт руководствовались идеей того, что каждому типу здания, каждой функции лучше всего соответствует какой-либо из исторических стилей, эпоха расцвета которого была связана с господством тех или иных философских концепций или мировоззрений.

Так, к примеру, для театров использовался самый пышный и зрелищный стиль барокко, для банков и правительственных учреждений обычно выбирали строгие, классические формы, для церквей как нельзя лучше подходила готика, а просветительским функциям университетов и музеев отвечала простая и утонченная ренессансная архитектура, то есть формы, отсылающие к эпохе появления и расцвета университетов и частных собраний. Для АМАМ Гилберт использовал словарь архитектуры Тосканского Возрождения, чтобы имитировать европейское искусство прошлого в американской, все впитывающей в себя культуре.

Внутренний двор между старой и новой галереями
Внутренний двор между старой и новой галереями

И если вспомнить, чем Лас-Вегас восхищал Вентури, о чем было сказано в обзорной главе настоящей книги, то сравнение принципов Гилберта с постмодернистскими идеями не кажется таким уж неуместным. Постоянный поиск корней, свойственный американской культуре в целом, сам по себе провоцировал зарождение постмодерна еще задолго до Вентури. Попытки заполнить генеалогическую карту и обосновать собственное право на высокое искусство приводили к копированию и имитации. Осознание этих процессов породило самоиронию, и потому постмодернизм (как и поп-арт, что для Вентури-теоретика оказывается важным сопоставлением) стал плотью от плоти американской культуры.

Чтобы понять всю тонкость иронии Вентури, нужно разобраться, что же построил Гилберт. Здание АМАМ имеет ряд особенностей, характерных и для других со оружений на территории Оберлинского университетского городка, созданных по проекту этого мастера. К примеру, во всех случаях он применил местный песчаник в качестве строительного материала и черепичную крышу.

Но в отличие от синтеза романских реминисценций с архитектурными традициями Среднего Запада здесь зодчий практически в точности воспроизводит элегантный симметричный фасад Оспедале дельи Инноченти (воспитательный дом для детей-сирот) Филиппо Брунеллески. Он использует те же самые пропорции открытой галереи и аркады с утонченными колоннами коринфского ордера, хотя, конечно, ярко-красная нависающая над фасадом крыша становится очень оригинальным акцентом, которого у Брунеллески не было. На боковых частях фасада, по сторонам от колоннады, появляются красные филенки, их также не найти в итальянском прообразе, и этот элемент обретает особую значимость в тот момент, когда переводишь взгляд от проекта Гилберта к зданию Вентури.

Мемориальный художественный музей Аллена. Старая и новая галереи. Архитекторы — Касс Гилберт и Роберт Вентури
Мемориальный художественный музей Аллена. Старая и новая галереи. Архитекторы — Касс Гилберт и Роберт Вентури

Оно состоит из двух частей как конструктивно, так и композиционно. Понятно, что любое боковое приращение сразу нарушило бы симметрию фасада Гилберта, поэтому перед Вентури стояла задача сделать это максимально тактично по отношению к уже существующей архитектуре. Он пристраивает к старому сооружению небольшой практически квадратный в плане объем той же высоты и соединяет галерею Гилберта с новой галереей, возведенной вдоль нее.

Гармония между корпусами достигается не за счет симметрии или имитации, а за счет тончайше продуманного сочетания материалов. Небольшой объем, через какой осуществляется переход из одного здания в другое, покрыт шахматным узором из красного песчаника и желтого кирпича и розового гранита. Этот узор перекликается с формой и цветом филенок, о которых выше шла речь. Удивительно элегантный ход! Геометрическому узору соответствуют прямоугольные, хаотично расположенные на фасаде модернистские окна, одно из них, начавшись на одной части здания, заканчивается на другой. А основная часть нового крыла создана уже только из светлого кирпича с двумя рядами ленточных окон, идущих по всему фасаду. И внешний облик данной части сооружения воспроизводит одну из построек Миса ван дер Роэ для кампуса Иллинойского технологического института.

Таким образом Вентури подчиняет старое здание новому, включает его в новый постмодернистский контекст и втягивает музей в некую игру на узнавание архитектурных стилей и творчества зодчих. Действительно, можно сказать, что Мис ван дер Роэ был Брунеллески своего времени, или наоборот: они оба — великие революционеры в истории архитектуры.

Выход из старой галереи музея
Выход из старой галереи музея

Ренессанс Вентури тоже не чужд. Одновременно с работой над новой галереей АМАМ он занимался строительством Гордон Ву-Холла для Батлер-колледжа Принстонского университета, где и использовал геральдические и декоративные мотивы архитектуры Возрождения.

Во внутреннем дворе АМАМ мастер срезает по диагонали один из углов своего здания, остекляет на уровне первого этажа и устанавливает деревянную колонну ионического (условно) ордера причудливой раздутой формы, которая оказывается прямо перед «окном». Здесь она совершенно не функциональна и нужна лишь в качестве декоративной детали, продолжающей постмодернистскую игру форм. Если отдельные фрагменты старого и нового зданий оказываются вполне узнаваемыми цитатами или мотивами, то такое отношение к ордеру абсолютно уникально — никому из зодчих, возможно, даже в голову не приходило так дерзко вырывать из контекста важнейший элемент классической архитектуры.

Разрушение ордерной системы стало символом, который вслед за Вентури применяли и другие постмодернисты. К примеру, Чарльз Мур в своем проекте Лоуренс-Холла для Музея искусств Уильямс-колледжа (1982–1986 годы, Уильямстаун, штат Массачусетс) использует проекции ионического ордера на плоские опоры квадратного сечения, при этом отрывая капители от фуста, то есть делая «опору» совершенно нефункциональной.

А в 1989 году Питер Айзенман при строительстве Векснер-центра визуальных искусств для Государственного университета Огайо в Колумбусе вообще подвесил колонны в воздухе на уровне второго этажа, создав впечатление абсолютного архитектурного хаоса. Таким образом маленькая изюминка, придуманная Вентури для проекта Мемориального художественного музея Аллена, вдохновила целое поколение зодчих на новый принцип отношений с классической ордерной системой.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Вентури не имитирует и не подражает: он создает новую архитектуру, перекликающуюся со старой в деталях.
  • Музей носит имя Дадли Питера Аллена, своего главного донатора.
  • Старая часть являлась аллюзией на итальянское палаццо Оспедале дельи Инноченти Филиппо Брунеллески Огромное внимание.
  • Вентури уделяет материалам, благодаря чему новые части музея сочетаются со старыми.
  • Старая часть музея построена в духе историзма.
  • Новый корпус Мемориального музея Аллена стал расширением здания 1917 года, построенного по проекту Касса Гилберта.
  • Дизайн-проект, заказанный архитектурному бюро Роберта Вентури и Скотт-Браун, был профинансирован Рут Котес Руш, именем которого и назвали новый корпус.
  • В этом проекте Вентури радикально меняет отношение к ордерной системе: он срезает по диагонали один из углов своего здания, остекляет на уровне первого этажа и устанавливает деревянную колонну (условно) ионического ордера причудливой раздутой формы.
  • Новый корпус стал парафразом к модернистской архитектуре Миса ван дер Роэ.
  • Вентури пристроил к старому зданию два объема — небольшой переходный зал и новый большой корпус.
Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал